Технологическая карта урока. Тема: Действительные и страдательные причастия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 7

Авторы УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др.

Тема урока: Действительные и страдательные причастия

Тип урока: урок открытия нового знания



Этапы урока

Ход урока



Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня*

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Мотивация

1. Работа с эпиграфом: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М. В. Ломоносов.

О какой части речи говорил Ломоносов? Что именно он имел в виду?

Задание 1.

- Дайте определение причастию как части речи.

- Назовите его грамматические признаки.

- Какую роль в образовании причастий сыграли глагол и прилагательное?

Установка тематических рамок учебной деятельности.

Преобразование

Постановка и решения проблем

Постановка вопросов

Управление поведением

Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД.

Планирование необходимых действий

2. Актуализация

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант: Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

II вариант: Ветер, гонящий облака, не утихал ни на минуту.

Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование.

Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности.

Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.

Постановка вопроса

Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).

Прогнозирование учебной задачи

3. Выявление места и причины затруднения

1.Сравните значения причастий в первом и втором предложениях.

2. Вопросы:

- Какое из причастий обозначает признак того, что сам действует?

- Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие?

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения.

Фиксация операции, на которой возникло затруднение.

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.

Разрешение конфликтов

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.

Оценка возникающих трудностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулировка темы урока, постановка целей.

Знакомство с правилом (учебник, с. 44).

Самостоятельное формулирование правила.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.

Действия постановки и решения проблемы.

Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения.

Разрешение конфликта

Выбор способа построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения.

Выбор средства для построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта

1. Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными - с:

1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).

2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).

3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. - Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).

4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. - Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).

-Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.

- К какому выводу мы придем?

Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.

Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Управление поведением

Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаковой форме.

Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием

1. Работа с электронным учебником.

С. 45, упражнение №101.

Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями.

- Что у вас получилось?

Контроль усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.

Общеучебные

Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Умение задавать уточняющие вопросы.

Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления.

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. «Подумай-ка»: Восьмилетний Витя написал письмо своему учителю и подписался: Любимый и уважаемый ваш ученик В. Петров». Все стали смеяться над ним и шутить.

- Почему подпись вызвала такую реакцию окружающих?

- В какой форме надо было употребить причастия?

- Как должен подписаться ученик? Запишите.

Контроль интериоризации нового способа действия и исполнительской рефлексии (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Общеучебные

Самопроверка решений по эталону.

Управление поведением

Выявление причин ошибок и их исправление.

Саморегуляция.

8. Включение в систему знаний и повторения

1. Образуйте причастия от данных глаголов, укажите их вид и время.

Собирать - собрать, писать - написать, читать - прочитать, преодолевать - преодолеть.

- Какой вывод мы можем сделать?

Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.

Включение нового способа действий в систему знаний.

Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.

Саморегуляция.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Сделать вывод по плану.

2. Д/з.

упражнения № 84,85, выучить правило на с. 38.;

1.Составить «автобиографию» одного причастия (по плану).

Организация самооценки уч-ся результатов своей УД.

Самооценка учениками собственной УД на уроке.

Намечаются цели дальнейшей деятельности

Управление поведением.

Умение выражать свои мысли

Соотнесение цели и результатов своей УД.

Оценка.



© 2010-2022