План-конспект урока на тему: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года». (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока на тему: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года».

Класс: 8

Предмет: литература

Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова. - Москва: Дрофа, 2009 г.

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.

Тема мероприятия: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года».

Цели урока: знакомство с басней как литературным жанром, с творчеством И.А. Крылова, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк на псарне».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова "Волк на псарне", её исторической основой, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова.

Межпредметные связи: история.



План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайтестарательно,

Слушайте внимательно.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

Работа с эпиграфом к уроку.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей!

Бессмертные творения Крылова

Мне с каждым годом любим всё сильней.

Подумайте, о ком и о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какие басни Крылова вы знаете, какую басню прочитали дома?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулирование предполагаемой темы урока; составление пана деятельности


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Сообщение об Отечественной войне 1812года.

Проблемный вопрос

Подумайте, как эти события связаны с творчеством И.А.Крылова, в какой басне они могут быть отражены?

Какова задача нашего урока, какую гипотезу мы должны доказать?

Сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Выдвигают гипотезу, о том, что в басне «Волк на псарне» отражены события войны 1812 года.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания





Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка заполнение маркировочной таблицы "ЗУХ"



Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня? (Тема прошлого урока)

Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»

2 колонка - план к статье учебника. Основные вехи жизни.

3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.



2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

- Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение басни.

Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек

-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Групповая работа.

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

Предполагаемый ответ:

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают на вопрос учителя.


  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум.

Работа с текстом басни.



Проблемный, метод фронтальной организации учащихся. Работа в группах и выступление перед аудиторией


личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- итак вернёмся к басне Крылова «Волк на псарне».

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку?

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

1. Слушаем басню в записи (художественное исполнение)

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

В басне вы встретили устаревшие слова. Знаете ли вы их лексическое значение?

Выпишите устаревшие слова.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение учащимися.

Чтение по ролям басни

Подготовка к чтению. Чтение.

4.Аналитическая работа с текстом.

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе (группы разноуровневые).

Групповая работа

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Задания для групп

1 группа

-Перечислите действующих лиц

-Куда хотел попасть Волк?

-Кто поднялся против Волка?

-Как чувствовал себя волк, запертый на псаре?

-Что предпринял Волк, чтобы избежать наказания?

-Поверил Ловчий сладкой речи волка?

-Какими были решающие действия Ловчего?

2 группа

-На какие исторические события была написана басня?

-С кем пришлось сражаться русскому народу?

-Под чьим командованием совершали свои захватнические походы французы?

-Кто командовал русскими войсками?

-Как вы думаете, кого скрыл Крылов под образами Волка и Ловчего?

3 группа

Организационная . Этап 5. Вывод. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.


Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»

© 2010-2022