РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКНР 5 КЛ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА(первый  вид)по    Основам духовно ­ нравственной культуры народов России основное общее образование, 5 класс.Программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред.А.Н.Сахаров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование

Ленинградский район



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол

№_1_от 30 августа 2013 года

Председатель педсовета

____________________ Н.Н. Баева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(первый вид)

по Основам духовно ­ нравственной культуры народов России

Ступень обучения, класс основное общее образование, 5 класс

Количество часов - 34 Уровень - базовый

Учитель - Губарь Галина Александровна

Программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. - под ред.А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. - 2012





1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. - под ред.А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. - 2012

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

- сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох,

- знакомство учащихся с историей и нравственной традицией российских религий,

- уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Роль учебного предмета

Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала.

Обоснование выбора содержания

Системно­деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4-5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе.

Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема;общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», как и сам ФГОС основного общего образования находится в развитии, поэтому данная программа содержит вариант планирования на 34 часа за учебный год.

Количество часов по учебному плану ОУ по ОРКНР в 5 классе составляет 34 часа, что в полном объёме соответствует авторской программе основного общего образования по ОРКНР, 5 класс.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Темы

Количество часов

Авторская программа


Рабочая программа


1

Введение
в тему

1

1

2

Православие в Древней Руси

1

1

3

«Поучение» Владимира Мономаха

1

1

4

Православная Церковь в Московской Руси

1

1

5

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

1

1

6

Православие в Российском царстве.

1

1

7

Заветы оптинских старцев

1

1

8

Православие в Советской России

1

1

9

Православие в современной России.

1

1

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в истории и культуре России»

1

1

11

Православие в традициях русского народа

1

1

12

Православие и традиционные ценности русского народа

1

1

13

Дом и семья в православии

1

1

14

Святые Петр и Феврония

1

1

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России»

1

1

16

Древняя история ислама на территории России

1

1

17

Мусульмане в России

1

1

18

Ислам в современной России

1

1

19

Мусульманские ценности и идеалы

1

1

20

Дом и семья в исламе

1

1

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»

1

1

22

Появление и развитие иудаизма в России

1

1

23

Иудаизм в Российской империи

1

1

24

Иудаизм в СССР

1

1

25

Иудаизм в современной России

1

1

26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

1

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»

1

1

28

Тибетский буддизм

1

1

29

Распространение буддизма среди народов России

1

1

30

Буддизм в СССР

1

1

31

Буддизм в современной России

1

1

32

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»

1

1

34

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

1

Итого

34 часа

34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

  • познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Содержание учебного предмета

Введение в тему -1ч

Православие в Древней Руси -1ч

«Поучение» Владимира Мономаха -1ч

Православная Церковь в Московской Руси -1ч

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий -1ч

Православие в Российском царстве. -1ч

Заветы оптинских старцев -1ч

Православие в Советской России -1ч

Православие в современной России. -1ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в истории и культуре России» -1ч

Православие в традициях русского народа -1ч

Православие и традиционные ценности русского народа -1ч

Дом и семья в православии -1ч

Святые Петр и Феврония -1ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России» - 1ч

Древняя история ислама на территории России -1ч

Мусульмане в России -1ч

Ислам в современной России -1ч

Мусульманские ценности и идеалы -1ч

Дом и семья в исламе -1ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России» -1ч

Появление и развитие иудаизма в России -1ч

Иудаизм в Российской империи-1ч

Иудаизм в СССР -1ч

Иудаизм в современной России -1ч

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа -1ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа» -1ч

Тибетский буддизм -1ч

Распространение буддизма среди народов России- 1ч

Буддизм в СССР -1ч

Буддизм в современной России -1ч

Буддизм в культуре и традициях народов России -1ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России» -1ч

Повторительно-обобщающий урок по курсу -1ч

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

  1. Экскурсия в храм

Направления проектной деятельности обучающихся

Создание индивидуальных, групповых проектов по темам курса.

Использование резерва учебного времени

Резерва учебного времени не предусматривается

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • печатные пособия


  1. Методические рекомендациидля общеобразовательных учреждений Краснодарского краяо преподавании комплексного учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (далее - ОРКСЭ) в 2013- 2014 учебном году

  2. «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. - под ред.А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. - 2012

  3. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М.,2000.1

  4. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

  5. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

  6. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.

  7. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

  8. Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006**.

  9. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982-2001. (Т. 1-7.М., 1996).

  10. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

  11. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.

  12. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

  13. Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000-2010**.

  14. Религии народов современной России. А-Я. Словарь. М., 2002*.

  15. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

  16. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002*.


  • экранно-звуковые пособия

  1. fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

  2. school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

  3. russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.


  • цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. religion.historic.ru/ - история религии

  2. foma.ru/- о православии в России

  3. islam.ru/ - об исламе

  4. threeda.ru/ - об иудаизме

  5. buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России

- демонстрационные пособия

Таблицы «История религий»

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате обучения ученик должен

знать:

  • основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,

  • о вере и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • о роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

уметь:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Система итоговой оценки планируемых результатов будет выражена в форме зачета. Видом контроля будет являться накопительная система баллов в решении контрольно-измерительных материалов и в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично».). Индивидуальный проект будет свидетельством индивидуальных достижений обучающихся.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла МБОУ СОШ № 1

Протокол от 28.08. 2013 года № 1

___________ _________

подпись руководителя ШМО Ф.И.О.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

____________ Т.И. Трофименко

.

29 августа 2013 года



© 2010-2022