Урок по литературе на тему

«Судьба личности в тоталитарном государстве» (по роману Е.Замятина «Мы»)Конспект урока литературы в 11 кл.Учитель: Осколкова Татьяна МихайловнаЦели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.Эпиграф к уроку: Своя воля лучше. Ф.М.Достоевский1. Вступительное слово учи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Судьба личности в тоталитарном государстве»

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Конспект урока литературы в 11 кл.

Учитель Осколкова Татьяна Михайловна


Цели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.

Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.





Эпиграф к уроку: Своя воля лучше.

Ф.М.Достоевский

1. Вступительное слово учителя.

- Помните, какую игру придумал брат Л.Н.Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, что у него есть тайна, с помощью которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, все люди сделаются «муравейными братьями».

Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились в стихотворениях древнегреческого поэта Гесиода, который жил в конце 8- начале 7 века до нашей эры:

Вечно стояла весна; приятным прохладным дыханьем

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.

Боле того, урожай без распашки земля приносила;

Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба.

«Золотой век» - мифологическое представление о совершенном, гармоническом устройстве человеческого общества, утраченном в процессе исторического развития. За «золотым веком», как утверждали античные поэты, последовал век серебряный, затем - медный, и наконец нынешний - железный, испорченный и жестокий.

Как возродить «золотой век»? как вернуть утерянный рай? Этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную модель человеческого общежития. Так возник новый литературный жанр - утопия. Он предполагает развёрнутое описание общественной, государственной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

Как средство воплощения утопической мечты в реальность восприняли многие писатели революцию 17-го года. Образы государства-сада, светлого завтра, машинного рая заполнили страницы лит. Произведений послереволюционных лет. «Перекрёстком утопий» назвал эту эпоху поэт Н.Тихонов в стихотворении 1918 г. :

Мы строим мир по новому масштабу,

В крови, в пыли, под пушки и набат.

Возводим мы, отталкивая слабых,

Утопий град - заветных мыслей град.

Однако попытка реализации утопий обернулась трагедией для миллионов людей.

2. Беседа.

- Как бы в противовес утопии появляется новый жанр. Какой? (антиутопия)

- Как антиутопистам удаётся показать трагедию будущего идеального общества?

3. Обсуждение романа.

- Роман Замятина «Мы», написанный в 1920 г. , стал первой в новой литературе антиутопией. Что является предметом изображения в романе? (Далёкое будущее 31-го века. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века это будущее обычно представлялось прекрасным. С долитературных времён фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира: ковры-самолёты, золотые яблочки, сапоги скороходы. В государстве полное материальное благополучие, все проблемы решены. Все граждане равны и одинаковы.)

- В какие моменты жизни граждане Единого Государства чувствуют себя счастливыми? (В самом начале романа говорится, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает в этот момент абсолютное счастье, полное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Ед. Государства.. мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный номер каждого и каждой.»)

- Не люди, а нумера. Какие они? Охарактеризуйте их подробнее. (Внешне схожие, они ничем не отличаются и внутренне. Одинаковостью, механичностью отличается их жизнь. Лишить их возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции - значит лишить их счастья, обречь на страдания.)

- Идея всеобщего равенства оборачивается всеобщей одинаковостью, усредненностью. («Быть оригинальным - значит нарушить равенство», «быть банальным - только исполнять свой долг»). Идея гармонии личного и общественного заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье - в несвободе,» утверждают герои романа. Малейшее проявление индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением. Какова модель этого общества? (Наверху - глава государства - Благодетель; за порядком следит полицейская система - Бюро Хранителей. Нерушимая граница - Зелёная Стена; есть наука, искусство, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе, литература производится в Литературном Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука - Единой Государственной Наукой. «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из Нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер». Дети растут на Детско- воспитательном Заводе.)

- Единое государство подчиняет себе всё; всё предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно и разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого - как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре.» В чём заключается заветная мечта главного героя романа Д-503? (Заветная мечта Д-503 - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства - это прямая - мудрейшая из линий. Формула счастья математически точна: «Государство запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину». )

- Вспомним Ф.М.Достоевского, «Преступление и наказание»; разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха - и тысячи молодых жизней. «Д тут арифметика!» Другой герой Достоевского восстаёт против математики, унижающеё его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда будет только дважды два - четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такова ли своя воля бывает!» Каково место человека в таком государстве? (Человек в Ед. Государстве - лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения - «разумная механистичность»; всё, что выходит за её пределы, - «дикая фантазия», а «припадки вдохновения» - «неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий - свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку. «Люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей».)

- В чём видится «корень зла», мешающий всеобщему счастью?(Корень зла - в способности человека на фантазию, на свободную мысль. Этот корень надо вывернуть - и проблема решена. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии «Никакого бреда, никаких чувств; только факты». Душа - это болезнь.)

- Действительно ли человек в Ед. Государстве счастлив? ( Человек в таком государстве не может быть счастливым. Подогнать всех под одну гребёнку, решить все материальные проблемы - это ещё не значит сделать человека счастливым. Каждый человек - индивидуален. Имеет свой особый внутренний мир, свою волю, желания. А Ед. Гос-во лишило своих граждан всего этого, даже имени. Оно подчинило жизнь людей жестокому распорядку. Человек в таких условиях не может чувствовать себя счастливым.)

- Что в романе противопоставляется духовности, гуманности? (Противопоставляется наука. «Единая Государственная наука ошибаться не может» Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество разума: «Разум должен победить»)

- Актуальна ли в наше время проблема ответственности науки перед человечеством? (Эта проблема очень актуальна и сейчас. Достаточно вспомнить экологические проблемы, проблему использования атомной энергии, проблему клонирования человека.)

- Государство вмешивается в строение человеческой личности, в ход её творческой деятельности. Подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я», т.е. личность, перестаёт существовать, она становится маленькой частичкой «мы», т.е. обезличенной толпы. А что противостоит обезличиванию человека в романе? (Обезличиванию человека противостоит любовь. Перемены в жизни Д-503 начинают происходить, когда в его жизни появляется И-330. первое ощущение душевной болезни приходят к герою, когда он слушает в её исполнении музыку Скрябина. И Д-503 не одинок. Недаром доктор говорит об «эпидемии души». Всем своим поведением бросает вызов И-330. Она говорит: «Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама.» под её влияние попадают другие: поэт Р-13, доктор, слабая и беззащитная О-90, те, кто взорвал стену, те, кто пытался взорватьИнтеграл.)

- Итак, Ед. Гос-ву противостоит душа, т.е. способность чувствовать, любить, страдать. И именно музыка пробудила эту способность. Послушаем музыку, чтобы тоже прочувствовать, как она может воздействовать на сердце человека. (звучит музыка Скрябина)

- Каков, по-вашему, смысл названия романа? (В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насилино загонят в «счастливое будущее». «Мы» - можно понимать как безликое, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

4.Обобщение учителя

- В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кириллова есть стихотворение с таким же названием «Мы»: «Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши». У Блока в «Скифах»: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл с монгольской дикою ордою». В 1920г. В.В,Маяковский написал поэму «150000000». Его имя демонстративно отсутствовало на обложке - он один из этих миллионов. «Единица - кому она нужна? Единица - вздор, единица - ноль» Замятин сумел предсказать тот социально-политический режим, кот. Называется тоталитарным. Его атрибуты - обожаемый Благодетель (Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция( в образах Хранителей угадываются черты гестаповцев, агентов НКВД), изоляция от окружающего мира(очевидна аналогия между Зелёной Стеной и «железным занавесом»). Писатель угадал даже некоторые технические детали грядущего террора: Газовый Колокол - прообраз газовых камер, а Великая Операция - предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой.

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в в интики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегал нас писатель.

5.Домашнее задание.

- Написать мини-сочинение «Почему Е. Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

© 2010-2022