Методическая разработка Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из доступных и проверенных способов достижения этой цели является метод проектов. Фед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературыОтдел образования администрации Шатковского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение

Великовражская средняя общеобразовательная школа















Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы.





Презентация практических достижений профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы

Зубковой Татьяны Николаевны










с. Великий Враг, 2014 год

Содержание

  1. Актуальность профессионального опыта……………………………. 3 стр.

  1. Цель и задачи профессиональной деятельности…………………….. 3 стр.

  1. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки.

3.1. Из истории вопроса………………………………………………… 4 стр.

3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы… 4 стр.

3.3. Типы проектов по литературе………………………………………. 5 стр.

3.4. Этапы подготовки и реализации проекта………………………… 5 стр.

  1. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

    1. Новизна педагогического опыта…………………………………… 5 стр.

    2. Практическая значимость…………………………………………… 6 стр.

  1. Содержание опыта

    1. Опыт использования метода проектов………………………………. 6 стр.

    2. Система проектной деятельности при изучении монографической темы…………………………………………………………………… 7 стр.

    3. Планирование учебного материала монографической темы с учётом проектной деятельности учащихся…………………………............ 7 стр.

    4. Примеры разработок уроков ……………………………………… 9 стр.

    5. Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта……………………………………………. 16 стр.

  1. Заключение ………………………………………………………………. 17 стр.

  1. Литература……………………………………………………………….. 17 стр.








  1. Актуальность.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из доступных и проверенных способов достижения этой цели является метод проектов.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года, ориентирует педагогов на «формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности ».1

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала. Это интегративный вид деятельности, включающий элементы познавательной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.


  1. Цель и задачи профессиональной деятельности.

Цель. Становление личностных характеристик выпускника.

Задачи:

  • научить школьников действовать на основе полученных знаний;

  • развивать умение активно применять знания в различных профессиональных сферах деятельности;

  • способствовать формированию интеллектуального, творческого, волевого потенциала учащихся;

  • развивать интерес школьников к художественному слову.


  1. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки проектного метода на уроках литературы.

3.1. Из истории вопроса.

Слово «проект» происходит от латинского «projectus» - «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Основоположником педагогического метода проектов считается американский психолог, педагог Джон Дьюи (1859 - 1952). По его мнению, обучение должно осуществляться как трудовая и игровая деятельность, которые развивают у ребёнка желание самосовершенствоваться.

В России впервые метод проектов представлен в работах В. П. Вахтерова, М. В. Крупениной, С. Т. Шацкого и др. После революции 1917 года их идеи активно внедрялись в практику преподавания. Однако, чрезмерно преувеличив использование метода проекта в ущерб другим методам обучения, педагоги способствовали серьёзному падению качества обучения. Поэтому метод проектов не получил тогда широкого применения в практике массовой школы. С 1930-х и до середины 1980-х гг. метод проектов в отечественной педагогике не практиковался. И только в 80-е годы 20 века метод проектов снова пришёл в педагогическую практику нашей страны. Сегодня существует много методических разработок по применению метода проектов в обучении. Это работы Е. С. Полат, В. Д. Симоненко и др. В их работах метод проектов рассматривается как интегрированный компонент разработанной и структурированной системы образования.

3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы.

Метод проектов в понимании современных педагогов-методистов - это

«способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».2

Литература как учебный предмет создает условия и для интеллектуального, и для личностного развития школьников. Метод проектов позволяет создать естественную среду для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, читательской.

Участие в проектах различного типа способствует самореализации участников в разных видах деятельности на основе их личностных особенностей и познавательных интересов.

3.3.Типы проектов по литературе.3

По доминирующей деятельности:

  • исследовательский;

  • информационный;

  • творческий;

  • ролево-игровой;

  • прикладной.

По предметно-содержательной области:

  • монопроект;

  • межпредметный проект.

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные;

  • парные;

  • групповые.

По характеру контактов:

  • внутришкольный;

  • региональный;

  • международный.

По продолжительности проекта:

  • краткосрочные;

  • долгосрочные.

3.4.Этапы подготовки и реализации проекта.

- этап ориентирования (мотивация работы над проектом, знакомство с типологией проектов);

- этап планирования (формулировка темы, определение цели, задач проекта, выбор формы продукта, составление плана работы, составление графика выполнения плана, перечень ресурсов);

- этап сбора информации;

- этап обработки материала (структурирование полученной информации: составление сравнительных схем, таблиц, характеристик);

- этап реализации проекта (создание готового продукта);

- этап оформления результатов работы (оформление проектной папки со всеми рабочими материалами);

- этап презентации результатов проекта (представление выполненного проекта к общественному обсуждению);

- этап оценивания проекта (выполняется учителем и учащимися);

- этап рефлексии (самооценка, постановка цели будущей проектной работы на основе приобретённого опыта).


  1. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

4.1. Новизна педагогического опыта.

На протяжении последнего десятилетия методика организации проектной деятельности учащихся, в том числе и на уроках литературы, активно изучается и распространяется в школьной практике. Представленный в данной работе педагогический опыт показывает возможности комплексного подхода к применению метода проектов в рамках изучения отдельных монографических тем, демонстрирует универсальную систему проектов, которая может быть использована на уроках по изучению творчества любого писателя. Кроме того, в данной работе мной представлен собственный методический опыт по организации проектной деятельности в рамках конкретной монографической темы (Творчество Н. С. Лескова).

4.2. Практическая значимость.

Предложенная система проектных работ может быть творчески освоена конкретным учителем в соответствии с его интересами и интересами его учеников.

Разработанная система уроков с методическими рекомендациями по творчеству Н. С. Лескова (10 класс) может быть использована педагогами в учебной деятельности как в целом, так и её элементы.

В ходе реализации проектной деятельности силами учащихся создан комплект наглядно-дидактических материалов, который таким же образом может быть использован в учебной деятельности и преподавателями, и школьниками.


  1. Содержание опыта.

5.1. Опыт использования метода проектов.

Элементы проектной деятельности использую на всех уровнях обучения литературе, но наиболее творчески и продуктивно эта работа выполняется в старших (9 - 11) классах. На завершающем этапе обучения на первый план выступает самостоятельное использование литературы как средства получения информации, обогащения жизненного опыта, расширения филологических знаний.

Важное условие организации проектной деятельности - заинтересовать и вовлечь всех учащихся класса в процесс выполнения проекта. Большую помощь в этом оказывает организация конференций, публичной защиты проектов, поощрение.

В педагогической деятельности использую разные типы проектов: информационные (презентации о биографии писателя, об истории создания произведения, об адресате художественного произведения; виртуальные экскурсии); прикладные (выпуск литературного журнала, газеты; создание учебного пособия); исследовательские (изучение произведения как явления культуры, сопоставление произведений разных авторов, разных эпох).

5.2. Система проектной деятельности при изучении монографической темы

При изучении монографической темы используются все виды учебной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, творческая, коммуникативная. Их элементы соединяются и в проектной деятельности, поэтому всё разнообразие проектов возможно использовать в рамках монографической темы. Если соотнести классификацию литературных проектов и содержание этапов работы над монографической темой4, выстраивается следующая универсальная система проектной деятельности:

Этапы изучения монографической темы

Типы проектов

Решаемые задачи

Вступительные занятия

Культурологические проекты

Пробудить интерес к личности писателя и его произведениям

Уроки изучения биографии

Информационные проекты

Увлечь жизнью и творчеством писателя; вызвать желание познакомиться с творчеством

Анализ художественных текстов

Исследовательские, лингвостилистические, культурологические проекты

Наблюдение за развитием авторской мысли, творческой манеры писателя

Заключительные уроки по теме

Творческие, культурологические проекты

Целостное осмысление жизни и творчества писателя, их оценка

Каждый тип проекта, использованный на том или ином этапе изучения монографической темы, решая задачи конкретного этапа, в результате решает общие задачи всей темы.

Положительным считаю опыт комплексного применения метода проектов в рамках изучения монографической темы «Н. С. Лесков» в 10 классе. Уроки по творчеству Лескова важны для формирования морального и эстетического облика старшеклассников. С произведениями Н. С. Лескова ученики встречаются в 6 и в 8 классах. В 10 классе должно иметь место целостное изучение творчества этого писателя. В данной ситуации возникает проблема дефицита учебного времени, т. к. государственной программой под редакцией В.Я.Коровиной на эту тему выделяется 3 часа. Использование проектного метода позволило качественно усвоить учебный материал в короткие сроки, а так же собрать комплект наглядно-дидактических материалов, который позволит учащимся в нужный момент быстро повторить изученную тему.

5.3. Планирование учебного материала монографической темы с учётом проектной деятельности учащихся.

Приступая к изучению монографической темы, учитель должен заранее продумать тематику уроков, чётко определить ожидаемые результаты, спланировать систему проектов, направленных на достижение результатов. Ниже представлен вариант календарно-тематического планирования уроков по творчеству Н. С. Лескова в 10 классе с учётом применения системы проектов:

Тема

Ожидаемые результаты

Система проектов

Домашнее задание

  1. Личность и творческое наследие Н. С. Лескова.

Знать:

-факты биографии Лескова;

-ключевые этапы творчества;

-основные произведения;

-сюжет и идейно-тематическое своеобразие повести ″Леди Макбет Мценского уезда″.

Уметь:

- анализировать критическую литературу;

- делать выводы о личности писателя, его творческой манере;

- формировать ценностные ориентиры;

- анализировать художественное произведение через исследование текста.

1.Информационный проект. Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова.

2.Информационный проект ″Творческая судьба Н. С. Лескова″

3.Исследовательский проект. "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ".


Культурологический проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского " (этап реализации проекта; этап оформления результатов работы (оформление таблицы ″Сравнительная характеристика героинь″).


  1. Образ праведника

Ивана Северьяныча Флягина

как воплощение русского национального характера.


Знать:

- содержание повести ″Очарованный странник″

- понятие ″литературный национальный характер″;

- о личности Ивана Флягина;

- понятие ″лесковский праведник″.

Уметь:

- анализировать текст, обобщать, делать выводы;

- на основе полученных результатов сделать вывод о характере героя;

- формировать ценностные ориентиры.

1. Исследовательский проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ".

(этап презентации результатов, этап оценивания, этап рефлексии).

2.Информационный проект. ″Лесковская концепция национального характера и ее художественное воплощение в повести″

Найти в тексте повести ″Очарованный странник″ диалоги и монологи главного героя, слова

повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.


  1. Сказовая форма повествования в повести

″Очарованный странник″

Знать:

- о сказовой форме повествования;

- основные функции сказа в повести.

Уметь:

- находить в тексте признаки сказа, определять их функцию;

- узнавать средства речевой выразительности, определять их функцию;

- составлять речевую характеристику персонажа;

- аргументировано излагать выводы по результатам самостоятельной работы с текстом.

1. Исследовательский лингвостилистический проект «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя»

Примерные темы сочинений:


1. «Сказовая форма "Очарованного странника"»

2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»

3.Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина.

5.4. Примеры разработок уроков по творчеству Н. С. Лескова.


Урок 1

Тема. Личность и творческое наследие Н. С. Лескова.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

- целостное представление о личности и творчестве писателя;

- развитие навыков монологической речи, навыков исследования текста, развитие познавательных интересов;

- воспитание гражданской позиции, привитие интереса к предмету.

Задачи:

- познакомить учащихся с информацией о жизни и творчестве Н. С. Лескова;

- исследовать текст повести «Леди Макбет Мценского уезда»; оценить героинь Н. Лескова и А. Островского; вовлечь в размышление над тем, что авторов восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение; подвести к осмыслению деяний героинь, понятию их трагедии и выяснению представления о духовном мире героев;

- воспитывать у учащихся интерес к постижению высоких гражданских и нравственных качеств человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1.Введение в тему.

- Слово учителя о месте Н. С. Лескова в ряду русских писателей.

- Повторение знаний о прочитанных ранее произведениях писателя.

2. Работа с эпиграфом. («Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая).

  1. Изучение нового материала.

1. Установка на дальнейшее восприятие материала.

- Предупреждение о предстоящих выступлениях одноклассников с защитой 2-х информационных проектов.

- Оглашение задач для учащихся (в ходе слушания формулировать и записывать на листы вопросы по содержанию выступлений).

2. Презентация проекта «Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова» (Приложение 1).

3. Презентация проекта «Творческая судьба Н. С. Лескова» (Приложение 2).

4. Коллективная работа над исследовательским проектом «Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского».

Этап ориентирования

  • Слово учителя о теме повести «Леди Макбет Мценского уезда» (актуальность, философичность, психологизм).

  • Фронтальная беседа о противопоставлении героинь Островского и Лескова.

Этап планирования

  • Конкретизация задачи. (Что значит ″сравнить″?)

  • Определение критериев сопоставления (выдаётся трафарет таблицы, критерии сопоставления определяются в ходе фронтальной беседы).

Катерина Измайлова

Катерина Кабанова

Сходство

Особенности натуры

Отношение к людям

Отношение к любви

Способность к самопожертвованию

Вывод

  • Деление на группы (2 группы).

  • Планирование работы:

  • Выявить сходство в жизненных историях героинь Лескова и Островского

  • Составить характеристику героини (Измайлова/Кабанова) по следующим критериям (иллюстрировать примерами из текста»): «Особенности натуры», «Отношение к людям», «Отношение к любви» «Способность к самопожертвованию».

  • Сделать микровыводы по каждому критерию

Этап сбора информации

  • Самостоятельная работа учащихся в группах (работа с текстом, заполнение левой/правой колонки таблицы).

Этап обработки материала

  • Оглашение результатов работы групп. Оформление незаполненной колонки (по материалам, предложенным другой группой).

  • Формулировка общего вывода по содержанию исследования:

Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика с Островским?

  • Запись вывода в таблицу.

  1. Подведение итогов урока

  2. Почему творчество Н. С. Лескова не «затерялось» среди произведений «второстепенных» поэтов, а его имя заняло достойное место в ряду русских писателей?

  3. Домашнее задание.

  1. Приготовить наглядно-дидактическое пособие (опорный конспект, таблица, схема и т. п.) по повести «Леди Макбет Мценского уезда»:

- характеристика Катерины Измайловой (Приложение 3,4);

-антитеза в изображении Катерины Измайловой и Катерины Кабановой.

  1. По желанию: выполнить исследовательский проект «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (Приложение 5)


Урок 2

Тема. Образ праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

- определение понятия «национальный характер», интерпретация образа Ивана Флягина как воплощения русского национального характера;

- развитие навыков исследования текста, навыков мыслительной деятельности;

- формирование высокой гражданской позиции.

Задачи:

- определить сущность понятия «русский национальный характер», используя материал работ русских философов и писателей;

- выявить характерные свойства личности главного героя, соотнести их национальными чертами русского характера;

- ощутить чувство гордости за русского человека.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

1. Презентация проектов по повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1 - 2 выступления);

2. Презентация исследовательского проекта «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (если выбрали).

III. Изучение нового материала.

1.Введение в тему. Тест на знание сюжета повести «Очарованный странник» (Приложение 6).

2.Работа с эпиграфом (Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить. /У ней особенная стать, - / В Россию можно только верить… / Ф.И. Тютчев).

3.Работа над исследовательским проектом «Образ Ивана Северьяныча Флягина»

Основной вопрос: можно ли назвать Ивана Флягина, носителем русского национального характера; каковы черты русского национального характера и насколько позиция Н.С.Лескова соотносится с мнением других писателей, литературоведов и философов.

Слово учителя о понятии «характер» в психологии.

Самостоятельная работа учащихся с высказываниями русских писателей и философов о русском национальном характере (Приложение 10).

Подведение итогов работы с текстом, коллективное составление кластера (Приложение 7).

Вопрос к учащимся:

- Назовите средства создания характера литературного героя (портрет, речь, действия, взаимоотношения с другими персонажами, сон, внутренние монологи, отношение к природе).


Этап ориентирования

Мотивация работы над проектом:

- накопление материала для ученического портфолио, для читательского дневника.

Этап планирования


- формулировка темы

- определение цели, задач проекта,

- выбор формы продукта

коллективно в процессе беседы

- планирование работы -

деление класса на группы, выдача раздаточного материала (тексты, карточки с вопросами и заданиями)


Этап сбора и обработки информации

Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом, занесение результатов в таблицу. Учитель консультирует по текущим вопросам (макет таблицы и примерный план анализа эпизодов повести на столе у каждой группы) Приложение 8.

Обобщение по изученному материалу (фронтальная беседа):

1. Как меняется герой на протяжении всей жизни?

2. Какие качества выходят в нем на первый план к концу повести?


Этап реализации проекта

IV.Обобщение. Конструирование карточки-информатора по теме урока (Приложение 9):

- сопоставление накопленного материала (устное обсуждение в группах),

- формулировка ответа на основной вопрос урока (записывается в карту).

V.Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного героя, слова повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.

Урок 3.

Тема. Сказовая форма повествования в повести «Очарованный странник»

Тип. Урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

- выявление особенностей художественной манеры Н. С. Лескова;

- развитие навыков текстуального анализа;

- воспитание бережного отношения к слову.

Задачи:

- повторить художественные особенности сказа как формы повествования;

- выявить своеобразие речи героя, речи повествователя;

- определение роли сказовой формы повествования в произведении.

Ход урока:

Этап ориентирования

  1. Проверка домашнего задания.

- Охарактеризуйте особенности речи Ивана Флягина и повествователя.

(У повествователя и героя «свои голоса». Речь повествователя литературно правильная, лишена индивидуальности. Речь героя разговорно-просторечная, часто грамматически неправильная, ярко индивидуальная.)

  1. Актуализация знаний. Беседа.

- Для какой формы повествования характерен эффект «двухголосия»?

- В чём особенности сказовой формы повествования?

- Какие произведения, созданные в сказовой манере, вам известны?

  1. Изучение нового материала.

1.Слово учителя о самобытности языка Лескова (органический синтез народного и литературного языка, в котором слиты воедино многообразные пласты русского общенационального языка: книжно-литературная лексика, архаический пласт, церковнославянизмы, разговорная и просторечная лексика, профессиональные и диалектные слова).

Долгое время о языке и стиле произведений Лескова бытовали негативные суждения. Вот что говорится в "Большой энциклопедии" под редакцией С.Н. Южакова: "Что касается стиля и архитектоники произведений Л[ескова], то и в том и в другом отношении они к большой невыгоде их автора, значительно отступают от общепринятых образцов, завещанных истинными мастерами нашей художественной литературы. Язык Л[ескова] отличается часто такими оборотами речи, изобилует такими вычурными словами и шутовским коверканьем самых общеупотребительных "обыкновенных выражений, что нередко производит самое отталкивающее впечатление".

Подобная оценка содержится и в "Настольном энциклопедическом словаре" Бр[атьев] А. и И. Гранат: "Стиль Лескова отличается оригинальностью, силой, юмором и много бы выиграл, если бы автор отрешился от своей слабости к хитро придуманным словечкам, от некоторой манерности в описаниях и утрировки в характере героев и ведении сцен".

2.Формулировка проблемы.

- Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?

- С какой целью Н. С. Лесков вводит в текст повести стихию народной речи?

3. Гипотеза: рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Этап планирования

Формулировка темы проекта: «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя».

Цель проекта: выявление своеобразия речи героя-рассказчика в повести, определение роли сказовой формы повествования в произведении.

Результат (форма продукта): справочный материал к сочинению (Приложение 14)

Организация работы: формирование 3-х рабочих групп, распределение заданий.

1-я группа: проанализировать текст примечаний к повести (Приложение 11). Определить происхождение и стилистическую принадлежность слов Флягина.

2-я группа: проанализировать речь повествователя по предложенному плану (Приложение 12).

3-я группа: проанализировать указанные эпизоды, доказать, что речь очарованного странника раскрывает не только его социальное происхождение, но и психологические процессы, которые происходят в его душе (Приложение 13).

Глава 2 . Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ о своей жизни;

Глава 5. Описание кобылицы, выставленной на торг

Глава 20. Рассказ о том, как, будучи в монастыре, герой начал "пророчествовать".

Этап сбора информации и обработки материала

Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом с примечаниями к тексту повести, систематизация результатов работы. Учитель консультирует по текущим вопросам.

Этап реализации проекта

  1. Обобщение:

  • формулирование докладов группы,

  • запись докладов участниками других групп,

  • итоговое обобщение по содержанию докладов:

Ключевой темой Н. С. Лескова безошибочно можно назвать тему России. Выстраиваемый писателем языковой художественный образ России сложен и многогранен.

Иван Северьяныч Флягин. - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. Автору важно, чтобы Флягину и во Флягина поверили. Если это произойдёт, то родится вера в русский национальный характер.

  1. Обобщение по творчеству Н. С. Лескова в целом. Возвращение к эпиграфу 1-го урока:

«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая.

- Докажите справедливость высказывания литературоведа, опираясь на изученный материал по творчеству Н. С. Лескова.

Этап презентации результатов проекта

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1. «Сказовая форма "Очарованного странника"»

2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»

3. Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина.

5.5.Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта.

Применение проектной деятельности даёт позитивные результаты в повышении интереса учащихся к предмету, в развитии творческой личности учащихся. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях.

Фрагмент анкеты «Урок глазами ученика»:

Оцени, как проходят уроки в школе по следующим пунктам (если ты согласен с утверждением, то поставь напротив него «+»):


Предмет

На уроке:

Мне интересно

Мне скучно

Я выполняю

задания с удовольствием

Я занимаюсь

своими

делами

Я жду

перемены

Я боюсь, что меня спросят

Объяснения понимаю

Не понимаю объяснений учителя

Литература

96%

4%

80%

_

4%

_

100%

_

Участие в конкурсах творческих работ за 3 года

Год

Название мероприятия

Уровень

Результат

2012

Конкурс стихотворений собственного сочинения

муниципальный

3-е место

2013

Конкурс исследовательских работ «Православные храмы России»

муниципальный

Диплом 1-ой степени

2013

Конкурс исследовательских работ «Старт в науку»

муниципальный

2-е место

2014

Конкурс гуманитарно-экологических проектов «Снежная крепость»

муниципальный

3-е место

2014

Конкурс исследовательских работ «Старт в науку»

муниципальный

3-е место

Практическая направленность моих уроков помогает планомерно и целенаправленно вести работу по повышению качества обученности. Данные за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Качество знаний %

Успеваемость %

Качество знаний %

Успеваемость %

Качество знаний %

Успеваемость %

76

100

77

100

90

100


  1. Заключение.

В условиях современного общества проектная деятельность в полной мере соответствует запросам образования. Но вместе с тем нужно отметить, что проектная деятельность не должна заменять всю систему традиционных методов, она должна быть важным её дополнением. Наряду с классно-урочной работой, внеклассной работой проектная деятельность расширяет знания о писателе, помогает точнее понять текст художественного произведения, а, значит, повышает качество знаний по литературе.


  1. Литература.


  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат -М., 2000

  2. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2003 год

  3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. -В 2 ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994

  4. Подругина И. А. Проектная деятельность на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М. : Просвещение 2013.


  1. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013.

1 минобрнауки.рф/документы

2Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат -М., 2000

3Классификация Е. С. Полат

4 О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов.

19


© 2010-2022