- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно - тематическое планирование элективного курса Искусство слова, 68 часов
Календарно - тематическое планирование элективного курса Искусство слова, 68 часов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ширшова О.А. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Русский язык, 10-11 классы «Искусство владеть словом», автор - составитель Н.В.Васильченко.- Волгоград, «Учитель», 2007г. , допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
В работе по данному курсу используется пособие Н.В. Васильченко « Искусство владеть словом». Элективный курс. Издательство « Учитель», 2007 год, журналы «Русский язык» приложение к газете « Первое сентября».
Изменения, внесённые в программу:
- изменение количества часов, за счёт увеличения часов;
- изменение тем сочинений, в связи подготовки к написанию части С.
Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 11 классов - 68 часов. C целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. обучение осуществляется с использованием дистанционных технологий, в следующих формах:
- через электронный дневник школы;
- через сайт школы;
- через общение с помощью электронной почты учащихся и педагогов;
- через online- тестирование при подготовке к региональным экзаменам, ГИА и ЕГЭ;
- через общение в режиме реального времени с использованием ПО: Skype, Team Viewer, Mail.Ru и др.
Данный курс направлен на обучение сочинению разных жанров.
Сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который оказывается одним из наиболее востребованным в эпоху развития глобальных коммуникаций.
Сочинение - тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, - результат неумения активизировать мышление учащихся.
Старшеклассники серьёзно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.
Цель элективного курса - дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.
Курс направлен на достижение следующих задач:
-
Освоить культуру устной и письменной речи;
-
Раскрыть особенности текста;
-
Расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
-
Научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
-
Привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
Уметь писать сочинения в газетных жанрах;
-
Уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
-
Учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
-
Уметь владеть навыками стилистической правки текста;
-
Активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно-значимыми в учебной деятельности учащихся.
Форма работы: лекция, метод беседы, организация выступлений учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, метод наблюдения, сопоставления, создания текста, работа с текстами - образцами.
Важная роль отводится дидактическому материалу, коммуникативным упражнениям, которые помогут выработать умения по составлению текстов
Содержание программы
Введение. Текст как речевое произведение.
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматические средства связи, словесная ткань.
Сочинение - это тоже текст
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования(как сделать цитату частью текста). Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.
Ключевые слова и выражения: прямая и косвенная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.
Реферат как вид текста
Цель реферата. Требования к реферату.
Ключевые слова и выражения:реферировать, реферативный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова - «скрепы», научная информация.
У каждого сочинения -свой жанр
Единство содержания и формы. Источник материала сочинений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Ключевые слова и выражения: авторы, авторское достоинство, произведение словесности.
Репортаж
Репортаж - один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Форма выражения авторского «я».
Ключевые слова и выражения:комментатор, комментировать, репортёр, динамика, «эффект присутствия», документальная точность, достоверность.
Интервью
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. В чём своеобразие языка интервью? Речевая ситуация.
Ключевые слова и выражения: интервьюер, интервьюировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью - рассказ, интервью - беседа, интервью - зарисовка.
Портретный очерк
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк - один из видов очерка, широко распространённого публицистического жанра. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Ключевые слова и выражения: публицистичность изложения, фактический материал, динамика, раскрытие темы в динамике, общественная значимость, портрет одного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.
Путевой очерк. (Путевые заметки)
Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Ключевые слова и выражения: зарисовка, информативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.
Статья
Статья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.
Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.
Эссе
Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Ключевые слова и выражения: прозаический этюд, предмет речи, адресат, адресант в эссе,
Рецензия
Рецензия - как письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Построение научной рецензии.
Ключевые слова и выражения: рецензия, тезис, аргументы, аргументированный анализ, «открытый конец».
Дневниковые записи
Дневниковые записи как результат формулирование мысли, выражения оценки и сомнений. Композиционные особенности дневника. Творческая фантазия и воображение как ведущие признаки в дневниковых записях.
Ключевые слова и выражения: дневниковые записи для временного пространства, дневниковые записи адресованные автору, отрывочные записи, вставные эпизоды.
Сочинение - письмо
Сочинение - письмо - как жанр письменной формы разговорной речи. Характеристика письма. Композиция письма. Признаки личных официальных писем. Структура официального письма.
Ключевые слова и выражения: письмо, адресант, адресат, информация, коммуникативная задача.
Программно- методическое обеспечение:
-
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., Просвещение, 1998.
-
Голуб И.В., Розенталь Д.Э.Занимательная стилистика. - М., Просвещение, 1997
-
Русский язык: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа., 2009
Образовательные электронные ресурсы
repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор
gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Искусство слова» (68 часов)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Оборудо-
вание
Цель занятия
Виды деятельности учащихся
Домашнее задание
Дата проведения
1
Введение.
1
Карточки - подсказки, таблицы «Стили речи», «Типы речи»
Познакомить с содержанием курса
Устное сочинение на тему «Что значит быть талантливым писателем?».
Подготовить сообщения (доклады), используя ключевые понятия, памятки, и материал вводного раздела (о тексте, о типах речи, о стилях речи, о языковых средствах выразительности)
П
Л
А
Н
Ф
А
К
Т
2
Текст как речевое произведение.
1
Карточки с текстами, орфографические словари
Познакомить со смысловой и композиционной целостностью текста.
Комплексный анализ текста
Заполнить таблицу
3
Использование средств выразительности в тексте
1
Карточки с текстами, презентация «Изобразительные средства», проектор, ноутбук, экран
Познакомить со стилистическими возможностями языковых средств.
Определение средств выразительности
Подобрать примеры на каждый троп.
4
Сочинение - это тоже текст
1
Таблица
Познакомить с основными признаками текста.
Практикум. (Формулирование тем сочинений.
Составить памятку формулировки темы сочинения.
5
Правила цитирования.
1
Памятка «Правила цитирования»
Познакомить с правилами цитирования текста
Написание фрагментов сочинений с включением в него высказывания писателей)
Написать небольшой текст, используя в нём в качестве цитаты первое предложение.
6
Разнообразие тематических сочинений
1
Высказывания о русском языке, справочник по русскому языку
Рассмотреть разнообразие тематических сочинений
Работа в группах
Подготовить пересказ нужного высказывания и включить его в текст.
7
Реферат - как вид текста
1
Рефераты, презентация «Изобразительные средства»,проектор,ноутбук, экран
Познакомить с рефератом как видом текста
Занятия в группах: определить последовательность действий референта при написании реферата.
Написать реферат о новой книге по критической статье известного литературоведа.
.
8
Требования к реферату
1
Памятки «требования к реферату», рефераты
Познакомить с требованиями к реферату.
Обучение приёму сокращать исходный текст.
Написать реферат с соблюдением требований
9
Что такое библиография?
1
Образцы оформления библиографии, научные и художественные книги.
Познакомить с правилами оформления библиографии.
Распределение опорных конструкций по группам
Подготовиться к семинару
10
Семинар с защитой рефератов
1
Рефераты учащихся
Формировать умение отстаивать свою точку зрения
Семинар
Определить последовательность действий референта(работа по таблице)
11
У каждого сочинения -свой жанр
1
Таблица «Жанры сочинений»
Познакомить с разнообразными жанрами сочинений.
Лекция.
Подготовить краткие сообщения по предложенному по плану
12
Источник материала сочинений.
1
Карточки, опорные конспекты
Показать, что может являться источником материала сочинений
Составление конспекта лекции в виде таблицы.
Подобрать материал для сочинения
13
Жанры малой формы
1
Раздаточный материал, таблицы
Познакомить с разновидностями жанров малой формы
Определение типов сочинения (работа с дидактическим материалом)
Оформить карточку с жанрами малой формы
14
Репортаж
1
Тексты репортажей, таблица «Жанры публицистики»
Познакомить с репортажем, как одним из жанров публицистики.
-
Лекция.
-
Редакция начала репортажа.
Составить памятку для пишущих репортажи.
15
Правила построения репортажа
1
Таблица «схема репортажа»
Познакомить с правилами построения репортажа
Анализ 2-3 репортажей(события, темы, детали 1описания, оценочные слова и
Подготовить репортаж, соблюдая правила построения
16
Языковые средства в репортаже
1
Тексты репортажей, презентация «Языковые средства», проектор, ноутбук, экран
Показать использование языковых средств в репортаже.
Театрализация «Вы - репортёр»
На примере одного репортажа показать языковые средства
17
Формы выражения авторского «я»
1
Тексты репортажей
Познакомить с формами выражения авторского «я»
Организация обсуждения в группах иронического репортажа.
Охарактеризовать репортаж с точки выражения авторского «я»
18-19
Форма контроля: сочинение - репортаж
2
Памятки
Провести контроль в форме сочинения - репортажа
Конкурсный отбор репортажей для ученического альманаха.
Подобрать материал.
20-21
Анализ и редактирование работ учащихся
2
Памятки, орфографические словари
Провести анализ и редактирование работ учащихся
Подготовить статьи.
Отобрать события.
22
Интервью
1
Видеоролик, проектор, ноутбук, экран, фонохрестоматия
Познакомить с интервью как с одной из разновидностью информационных материалов
Лекция.
.
Взять интервью у известного лица.
23
Разновидности интервью.
1
проектор, ноутбук, экран, фонохрестоматии, тексты репортажей
Познакомить с разновидностями интервью
Чтение и обсуждение первых интервью и совершенствование написанного(редактирование).
Подготовить сообщение по теме.
24
В чём своеобразие языка интервью?
1
Проектор, ноутбук, экран, фонохрестоматии
Показать своеобразие языка интервью
Конкурс на самое интересное интервью
Подобрать фонохрестоматию интервью в сети Интернет.
25
Портретный очерк
4
Тексты портретного очерка.
Познакомить с признаками портретного очерка
Лекция, составление тезисов.
Написать начало очерка о человеке, который хорошо известен.
26
Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие.
Таблица «Сходство и различие проблемного и портретного очерка»
Познакомить со сходством и различием проблемного и портретного очерка
Подготовка к сочинению(выбор темы, объёма содержания, отбор материала по теме ).
Написать сочинение - очерк на литературную тему
27
Портретный очерк - один из видов очерка, широко распространённого публицистического жанра.
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Портретный очерк»
Показать отнесённость портретного очерка к публицистическому стилю.
Анализ портретного очерка(выявление языковых средств для достижения выразительности).
Анализ портретного очерка(найти в тексте описание внешности героя, определить «данное» и «новое» в предложениях).
28
Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Памятка «Этапы работы над портретным очерком», таблица «Композиция портретного очерка»
Познакомить с составными частями портретного очерка и этапами работы над ним.
Рецензирование работы учащихся.
Отбор работ для ученического альманаха.
29
Путевой очерк
1
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Путевой очерк», тексты.
Познакомить с основными элементами путевого очерка
Практикум:
Анализ текста(составить план текста, указать перспективу развёртывания текста - в пространственной, временной или пространственно - временной, выявить изобразительно - выразительные средства языка).
Сочинение в жанре путевого очерка или путевых заметок на литературную тему(черновой вариант).
30
Путевые заметки как жанр художественной публицистики.
1
Раздаточный материал, сочинения учащихся
Рассмотреть путевые заметки как жанр художественной публицистики
Анализ сочинений
Подготовить анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения.
31
Содержание и назначение путевых заметок
1
Памятки
Познакомить с содержанием и назначением путевых заметок
Групповая работа по отбору материала
Подготовиться к сочинению.
32-33
Форма контроля: сочинение по картине
2
Памятки
Провести контроль в форме сочинения по картине
Самостоятельная работа
34-35
Анализ и редактирование работ учащихся
2
Провести анализ и редактирование работ учащихся
Практическая работа
36
Статья
1
Вырезки статей из газет.
Познакомить с жанром статьи как «объясняющим » жанром публицистики
Лекция.
1.Чтение статьи, формулировка темы и основной мысли. Подобрать заголовок к статье. Определить задачу речи
37
Задачи статьи
1
Вырезки статей из газет.
Познакомить с основными задачами статьи
Анализ статьи(работа над композицией, определение типа речи).
Найти в тексте языковые средства, воздействующие на читателя. Найти средства связи в тексте.
38
Строение статьи.
1
Таблица «Композиционные части статьи», клише статьи
Познакомить с композиционными частями статьи: зачином, центральной частью, концовкой
Устный, сжатый пересказ в виде тезисов.
Сочинение в жанре литературно - критической статьи
39
Языковые особенности статьи.
1
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Языковые особенности статьи»
Познакомить с языковыми особенностями статьи
Анализ сочинений в жанре литературно - критической статьи(соответствие работы выбранному жанру; логика развития темы). Совершенствование написанного.
Подготовить памятки написания сочинения в жанре литературно - критической статьи.
40
Эссе
1
Карточки с определением «эссе»
Познакомить с эссе как разновидностью художественно - публицистического жанра.
Конспектирование лекции учителя.
Жанровый анализ текста.
41
Жанровые особенности эссе.
1
Таблица «Жанровые особенности »
Познакомить с жанровыми особенностями эссе.
Устное рассказывание.
Подробный пересказ текста эссе.
42
Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе.
1
Тексты тем сочинений, раздаточный материал
Познакомить с языковыми средствами, характерными для жанра эссе.
Рассмотрение тем сочинений.
Найти и отметить в тексте языковые средства, характерные для жанра эссе.
43
Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
1
Таблица «Жанры эссе»
Познакомить с тематикой и жанрами эссе.
Практикум
Подготовка к сочинению.
44-45
Формам контроля: сочинение в жанре эссе
2
Памятки
Провести контроль в форме сочинения в жанре эссе
Самостоятельная работа
46-47
Анализ и редактирование работ учащихся
2
Провести анализ и редактирование работ учащихся
Практическая работа
48
Рецензия
1
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Рецензия»
Познакомить с рецензией
Лекция.
Прочитать рецензию, составить план, выделив основные композиционные части и микротемы.
49
Построение научной рецензии.
1
Клише научной рецензии
Познакомить с построением рецензии, композиционными частями.
Оценивание и редактирование в группах.
Написать рецензию(первый вариант) и отредактировать
50
Редактирование рецензии
1
Тексты рецензий
Познакомить со способами редактирования рецензии
Определение объёма работы для выполнения в указанные сроки.
Составить памятку «Как строится научная рецензия»
51
Семинар
1
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Рецензия», тексты рецензий
Обобщить и систематизировать материал в виде семинара
Практическая работа
Оформить рецензии для альманаха
52-53
Форма контроля: сочинение на литературное произведение.
2
Памятки
Провести контроль в форме сочинения на литературное произведение
Самостоятельная работа
54-55
Анализ и редактирование работ учащихся
2
Провести анализ и редактирование работ учащихся
Практическая работа
56
Дневниковые записи.
1
Карточки с текстами
Познакомить с дневниковыми записями как результатом формулирования мысли, выражения оценки и сомнений.
Практикум(работа по карточкам: определение целей и задач дневниковых опытов известных писателей)
Подобрать материал(дневниковые записи известных деятелей).
57
Композиционные особенности дневника.
1
Таблица «Композиционные особенности дневника»
Познакомить с композиционными особенностями дневника.
Работа с текстами
Определить тип речи, озаглавить текст в дневниковых записях
58
Творческая фантазия и воображение как ведущие признаки в дневниковых записях.
1
Тексты дневниковых записей
Рассмотреть творческую фантазию как ведущий признак в дневниковых записях
Написание дневниковых записей с опорой на клише
Найти приёмы, которыми пользуются авторы для обоснования своего мнения.
69-60
Форма контроля: сочинение - дневник
2
Памятки
Провести контроль в форме сочинения-дневника
Самостоятельная работа
61-62
Анализ и редактирование работ учащихся
2
Провести анализ и редактирование работ учащихся
Практическая работа
63
Сочинение - письмо
1
Памятки
Познакомить с сочинением - письмом как жанром письменной формы разговорной речи
Устное сочинение - раздумье о судьбе литературного героя.
Чтение писем известных писателей.
64
Композиция письма.
1
Таблица «Композиция письма»
Познакомить с композицией письма
Практикум: подготовка к сочинению - письму. Выбор темы, определение объёма содержания и границ темы, отбор материала по теме.
Подбор дидактического материала.
65
Признаки личных официальных писем.
1
Распечатка официальных писем
Познакомить с признаками официальных писем
Работа в парах, практические упражнения
Сочинение - письмо.
66
Структура официального письма.
1
Таблица «Структура официального письма»
Познакомить со структурой официального письма
Работа в парах, практические упражнения
Подготовить материал для альманаха
67
Итоги
1
Таблицы, памятки, орфографические словари
Обобщить и систематизировать изученный материал
Выпуск альманаха сочинений газетных жанров.
Оформить титульные листы
68
Резервный урок
1
Обобщить и систематизировать изученный материал
Практикум