Выступление на тему «Единые подходы при работе с параграфом учебника в разных предметных областях»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Единые подходы при работе с параграфом учебника в разных предметных областях»

Учитель русского языка и литературы Волосянко В.В.

Невозможно представить человеческую жизнь без книги. Она сопутствует человеку с младенчества. Именно книга помогает человеку познать мир и самого себя, получить образование. С появлением радио, телевидения, компьютерных сетей книги отступили на второй план. В образование перечисленные новшества вносят новые технологии, методы, способы и приемы обучения. В связи с этим уделяется огромное внимание получению образования посредством различных теле- и радиопередач, образовательных сайтов, обучающих компакт-дисков, видео- и аудиокассет. Но все-таки испокон веков первым источником знаний для человека остается книга. Слова А. И. Герцена актуальны и сегодня: «Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания». Сегодня, когда темпы обновления научной информации возросли, практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится доучиваться и переучиваться. Недаром выдающиеся умы считали, что настоящее образование есть только самообразование. Поэтому каждый человек должен уметь самостоятельно пользоваться учебной книгой. Для школьников основной книгой получения знаний остается учебник, несмотря на современные носители информации, в которых практически так же приходится работать с текстовой информацией.

К сожалению, скоротечный современный урок превратился в урок передачи знаний от учителя к ученику. Учебник в такой схеме выступает в роли задачника, из которого ученики берут тексты задач для самостоятельного выполнения в классе или дома.

(слайд 2)

На самом же деле учебнику отводится важная роль в обучении. Более адекватной задачам обучения является схема, в которой учебник, по сути дела, превращается в интеллектуальный самоучитель. На первый план тогда выходят такие функции учебника, как: функция закрепления материала, функция осуществления самоконтроля детьми, интегрирующая функция (приращение дополнительных знаний к основным), координирующая функция (привлечение к обучению таких качеств личности, как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности) и обучающая, наравне с информационной, трансформацонной (преобразование материала с возрастом) и систематизирующей (логика в изложении) функциями. (слайд 2)

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой - это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала,
так как еще К.Д. Ушинский сказал: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» (слайд 3)

Но, к сожалению, часто требования при работе с параграфом учебника, которые предъявляют учителя разных предметов, не совпадают. И учащимся очень трудно перестраиваться на каждом уроке, выполняя эти требования. Поэтому назрела необходимость выработать единые подходы при работе с параграфом в разных предметных областях. (слайды 4,5,6)

Предлагаю, уважаемы коллеги, разбиться на группы.

Задания группам:

1)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений)

2)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера)

3)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…)

Для чего, с какой целью дети должны работать с параграфом?

  • Пересказ

  • Ответы на вопросы

  • Составление плана

  • Конспектирование

  • Подготовка к диагностике

Работа в группах:

  1. группа: составить алгоритм (пошаговые действия) работы над сжатым пересказом параграфа

  2. группа: составить алгоритм (последовательности шагов) понимания и составления «тонких» и «толстых» вопросов. (Детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) и те, на которые столь определенно ответить не предоставляется возможным («толстые» вопросы)).

  3. группа: составить алгоритм (пошаговые действия) работы по составлению вопросного плана

Таким образом, нам необходимо выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях. Предлагаю создать памятку для учащихся по работе над параграфом учебника.

Работа в группах по составлению памятки.

В результате совместной деятельности должен появиться проект (смотри приложение)

Приложения:

1)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений)

2)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера)

3)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…)

1)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений)

2)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера)

3)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…)

1)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений)

2)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера)

3)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…)



  1. группа: составить алгоритм (пошаговые действия) работы над сжатым пересказом параграфа



  1. группа: составить алгоритм (последовательности шагов) понимания и составления «тонких» и «толстых» вопросов. (Детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) и те, на которые столь определенно ответить не предоставляется возможным («толстые» вопросы)).



  1. группа: составить алгоритм (пошаговые действия) работы по составлению вопросного плана

Памятка по работе с параграфом учебника

Учебник - твой основной помощник в овладении знаниями по школьным предметам. В нем содержится самая необходимая информация, которую следует знать к следующему уроку. Правильная работа с параграфами учебника - залог твоего успеха и на проверке домашнего задания, и при выполнении самостоятельной или контрольной работы. Для того чтобы работа с учебником была успешной и продуктивной, соблюдай следующие правила:

1. Внимательно несколько раз прочтите название параграфа: оно отражает то, о чем пойдет речь. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?

2. Прочитай весь параграф, обрати внимание на описанные в нем события, явления.

3. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации. Установите связь между иллюстрациями, рисунками и текстом, попробуйте их объяснить.

4. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

5. Отметь карандашом в тексте параграфа незнакомые слова и непонятные места. Постарайся самостоятельно найти им объяснение в дополнительной литературе (словарь, энциклопедия, другие учебники) или Интернете.

6. Составь развернутый (или простой) план, он облегчит подготовку домашнего задания. 7. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

8. В случае необходимости просмотри параграфы, изученные ранее.

9. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.

10. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

11. Составь список вопросов, которые остались тебе непонятными или дополнительных вопросов, информацию по которым ты хотел бы получить.



© 2010-2022