Урок русского языка по теме словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний»

Класс: 8

Цель урока:

Образовательные: закрепить понятие о словосочетании, отработка умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, выписывать из предложения (текста) словосочетания заданного типа; развития умения заменять словосочетание синонимичным; отработка правописного навыка учащихся.

Развивающие: развитие творческих способностей и творческого мышления учащихся, развитие самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку; дидактический материал - тесты (листы с заданиями на каждого ученика), сигнальные карточки (для каждого ученика).

Задачи учащихся: 1) научиться выделять словосочетания из предложения; 2) научиться определять способ связи слов в словосочетании.

Тип урока: повторительно-обобщительный

Вид урока: практическое занятие

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, поисково-проблемный

Ожидаемый результат: качественное выполнение заданий экзамена (задание части В)

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Лингвистическая разминка «Третье лишнее». Слайд №2.

  1. Трое медвежат, третья парта, тридцать четыре.

  2. То дождь, то снег; снег и дождь; моросящий дождь.

  3. В течение осени, течение реки, ввиду болезни.

  4. Листья пожелтели, осенние листья, шуршат под ногами.

  5. Водить смычком, водить за нос, водить в горы.

- Что же такое словосочетание? Каковы его признаки? (Ответы детей)

Слайд №3. Признаки словосочетания

  1. Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи.

  2. Одно из составляющих слов зависит от другого (подчинительная связь).

  3. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

- Какие вы знаете виды подчинительной связи в словосочетании? (Ответ детей)

Слайд №4. Виды подчинительной связи в словосочетании.

  1. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу со словосочетанием. Наша задача - научиться определять виды подчинительной связи в них. Как вы думаете, зачем нам это нужно?

4. Проверка домашнего задания.

- На уроке мы с вами рассматривали рисунки к упр. 177. Так в образной форме авторы учебника показали суть лингвистических понятий согласование, управление, примыкание. Представьте свой способ изображения видов связи слов в словосочетании. (Каждая группа представляет свой проект).

5. Работа по теме урока.

- Как вы будете определять виды связи в словосочетании? Составим алгоритм. Каким будет ваш 1-ый шаг? 2-ой? 3-ии?

Слайд №5. Самоинструкция. Виды связи в словосочетании.

  1. Определить главное слово в словосочетании.

  2. Определить, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи. Если да, это примыкание.

  3. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного. Если да, это согласование. Нет, управление.

Задание: Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи.

Прощальная кр…са, бл…стя на солнце, бл…стало реже, довольно скуч…ная, природы ув..данье, по утре(н,нн)ему снегу, к…раван гусей, в…сёлым треском, л…жился на поля, мглой в…лнистою, дремл…шь ещё, день чудес…ный.

- Объясните лексическое значение слова караван. В каком значении оно употреблено? Определите вид тропа.

- В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

- Усложним задание. Попробуем найти словосочетания разных видов связи в предложении и тексте. Выполняем упр.187.

- Просмотрите данный текст. Какие слова могут вызвать сомнения в произношении, т.е. постановке ударения? (поднялся, тотчас) Проверим по словарю. В какой словарь нужно нам заглянуть?

- Выполним сначала задание №2 к данному тексту. Фантазируем! (устное рисование)

- Задание №1 выполняем письменно самостоятельно, ваша задача - выписать по 2-3 словосочетания на каждый вид. Взаимопроверка.

- С какими трудностями столкнулись при выполнении задания?

Индивидуальное задание. Ученик в это время работает по карточке. Задание: выписать все словосочетания из предложения Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин. Произвести синтаксический разбор одного из словосочетаний.

- Давайте ещё раз повторим порядок работы с предложением, чтобы выписать все словосочетания.

Слайд №6. Чтобы выделить словосочетания из предложения, нужно:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения, которая словосочетанием не является.

  2. Выделить словосочетания, относящиеся к группе подлежащего.

  3. Выделить словосочетания, относящиеся к группе сказуемого.

  4. Найти слова, к которым относятся оставшиеся члены предложения. Помните, что слова, в словосочетании могут быть разорваны другими словами!

Физкультминутка. Зарядка для глаз. Упражнение для профилактики нарушения зрения. Слайд №7.

Рассмотрим запись на доске:

Чай с земляникой - земляничный чай

Не решить задачу - нерешённая задача.

- Сравните словосочетания. Каким лингвистическим термином можно их назвать? (Ответ детей). Проверим ваш ответ по учебнику. Прочитаем материал на странице 93. Умение подбирать синонимы - очень важное умение, это показатель богатства речи. Проверим это умение у вас.

Слайд №8. Задание. Данные словосочетания замените синонимичными. Подумайте, везде ли возможна замена?

Площадка для баскетбола, жители села, люблю поесть, лисьим хвостиком, разговор с другом, бутылка из-под кваса, стеклянная кружка, книжка для записей, писать разборчиво.

- Заменить словосочетание синонимичным - это задание В1 ГИА.

- А в чём особенность словосочетаний упр.189? Подберите синонимичные словосочетания с предлогами в виде, наподобие (устно). Задание 2 (особенности употребления в речи) - сделать вывод. Попробуйте самостоятельно продолжить перечень словосочетаний со значением сравнения.

6. Контроль за темой.

- Знания на долгий срок. Повторим ещё урок.

Задача:

- Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слова играют в эстонскую игру «Делай, как я». 2) Зависимое слово выражено наречием. 3) Между главным и зависимым словом стоит предлог. 4) Главное слово, подобно регулировщику на перекрёстке, управляет движение транспорта. 5) Главное слово - глагол. 6) Зависимое слово выражено прилагательным.

Проверочный тест. Работаете самостоятельно с тестами, выбрав задания уровня А либо Б, соответствующие вашим знаниям. (Учащимся раздаются листки с заданиями).

Тест. Виды подчинительной связи в словосочетании

А. А1. Найдите правильное определение словосочетания.

1) Словосочетание - это два или несколько служебных слов, объединённых по смыслу и грамматически.

2) Словосочетание - это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу.

3) Словосочетание - это два или несколько самостоятельных слов, объединённых грамматически.

4) Словосочетание - это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.

А2. Отметьте словосочетание со связью примыкание.

  1. стремление к победе;

  2. собираемся на площади;

  3. появиться кстати;

  4. очаровательный малыш.

А3. Найдите ошибку в определении способа связи.

  1. загорелый юноша (согласование);

  2. румяный от мороза (примыкание);

  3. увлечение музыкой (управление);

  4. громко разговаривая (примыкание).

А4. Укажите вид связи в словосочетании умный парень.

  1. управление;

  2. примыкание;

  3. согласование;

Б. Б1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании часы жизни (Предложение: Часы жизни нельзя перевести назад, но их можно заново завести вперёд.)

Ответ:_____________________________________

Б2. Из предложения Успех - это способность не останавливаться на достигнутом выпишите словосочетание с подчинительной связью управление.

Ответ:_____________________________________

Б3. Из предложения Лучше лишний раз промахнуться, чем вообще не начинать действовать выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.

Ответ:______________________________________

Б4. Из предложения Порой путь к победам лежит через поражение выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

Ответ:_______________________________________

Самопроверка. Слайд №9.

Проверьте себя

А. А1. 4) Б. Б1. управление

А2. 3) Б2. не останавливаться на достигнутом

А3. 2) Б3. лишний раз

А4. 3) Б4. лежит порой

7. Рефлексия.

Слайд №10. Прочитаем предложения, с которыми работали. Это высказывания из книги Джо Райна «Бери от жизни всё». Какая мысль объединяет эти высказывания?

  1. Успех - это способность не останавливаться на достигнутом.

  2. Лучше лишний раз промахнуться, чем вообще не начинать действовать.

  3. Порой путь к победам лежит через поражение.

- Довольны ли вы своей работой сегодня? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет - доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой. (Объявление оценок за урок).

Слайд №11. Лестница настроения.

- А было ли вам интересно на уроке? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет - интересно!

8. Домашнее задание.

Слайд №12. Прочитать параграф 10 ст. 85-94, подготовить рассказ о видах и типах словосочетаний. Выполнить упр.192 или 193.



© 2010-2022