- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы
Методическая разработка Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубкова Т.Н. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение
Великовражская средняя общеобразовательная школа
Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы.
-
Презентация практических достижений профессиональной деятельности
учителя русского языка и литературы
Зубковой Татьяны Николаевны
с. Великий Враг, 2014 год
Содержание
-
Актуальность профессионального опыта……………………………. 3 стр.
-
Цель и задачи профессиональной деятельности…………………….. 3 стр.
-
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки.
3.1. Из истории вопроса………………………………………………… 4 стр.
3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы… 4 стр.
3.3. Типы проектов по литературе………………………………………. 5 стр.
3.4. Этапы подготовки и реализации проекта………………………… 5 стр.
-
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
-
Новизна педагогического опыта…………………………………… 5 стр.
-
Практическая значимость…………………………………………… 6 стр.
-
-
Содержание опыта
-
Опыт использования метода проектов………………………………. 6 стр.
-
Система проектной деятельности при изучении монографической темы…………………………………………………………………… 7 стр.
-
Планирование учебного материала монографической темы с учётом проектной деятельности учащихся…………………………............ 7 стр.
-
Примеры разработок уроков ……………………………………… 9 стр.
-
Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта……………………………………………. 16 стр.
-
-
Заключение ………………………………………………………………. 17 стр.
-
Литература……………………………………………………………….. 17 стр.
-
Актуальность.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из доступных и проверенных способов достижения этой цели является метод проектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года, ориентирует педагогов на «формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности ».1
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала. Это интегративный вид деятельности, включающий элементы познавательной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
-
Цель и задачи профессиональной деятельности.
Цель. Становление личностных характеристик выпускника.
Задачи:
-
научить школьников действовать на основе полученных знаний;
-
развивать умение активно применять знания в различных профессиональных сферах деятельности;
-
способствовать формированию интеллектуального, творческого, волевого потенциала учащихся;
-
развивать интерес школьников к художественному слову.
-
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки проектного метода на уроках литературы.
3.1. Из истории вопроса.
Слово «проект» происходит от латинского «projectus» - «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Основоположником педагогического метода проектов считается американский психолог, педагог Джон Дьюи (1859 - 1952). По его мнению, обучение должно осуществляться как трудовая и игровая деятельность, которые развивают у ребёнка желание самосовершенствоваться.
В России впервые метод проектов представлен в работах В. П. Вахтерова, М. В. Крупениной, С. Т. Шацкого и др. После революции 1917 года их идеи активно внедрялись в практику преподавания. Однако, чрезмерно преувеличив использование метода проекта в ущерб другим методам обучения, педагоги способствовали серьёзному падению качества обучения. Поэтому метод проектов не получил тогда широкого применения в практике массовой школы. С 1930-х и до середины 1980-х гг. метод проектов в отечественной педагогике не практиковался. И только в 80-е годы 20 века метод проектов снова пришёл в педагогическую практику нашей страны. Сегодня существует много методических разработок по применению метода проектов в обучении. Это работы Е. С. Полат, В. Д. Симоненко и др. В их работах метод проектов рассматривается как интегрированный компонент разработанной и структурированной системы образования.
3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы.
Метод проектов в понимании современных педагогов-методистов - это
«способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».2
Литература как учебный предмет создает условия и для интеллектуального, и для личностного развития школьников. Метод проектов позволяет создать естественную среду для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, читательской.
Участие в проектах различного типа способствует самореализации участников в разных видах деятельности на основе их личностных особенностей и познавательных интересов.
3.3.Типы проектов по литературе.3
По доминирующей деятельности:
-
исследовательский;
-
информационный;
-
творческий;
-
ролево-игровой;
-
прикладной.
По предметно-содержательной области:
-
монопроект;
-
межпредметный проект.
По количеству участников проекта:
-
индивидуальные;
-
парные;
-
групповые.
По характеру контактов:
-
внутришкольный;
-
региональный;
-
международный.
По продолжительности проекта:
-
краткосрочные;
-
долгосрочные.
3.4.Этапы подготовки и реализации проекта.
- этап ориентирования (мотивация работы над проектом, знакомство с типологией проектов);
- этап планирования (формулировка темы, определение цели, задач проекта, выбор формы продукта, составление плана работы, составление графика выполнения плана, перечень ресурсов);
- этап сбора информации;
- этап обработки материала (структурирование полученной информации: составление сравнительных схем, таблиц, характеристик);
- этап реализации проекта (создание готового продукта);
- этап оформления результатов работы (оформление проектной папки со всеми рабочими материалами);
- этап презентации результатов проекта (представление выполненного проекта к общественному обсуждению);
- этап оценивания проекта (выполняется учителем и учащимися);
- этап рефлексии (самооценка, постановка цели будущей проектной работы на основе приобретённого опыта).
-
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
4.1. Новизна педагогического опыта.
На протяжении последнего десятилетия методика организации проектной деятельности учащихся, в том числе и на уроках литературы, активно изучается и распространяется в школьной практике. Представленный в данной работе педагогический опыт показывает возможности комплексного подхода к применению метода проектов в рамках изучения отдельных монографических тем, демонстрирует универсальную систему проектов, которая может быть использована на уроках по изучению творчества любого писателя. Кроме того, в данной работе мной представлен собственный методический опыт по организации проектной деятельности в рамках конкретной монографической темы (Творчество Н. С. Лескова).
4.2. Практическая значимость.
Предложенная система проектных работ может быть творчески освоена конкретным учителем в соответствии с его интересами и интересами его учеников.
Разработанная система уроков с методическими рекомендациями по творчеству Н. С. Лескова (10 класс) может быть использована педагогами в учебной деятельности как в целом, так и её элементы.
В ходе реализации проектной деятельности силами учащихся создан комплект наглядно-дидактических материалов, который таким же образом может быть использован в учебной деятельности и преподавателями, и школьниками.
-
Содержание опыта.
5.1. Опыт использования метода проектов.
Элементы проектной деятельности использую на всех уровнях обучения литературе, но наиболее творчески и продуктивно эта работа выполняется в старших (9 - 11) классах. На завершающем этапе обучения на первый план выступает самостоятельное использование литературы как средства получения информации, обогащения жизненного опыта, расширения филологических знаний.
Важное условие организации проектной деятельности - заинтересовать и вовлечь всех учащихся класса в процесс выполнения проекта. Большую помощь в этом оказывает организация конференций, публичной защиты проектов, поощрение.
В педагогической деятельности использую разные типы проектов: информационные (презентации о биографии писателя, об истории создания произведения, об адресате художественного произведения; виртуальные экскурсии); прикладные (выпуск литературного журнала, газеты; создание учебного пособия); исследовательские (изучение произведения как явления культуры, сопоставление произведений разных авторов, разных эпох).
5.2. Система проектной деятельности при изучении монографической темы
При изучении монографической темы используются все виды учебной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, творческая, коммуникативная. Их элементы соединяются и в проектной деятельности, поэтому всё разнообразие проектов возможно использовать в рамках монографической темы. Если соотнести классификацию литературных проектов и содержание этапов работы над монографической темой4, выстраивается следующая универсальная система проектной деятельности:
Этапы изучения монографической темы
Типы проектов
Решаемые задачи
Вступительные занятия
Культурологические проекты
Пробудить интерес к личности писателя и его произведениям
Уроки изучения биографии
Информационные проекты
Увлечь жизнью и творчеством писателя; вызвать желание познакомиться с творчеством
Анализ художественных текстов
Исследовательские, лингвостилистические, культурологические проекты
Наблюдение за развитием авторской мысли, творческой манеры писателя
Заключительные уроки по теме
Творческие, культурологические проекты
Целостное осмысление жизни и творчества писателя, их оценка
Каждый тип проекта, использованный на том или ином этапе изучения монографической темы, решая задачи конкретного этапа, в результате решает общие задачи всей темы.
Положительным считаю опыт комплексного применения метода проектов в рамках изучения монографической темы «Н. С. Лесков» в 10 классе. Уроки по творчеству Лескова важны для формирования морального и эстетического облика старшеклассников. С произведениями Н. С. Лескова ученики встречаются в 6 и в 8 классах. В 10 классе должно иметь место целостное изучение творчества этого писателя. В данной ситуации возникает проблема дефицита учебного времени, т. к. государственной программой под редакцией В.Я.Коровиной на эту тему выделяется 3 часа. Использование проектного метода позволило качественно усвоить учебный материал в короткие сроки, а так же собрать комплект наглядно-дидактических материалов, который позволит учащимся в нужный момент быстро повторить изученную тему.
5.3. Планирование учебного материала монографической темы с учётом проектной деятельности учащихся.
Приступая к изучению монографической темы, учитель должен заранее продумать тематику уроков, чётко определить ожидаемые результаты, спланировать систему проектов, направленных на достижение результатов. Ниже представлен вариант календарно-тематического планирования уроков по творчеству Н. С. Лескова в 10 классе с учётом применения системы проектов:
Тема
Ожидаемые результаты
Система проектов
Домашнее задание
-
Личность и творческое наследие Н. С. Лескова.
Знать:
-факты биографии Лескова;
-ключевые этапы творчества;
-основные произведения;
-сюжет и идейно-тематическое своеобразие повести ″Леди Макбет Мценского уезда″.
Уметь:
- анализировать критическую литературу;
- делать выводы о личности писателя, его творческой манере;
- формировать ценностные ориентиры;
- анализировать художественное произведение через исследование текста.
1.Информационный проект. Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова.
2.Информационный проект ″Творческая судьба Н. С. Лескова″
3.Исследовательский проект. "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ".
Культурологический проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского " (этап реализации проекта; этап оформления результатов работы (оформление таблицы ″Сравнительная характеристика героинь″).
-
Образ праведника
Ивана Северьяныча Флягина
как воплощение русского национального характера.
Знать:
- содержание повести ″Очарованный странник″
- понятие ″литературный национальный характер″;
- о личности Ивана Флягина;
- понятие ″лесковский праведник″.
Уметь:
- анализировать текст, обобщать, делать выводы;
- на основе полученных результатов сделать вывод о характере героя;
- формировать ценностные ориентиры.
1. Исследовательский проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ".
(этап презентации результатов, этап оценивания, этап рефлексии).
2.Информационный проект. ″Лесковская концепция национального характера и ее художественное воплощение в повести″
Найти в тексте повести ″Очарованный странник″ диалоги и монологи главного героя, слова
повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.
-
Сказовая форма повествования в повести
″Очарованный странник″
Знать:
- о сказовой форме повествования;
- основные функции сказа в повести.
Уметь:
- находить в тексте признаки сказа, определять их функцию;
- узнавать средства речевой выразительности, определять их функцию;
- составлять речевую характеристику персонажа;
- аргументировано излагать выводы по результатам самостоятельной работы с текстом.
1. Исследовательский лингвостилистический проект «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя»
Примерные темы сочинений:
1. «Сказовая форма "Очарованного странника"»
2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»
3.Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина.
5.4. Примеры разработок уроков по творчеству Н. С. Лескова.
Урок 1
Тема. Личность и творческое наследие Н. С. Лескова.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- целостное представление о личности и творчестве писателя;
- развитие навыков монологической речи, навыков исследования текста, развитие познавательных интересов;
- воспитание гражданской позиции, привитие интереса к предмету.
Задачи:
- познакомить учащихся с информацией о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
- исследовать текст повести «Леди Макбет Мценского уезда»; оценить героинь Н. Лескова и А. Островского; вовлечь в размышление над тем, что авторов восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение; подвести к осмыслению деяний героинь, понятию их трагедии и выяснению представления о духовном мире героев;
- воспитывать у учащихся интерес к постижению высоких гражданских и нравственных качеств человека.
Ход урока.
-
Организационный момент.
1.Введение в тему.
- Слово учителя о месте Н. С. Лескова в ряду русских писателей.
- Повторение знаний о прочитанных ранее произведениях писателя.
2. Работа с эпиграфом. («Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая).
-
Изучение нового материала.
1. Установка на дальнейшее восприятие материала.
- Предупреждение о предстоящих выступлениях одноклассников с защитой 2-х информационных проектов.
- Оглашение задач для учащихся (в ходе слушания формулировать и записывать на листы вопросы по содержанию выступлений).
2. Презентация проекта «Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова» (Приложение 1).
3. Презентация проекта «Творческая судьба Н. С. Лескова» (Приложение 2).
4. Коллективная работа над исследовательским проектом «Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского».
Этап ориентирования
-
Слово учителя о теме повести «Леди Макбет Мценского уезда» (актуальность, философичность, психологизм).
-
Фронтальная беседа о противопоставлении героинь Островского и Лескова.
Этап планирования
-
Конкретизация задачи. (Что значит ″сравнить″?)
-
Определение критериев сопоставления (выдаётся трафарет таблицы, критерии сопоставления определяются в ходе фронтальной беседы).
Катерина Измайлова
Катерина Кабанова
Сходство
Особенности натуры
Отношение к людям
Отношение к любви
Способность к самопожертвованию
Вывод
-
Деление на группы (2 группы).
-
Планирование работы:
-
Выявить сходство в жизненных историях героинь Лескова и Островского
-
Составить характеристику героини (Измайлова/Кабанова) по следующим критериям (иллюстрировать примерами из текста»): «Особенности натуры», «Отношение к людям», «Отношение к любви» «Способность к самопожертвованию».
-
Сделать микровыводы по каждому критерию
Этап сбора информации
-
Самостоятельная работа учащихся в группах (работа с текстом, заполнение левой/правой колонки таблицы).
Этап обработки материала
-
Оглашение результатов работы групп. Оформление незаполненной колонки (по материалам, предложенным другой группой).
-
Формулировка общего вывода по содержанию исследования:
Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика с Островским?
-
Запись вывода в таблицу.
-
Подведение итогов урока
-
Почему творчество Н. С. Лескова не «затерялось» среди произведений «второстепенных» поэтов, а его имя заняло достойное место в ряду русских писателей?
-
Домашнее задание.
-
Приготовить наглядно-дидактическое пособие (опорный конспект, таблица, схема и т. п.) по повести «Леди Макбет Мценского уезда»:
- характеристика Катерины Измайловой (Приложение 3,4);
-антитеза в изображении Катерины Измайловой и Катерины Кабановой.
-
По желанию: выполнить исследовательский проект «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (Приложение 5)
Урок 2
Тема. Образ праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- определение понятия «национальный характер», интерпретация образа Ивана Флягина как воплощения русского национального характера;
- развитие навыков исследования текста, навыков мыслительной деятельности;
- формирование высокой гражданской позиции.
Задачи:
- определить сущность понятия «русский национальный характер», используя материал работ русских философов и писателей;
- выявить характерные свойства личности главного героя, соотнести их национальными чертами русского характера;
- ощутить чувство гордости за русского человека.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
1. Презентация проектов по повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1 - 2 выступления);
2. Презентация исследовательского проекта «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (если выбрали).
III. Изучение нового материала.
1.Введение в тему. Тест на знание сюжета повести «Очарованный странник» (Приложение 6).
2.Работа с эпиграфом (Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить. /У ней особенная стать, - / В Россию можно только верить… / Ф.И. Тютчев).
3.Работа над исследовательским проектом «Образ Ивана Северьяныча Флягина»
Основной вопрос: можно ли назвать Ивана Флягина, носителем русского национального характера; каковы черты русского национального характера и насколько позиция Н.С.Лескова соотносится с мнением других писателей, литературоведов и философов.
Слово учителя о понятии «характер» в психологии.
Самостоятельная работа учащихся с высказываниями русских писателей и философов о русском национальном характере (Приложение 10).
Подведение итогов работы с текстом, коллективное составление кластера (Приложение 7).
Вопрос к учащимся:
- Назовите средства создания характера литературного героя (портрет, речь, действия, взаимоотношения с другими персонажами, сон, внутренние монологи, отношение к природе).
Этап ориентирования
Мотивация работы над проектом:
- накопление материала для ученического портфолио, для читательского дневника.
Этап планирования
- формулировка темы
- определение цели, задач проекта,
- выбор формы продукта
коллективно в процессе беседы
- планирование работы -
деление класса на группы, выдача раздаточного материала (тексты, карточки с вопросами и заданиями)
Этап сбора и обработки информации
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом, занесение результатов в таблицу. Учитель консультирует по текущим вопросам (макет таблицы и примерный план анализа эпизодов повести на столе у каждой группы) Приложение 8.
Обобщение по изученному материалу (фронтальная беседа):
1. Как меняется герой на протяжении всей жизни?
2. Какие качества выходят в нем на первый план к концу повести?
Этап реализации проекта
IV.Обобщение. Конструирование карточки-информатора по теме урока (Приложение 9):
- сопоставление накопленного материала (устное обсуждение в группах),
- формулировка ответа на основной вопрос урока (записывается в карту).
V.Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного героя, слова повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.
Урок 3.
Тема. Сказовая форма повествования в повести «Очарованный странник»
Тип. Урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- выявление особенностей художественной манеры Н. С. Лескова;
- развитие навыков текстуального анализа;
- воспитание бережного отношения к слову.
Задачи:
- повторить художественные особенности сказа как формы повествования;
- выявить своеобразие речи героя, речи повествователя;
- определение роли сказовой формы повествования в произведении.
Ход урока:
Этап ориентирования
-
Проверка домашнего задания.
- Охарактеризуйте особенности речи Ивана Флягина и повествователя.
(У повествователя и героя «свои голоса». Речь повествователя литературно правильная, лишена индивидуальности. Речь героя разговорно-просторечная, часто грамматически неправильная, ярко индивидуальная.)
-
Актуализация знаний. Беседа.
- Для какой формы повествования характерен эффект «двухголосия»?
- В чём особенности сказовой формы повествования?
- Какие произведения, созданные в сказовой манере, вам известны?
-
Изучение нового материала.
1.Слово учителя о самобытности языка Лескова (органический синтез народного и литературного языка, в котором слиты воедино многообразные пласты русского общенационального языка: книжно-литературная лексика, архаический пласт, церковнославянизмы, разговорная и просторечная лексика, профессиональные и диалектные слова).
Долгое время о языке и стиле произведений Лескова бытовали негативные суждения. Вот что говорится в "Большой энциклопедии" под редакцией С.Н. Южакова: "Что касается стиля и архитектоники произведений Л[ескова], то и в том и в другом отношении они к большой невыгоде их автора, значительно отступают от общепринятых образцов, завещанных истинными мастерами нашей художественной литературы. Язык Л[ескова] отличается часто такими оборотами речи, изобилует такими вычурными словами и шутовским коверканьем самых общеупотребительных "обыкновенных выражений, что нередко производит самое отталкивающее впечатление".
Подобная оценка содержится и в "Настольном энциклопедическом словаре" Бр[атьев] А. и И. Гранат: "Стиль Лескова отличается оригинальностью, силой, юмором и много бы выиграл, если бы автор отрешился от своей слабости к хитро придуманным словечкам, от некоторой манерности в описаниях и утрировки в характере героев и ведении сцен".
2.Формулировка проблемы.
- Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?
- С какой целью Н. С. Лесков вводит в текст повести стихию народной речи?
3. Гипотеза: рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.
Этап планирования
Формулировка темы проекта: «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя».
Цель проекта: выявление своеобразия речи героя-рассказчика в повести, определение роли сказовой формы повествования в произведении.
Результат (форма продукта): справочный материал к сочинению (Приложение 14)
Организация работы: формирование 3-х рабочих групп, распределение заданий.
1-я группа: проанализировать текст примечаний к повести (Приложение 11). Определить происхождение и стилистическую принадлежность слов Флягина.
2-я группа: проанализировать речь повествователя по предложенному плану (Приложение 12).
3-я группа: проанализировать указанные эпизоды, доказать, что речь очарованного странника раскрывает не только его социальное происхождение, но и психологические процессы, которые происходят в его душе (Приложение 13).
Глава 2 . Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ о своей жизни;
Глава 5. Описание кобылицы, выставленной на торг
Глава 20. Рассказ о том, как, будучи в монастыре, герой начал "пророчествовать".
Этап сбора информации и обработки материала
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом с примечаниями к тексту повести, систематизация результатов работы. Учитель консультирует по текущим вопросам.
Этап реализации проекта
-
Обобщение:
-
формулирование докладов группы,
-
запись докладов участниками других групп,
-
итоговое обобщение по содержанию докладов:
Ключевой темой Н. С. Лескова безошибочно можно назвать тему России. Выстраиваемый писателем языковой художественный образ России сложен и многогранен.
Иван Северьяныч Флягин. - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. Автору важно, чтобы Флягину и во Флягина поверили. Если это произойдёт, то родится вера в русский национальный характер.
-
Обобщение по творчеству Н. С. Лескова в целом. Возвращение к эпиграфу 1-го урока:
«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая.
- Докажите справедливость высказывания литературоведа, опираясь на изученный материал по творчеству Н. С. Лескова.
Этап презентации результатов проекта
-
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
1. «Сказовая форма "Очарованного странника"»
2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»
3. Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина.
5.5.Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта.
Применение проектной деятельности даёт позитивные результаты в повышении интереса учащихся к предмету, в развитии творческой личности учащихся. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях.
Фрагмент анкеты «Урок глазами ученика»:
Оцени, как проходят уроки в школе по следующим пунктам (если ты согласен с утверждением, то поставь напротив него «+»):
Предмет
На уроке:
Мне интересно
Мне скучно
Я выполняю
задания с удовольствием
Я занимаюсь
своими
делами
Я жду
перемены
Я боюсь, что меня спросят
Объяснения понимаю
Не понимаю объяснений учителя
Литература
96%
4%
80%
_
4%
_
100%
_
Участие в конкурсах творческих работ за 3 года
Год
Название мероприятия
Уровень
Результат
2012
Конкурс стихотворений собственного сочинения
муниципальный
3-е место
2013
Конкурс исследовательских работ «Православные храмы России»
муниципальный
Диплом 1-ой степени
2013
Конкурс исследовательских работ «Старт в науку»
муниципальный
2-е место
2014
Конкурс гуманитарно-экологических проектов «Снежная крепость»
муниципальный
3-е место
2014
Конкурс исследовательских работ «Старт в науку»
муниципальный
3-е место
Практическая направленность моих уроков помогает планомерно и целенаправленно вести работу по повышению качества обученности. Данные за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений.
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Качество знаний %
Успеваемость %
Качество знаний %
Успеваемость %
Качество знаний %
Успеваемость %
76
100
77
100
90
100
-
Заключение.
В условиях современного общества проектная деятельность в полной мере соответствует запросам образования. Но вместе с тем нужно отметить, что проектная деятельность не должна заменять всю систему традиционных методов, она должна быть важным её дополнением. Наряду с классно-урочной работой, внеклассной работой проектная деятельность расширяет знания о писателе, помогает точнее понять текст художественного произведения, а, значит, повышает качество знаний по литературе.
-
Литература.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат -М., 2000
-
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2003 год
-
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. -В 2 ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994
-
Подругина И. А. Проектная деятельность на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М. : Просвещение 2013.
-
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
1 минобрнауки.рф/документы
2Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат -М., 2000
3Классификация Е. С. Полат
4 О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов.
19