Доклад на тему: С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мангистауская область посёлок Бейнеу

ГУ «Средняя школа имени Ж.Калдыгараева»

Учитель русского языка илитературы Наренбаева Акнур Жаугаштиевна

Доклад на тему :

« С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся»

В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12 - летнее обучение , и этот шаг является важным для вхождение в мировое образовательное пространство . Переход на модель 12 - летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе , он заключается в изменении содержания , улучшении качества и предоставлении не только знаний , , а также умения применить их в жизни . Одна из основых причин того , что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку , заключается в том , что мы , учителя русского языка , не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка , его способность выражать самые различные мысли и чувства , все тоны и оттенки, все перходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких , не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности русского языка ". Каковы же пути , позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету ? Таких путей много , но одном из них , я считаю , является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем , а также разнообразные формы ведения уроков . Особенно это важно в начале изучения курса в 5 - 9 классах.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания , а наоборот , привлекать к нему еще больше внимания . При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения , которая диктуется , с одной стороны , логикой детской игры , а с другой - задачами , решаемыми нами , педагогами .

Наконец , игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания . Вот почему разные , на первый взгляд , игры - путешествия - в « Заколдованный лес» , в « Страну правописания » , «Мир звуков и букв », на «Таинственный остров », «Неизвестную планету» и т . д., которым может быть посвяшен урок или серия уроков , в значительной степени повышает интерес учеников к изучению русского языка , в целом активизируют их умственную , речевую , творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательних мотивов .

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы , формы и виды работы : задания творческого характера (мини - сочинения , кроссворды , сканворды , ребусы , анаграммы , предметные рисунки , урок - конкурс , урок - представление , урок - путешествие ) .

На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры , игровых упражнений , проигрывания ситуаций , работы в группах , ассоциаций , воспроизведения материала.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения : игры, упражнения , состязание , конкурсы , диктанты - молчанки , сигнальные карточки , игры - путешествия , викторины , загадки , шутки .

В 5 классе для лучшего усвоения темы "Одушевленные и неодушевленые существительные " я использую красочные рисунки , изображение разных предметов , читаю загадку , учащиеся отгадывают предмет .

Оживить урок , повысить его познавательное значение , привить любовь к языку можно при помощи использование в учебной работе произведений устного народного творчества : пословиц, поговорок , сказок , загадок . Изучая тему «Правописание падежных окончаний имен существительных », я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью , а также отгадывают их , выделяют окончания существительных .

При изучении темы "Имя существительное " и темы "Имя прилагательное " я провожу выборочные диктанты с использованием карточек . Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное прилагательное . Например : на белой бумаге (П.п ) , Проверку проважу так : один из учеников читает выписанные словосочитания , а все остальные поднимают карточки с буквой , обозначающей падеж . При такой прверке сразу видно , кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных , а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных , правописания суффиксов прилагательных .

Также поважу игры с целью развития наблюдательности у учащихся . При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные " применяю игру " Кто наблюдательнее ? " Ребята записывают в свои тетради названия предметов , находящихся в класс . В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными , а в другой - с относительными . Побидетели записали около 30 сочетаний существительное прилагательные .

Ребята также охотно пишут диктант - молчанку . Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова : гриб , морковь , лестница , карандаш , еж , сторож .

При изучении темы «Фонетика»также провожу игры.

1.Кто быстрее и больше запишет слов,в которых букв больше,чем звуков:конь,мель,печь.

2.Кто придумает больше слов на букву А,В,О,И,Т,Д

При изучении темы «Словосочетание», «Простое предложение»повожу игру.В этой игре я на доске вешаю любую картину где дети составляют словосочетания по способу примыкание,управление,согласование.А также составляю простые предложения.

Работа в группах.Игра «Незаконченное предложение».Закончи пословицу.

Не имей 100 рублей, а имей …….. 100 друзей.

Не желай зла другим ….сам будешь наказан.

Добро совершить ….никогда не поздно.

Человек красив… делами.

Красота сердца ….. дороже красоты лица.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

«Умозаключения»выберите из скобок два слова,которые являются наиболее существенными

Для слова перед скобками .

Сад (растение , садовник , собака , забор , земля ):

Река ( берег, рыба, тина ,рыболов, вода):

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки):

Игра (шахматы , игроки , правила, штрафы, наказания):

«Звук играет в прятки »Подбери слово так , чтобы заданный звук стоял в разной позиции (на первом , втором третьем месте .)Звук р - рот , арбуз , карман , астра .

Таким образом , игровые технологии позволяют преподать материал в доступной , интересной , яркой и образной форме , способствуют лучшему усвоению знаний , вызывают интерес к познанию , формируют познавательные компетенции учащихся . Игра позволяет сделать урок интересным , качественным , реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.



© 2010-2022