Игровые технологии в системе обучения русскому языку

В данной работе говорится о важности использования игровых технологий на уроках русского языка для повышения интереса учеников к предмету. Игра является одним из ведущих видов деятельности ребёнка. С её помощью учитель может заинтересовать учащихся, увлечь их. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дворникова Анастасия Владимировна

МБОУ СОШ с УИОП «СОШ с УИОП» г. Алдан,

учитель русского языка и литературы

Игровые технологии в системе обучения русскому языку как средство повышения интереса учащихся к предмету

Русский язык должен стать мировым языком.

Настанет время (и оно не за горами)

русский язык станут изучать

по всем меридианам земного шара.

А.Н. Толстой



В каждом настоящем человеке скрыт ребёнок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше

Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

Одна из основных проблем современной школы - падение интереса учащихся к русскому языку и, следовательно, снижение грамотности, неумение правильно, логично высказать свою мысль. Это связано не с тем, что сам предмет не интересен ребенку. Скорее всего, данное отношение детей является своеобразным ответом на его преподавание. Таким образом, с помощью одних только традиционных уроков нельзя добиться положительного отношения к предмету.

Моя цель - сделать так, чтобы встреча с незнакомым, новым материалом не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию.

В своей практике, наряду с традиционными технологиями, я использую игровые. Ведущей идеей моей работы является следующее правило «Учиться надо с увлечением».

В своей работе я опираюсь на различные психолого-педагогические теории, в каждой из которых нахожу что-то полезное для себя. Это работы Василия Александровича Сухомлинского, Марии Монтессори, Льва Семёновича Выготского и др.

Стать хорошим учителем, по словам Сухомлинского, можно, только являясь хорошим воспитателем. Самая важная задачей учителя - научить ученика думать. «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым на факты и скупым на обобщения». Дети должны жить в мире творчества.

Теория Марии Монтессори привлекает меня потому, что она строго индивидуализирована. Ребёнок, по её мнению, должен выступать в роли исследователя, так как таковым он является с рождения: «Я становлюсь частью всего того, что я видел».

Л. С. Выготский уделял большое внимание игре в жизни ребёнка. Он говорил о том, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления. Соответственно, по мнению Выготского, игра является естественной формой деятельности, приготовлением к его будущей жизни.

Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра - коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения школьники учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, то есть происходит работа над самим собой, своими привычками и свойствами характера.

Игра способствует изменению эмоциональной атмосферы урока, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации.

Чтобы представить влияние дидактических игр на повышение эффективности процесса обучения, целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр: воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность.

Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а так же в разработке правил игры. Если педагогические игры используются в процессе изучения русского языка систематически, то школьники с большим удовольствием начинают создавать свои игры. Игровая форма проведения уроков позволяет делать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы уроков.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Она состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

На уроках русского языка я стараюсь использовать различные формы игровых технологий.

  • Конкурсы, турниры, эстафеты, КВН, деловые игры, кроссворды, викторины, дуэли;

  • Исследования, изобретательства, комментарии, мозговые атаки, интервью, репортажи, рецензии;

  • Пресс-конференции, аукционы, телепередачи, «живые газеты», устные журналы;

  • Уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки XXI века;

  • Судебные процессы, учёные советы, редакционные советы.

Теперь хотелось бы показать применение этих технологий на практике. Я широко использую игровые технологии на своих уроках, проводя основное исследование на 7-м классе уже 3-й год, начав работу с ними в 5-м классе. Почему именно в 5-м классе? Во-первых, это было очень интересно для продолжения работы в данном направлении. А во-вторых, 5 класс - переходный этап в жизни ребёнка: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Передо мной стояла задача, как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь и пришли на помощь уроки-игры, уроки- путешествия в страну русского языка, уроки-зачеты и др.

Я стала использовать игровые задания на различных этапах своих уроков: при опросе, при закреплении, на обобщающих уроках. Из большого множества дидактических игр я использовала такие, как «Слепой капитан», «Собери текст», «Слабое звено», «Волшебный мяч» (с вариациями), «Видимо-невидимо», «Путешествие в Морфологию», различные загадки и кроссворды.

Видно было, как дети оживляются, принимают активное участие в процессе, происходящем на уроке, высказываются даже те, кто обычно на уроках молчит.

Мной был проведен опрос, который касался отношения к русскому языку. Там были следующие вопросы:

Ваше отношение к русскому языку: нравится вам или нет?

Практически все учащиеся (за исключением 1-го) ответили, что им нравится этот предмет.

Что именно нравится или не нравится на уроках русского языка?

50% учащихся указали на игровые моменты, 40% написали, что все нравится, 10% - другое (писать сочинения, выходить к доске). Некоторые ребята написали, что им не нравится, когда задают на дом.

Какая из игр наиболее запомнилась?

Несомненное превосходство было у игры «Слабое звено» (теле-шоу). Ее отметили 50% учащихся. Эта игра проводилась у нас на устном зачете по теме «Синтаксис».

Также хорошо запомнилась учащимся игра «Слепой капитан». Ее отметили 30% учащихся.

И еще ребята отметили игру с мячом (вопрос-ответ), которую мы проводили на этапе опроса. Интересен вариант, когда учащиеся кидают мяч друг другу, и сами задают вопросы.

Вам больше нравится выполнять игровые задания по группам или индивидуально?

Все ребята ответили, что в группах им нравится работать больше, нежели индивидуально. Групповая работа имеет множество своих плюсов. Через работу во временных микрогруппах уменьшается дистанция между детьми. Ребенок научается признавать мнение своего окружения, не нарушать и согласовывать свои стремления с действиями товарищей. Развивается их стремление к совместному поиску.

В шестом и в седьмом классах я продолжала использование игровых технологий на уроках русского языка. Мы проводили КВН, к которому учащиеся готовились заранее: готовили домашнее задание, подбирали костюмы, атрибутику. Также готовили и защищали свои газеты после прохождения определённых тем («Синтаксис», «Лексикология» и др.). Проводили мы и деловые игры: «Судебный процесс» (на этом уроке мы рассматривали дело человека, который не умеет пользоваться знаками препинания); «В редакции газеты» по теме «Предлог».

Для того, чтобы проанализировать качество использования таких уроков, я сравнила успеваемость учащихся пятого, шестого и седьмого классов по первым полугодиям. Прогресс явно виден. Если в пятом классе 25% учащихся имели отметку «3» по русскому языку, то первое полугодие седьмого класса с тройкой закончили 8 процентов.

Также увеличился процент учащихся, которые имеют четверку по данному предмету (5 класс - 33%, 7 класс - 50%).

Конечно, игровые технологии помогают активизировать деятельность учащихся, развивают внимание и повышают познавательный интерес к предмету. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Вообще следует придерживаться следующих правил:

  • Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  • Доступность для учащихся данного возраста;

  • Умеренность в использовании игр на уроках.

Помимо игровых технологий и методик на своих уроках я стараюсь использовать информационно-компьютерные технологии. С помощью них я стараюсь преподнести материал в более доступной для современного поколения форме, так как подростков повсюду окружают информационные технологии. Интернет обладает большими информационными возможностями. Я использую его возможности и ресурсы:

  • Для ликвидации пробелов в знаниях;

  • Для включения материалов сети в содержание урока;

  • Для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом.

Также я использую материалы сети для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ.

Также на уроках я использую проектную деятельность, так как это возможность для учащегося делать что-то самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности.

В шестом и седьмом классах мы разрабатывали следующие проекты: «Как нужно правильно писать сочинение», «Ошибки в школьных учебниках. Морфемика», «Альбом правил русского языка».

В основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Ни одна педагогическая идея, какой бы гениальной она ни была, не может быть реализована, если учитель вызывает у учеников реакцию отторжения, недоверия. Поэтому я стараюсь быть активной, эмоциональной, творческой личностью.

Я считаю, что выбранные мною технологии, формы, методы обучения являются эффективными и оправданными, так как создаются благоприятные условия для проявления способностей и интересов учащихся. Таким образом, речь идет о гуманизации педагогического процесса, что и является основным требованием времени. Я стараюсь, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, занимательными и познавательными. Ещё раз повторюсь: «Дети должны учиться с увлечением». И если ученики не ждут с нетерпением звонка на перемену, если у них загораются искорки в глазах, если они хотят работать на уроке, то это лучшая награда для меня, как для учителя. После таких уроков у меня снова возникает желание творить, создавать новые, интересные, нестандартные уроки.



© 2010-2022