Технологическая карта урока в 6 классе по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»

Учитель: Цетденова С.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Цаган - Уснская СОШ»

Предмет: Литература

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Москва «Просвещение» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:

Тема

Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников ( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера.

Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Владение литературоведческими терминами.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качества своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим.

Формировать представления о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ характеров литературных героев.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 6 класс».

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.




Технологическая карта урока

в 6 классе по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»

(Учитель Цетденова С.В.)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор

о прочитанном.

Вы готовы к разговору?

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?


1 мин


Коммуникативные УУД:


Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
































1.На прошлом уроке мы прочитали рассказ Е.И.Носова «Трудный хлеб».

Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня?

И при чём здесь нравственность?

Презентация

- Обратимся к словарю нашего урока.

- Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

-Нравственный -

1. Соблюдающий требования нравственности. 2.Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

2.Уважение - почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Обо всем этом и не только мы сегодня будем говорить.

Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Тему нашего урока вы определили сами - «Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб».

1. Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.








3. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.



5 мин

Презентация







Слайд №1


























Презентация

Слайд 2


Личностные УУД:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности.































Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.







Чтение высказываний:

1.«Лучший способ сохранить друзей - не предавать их».

(У. Мизнер)

2. «Закон, живущий в нас, называется совестью».

(И.Кант)

3. «Куда бы ни проник взгляд испытателя природы - всюду жизнь!»

(А.Гумбольт)

- Как вы думаете, ребята, какое из этих высказываний наиболее точно передает тему нашего урока?

- Почему оно взято на урок?

Именно об этом мы говорим сегодня.

Отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями.

4 мин

Презентация

Слайд 3





IV Проверка домашнего задания.













Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом. Самостоятельно подготовили свои работы.



1.Мини - проект

«Творчество Е.И.Носова» позволит восстановить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя.

Один из учащихся защищает свой проект, другие - задают ему вопросы.

2.Творческая работа учащихся (рисунки детей).

Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали.

Какие они красивые, как вы интересно рассказали о своих друзьях.

2 мин








5 мин







Презентация


Слайд 4


Познавательные УУД:

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно.










V.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.


Расскажите, что такое сюжет?

Из каких частей он состоит? Восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа (на отдельных листах, расположенных на доске непоследовательно, напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка».)



Подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения.


- Ребята, как могут относиться люди к животным?

- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

- Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление рассказчика?

- Как охотник относится к своей собаке?

- Как могла бы сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого нерадивого хозяина?

Вывод:

Работа по тексту.

Экспозиция - предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке.

Завязка - событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Развязка - заключительный момент в разрешении конфликта.

Экспозиция (знакомство с героями),

Завязка (поездка на охоту),

Развитие действия (пребывание на охоте),

Кульминация (встреча с охотником и его собакой),

Развязка (рассказ хозяина о свое собаке).

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выступают, высказывая свою точку зрения.


Определяют отношение к героям.

10 мин































5 мин



Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности




Физкультминутка

Гимнастика для глаз (по таблице Шульто)

2 мин


VI. Самостоятельная работа.

Цель этапа: тренировать способность к обобщению.

Сравнительная характеристика героев:

Заполняют таблицу ИНСЕРТ

«V» - уже знаю, знал

«+» - узнал новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

10 мин


Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД:

Самоопределение, умение выражать мысли.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.


VII. Решение проблемы.

Создает проблемную ситуацию.

- Как

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные в ходе обсуждения.

3 мин

Слайд 5


Познавательные УУД:

Делать выводы, обобщения.

Личностные УУД:

Формирование эмоционально - оценочного отношения к прочитанному.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение.

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание свое учебной деятельности.

Написать отзыв на прочитанное произведение:
«Чему я научился у рассказа»

1 мин

Слайд 6

IX. Итог урока.

Итак, мы с вами поговорили о сюжете рассказа.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы. Подводят итоги.

3 мин

Личностные УУД:

Способность к самооценке, саморазвитию.

Практическое применение учебного материала.

X. Рефлексия.

1.Мы сегодня говорили об истории, которая не оставила нас равнодушными. Может быть, вы, ребята, в дальнейшем будете понимать как важно относиться к окружающим с уважением, добротой и любовью.

Хотели бы вы, чтобы у вас был такой преданный друг?

«Синквейн» от англ.яз. «путь мысли» имеет определенную схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1.Существительное.

2.Два прилагательных.

3.Три глагола.

4.Предложение из 4-х слов.

5.Существительное - синоним (вывод, обобщение).



Стараются дать правильные ответы, высказывая свою точку зрения.

6 мин

Слайд 7


Литература.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


2

3


Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

«Литература.

6 класс».

Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я.

Биография Е.И.Носова


ЭОР

Иллюстрации, презентация,

900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html

infourok.org/?fd=ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx



План - конспект урока

Проблема нравственного выбора в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цамбуева Ирина Очировна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Хаглышевой Е.К.»

Предмет: Литература

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:


Тема

Проблема нравственного выбора в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Владение литературоведческими терминами.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Формировать представления о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого. Противопоставление активной жизненной позиции, умения во имя большой цели переносить трудности, силы воли, мужества, находчивости, стойкости - пассивности, нерешительности, трусости, эгоистичности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ характеров литературных героев

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Технологическая карта урока в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Учитель Цамбуева И.О.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?


1 мин


Коммуникативные ууд


Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.




































Постановка проблемного вопроса.


1.Психологический эксперимент.

Методический комментарий. Учитель просит нескольких школьников выйти к доске. Обычно выходят, ведь непонятно, зачем. Беседуя с ними, учитель акцентирует внимание на том, что решение они приняли самостоятельно, оказавшись перед выбором: выходить к доске или остаться за партой.

Учитель: Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь нравственность?

Включает презентацию. - Обратимся к словарю нашего урока.

- Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

- Нравственный -

1. Соблюдающий требования нравственности. 2.Относящийся к внутренней, духовной жизни человека

3. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа: Жилине и Костылине.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Тему нашего урока вы определили сами- «Проблема нравственного выбора в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».






1. Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы.

4. Устанавливают связь между понятиями

5. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.



5 мин

Презентация




























Слайд №1












Слайд №2





Слайд 3




Слайд 4


Личностные результаты:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности.















Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.




















III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.



Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.





















  1. Ролевая игра «Интервью с писателем» . Методический комментарий. Игра позволит восстановить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя, связанные с историей написания рассказа «Кавказский пленник». Один из учащихся играет роль Л.Н. Толстого, другие - задают ему вопросы.


















Значит, подобный случай был в военной жизни Толстого? Он описал то, что было? Значит, это быль. Что же такое быль?

1.Возможные вопросы и предполагаемые ответы.

Учащийся. Какие исторические события легли в основу произведения?

Толстой. В середине XIX в. на Кавказе шла кровопролитная война, которая продолжалась более 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоёвывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьезное сопротивление. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и легли в основу многих моих кавказских произведений, в частности рассказа «Кавказский пленник».

Учащийся. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?

Толстой. Да, именно в это время я служил на Кавказе и однажды едва не попал в плен к горцам. Учащийся. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.

Толстой. Однажды я отъехал далеко от отряда и почти попал в беду. Выручил меня мой спутник, чеченский друг Садо. Незадолго до этого случая мы по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Когда нас стали настигать чеченцы, я вполне мог уйти от погони на резвом скакуне, подаренном моим другом, но ни за что не согласился бы оставить в беде Садо. У него в руках было незаряженное ружье, он грозно им размахивал и кричал. Чеченцы хотели взять нас в плен живыми. Особенно они были злы на своего соплеменника, дружившего со мной, русским офицером. Когда мы приблизились к крепости Грозной, преследователи повернули назад, потому что оттуда выехали конные казаки. В память об этом случае Садо подарил мне свою саблю.

Учащийся. Можно ли считать, что именно этот случай послужил толчком для написания рассказа «Кавказский пленник»?

Толстой. Я бы не стал так утверждать, но начало рассказа, когда по вине Костылина Жилин попадает в плен, очень напоминает преследование меня и Садр горцами.

Учащийся. В вашем рассказе очень подробно описано пребывание Жилина и Костылина в плену. Вы встречались с людьми, которые действительно побывали в плену у чеченцев?

Толстой. Да, и неоднократно. В то время газеты часто публиковали рассказы о русских солдатах и офицерах, побывавших в плену. Встречаясь с такими людьми, я расспрашивал их об условиях жизни, об отношении к ним горцев. Все это помогло мне при создании кавказских рассказов.

Учащийся. Кого и за что вы осуждаете в этом рассказе?

Толстой. Прежде всего я выступал против царского самодержавия, которое вело эту кровопролитную войну на Кавказе. И, конечно же, против межнациональной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

4 мин

Презентация

Слайд 5























Слайд 6

Слайд 7



IV Проверка домашнего задания

1.Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом и составили план.

2.Расскажите, что такое сюжет? Из каких частей он состоит? Восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа. (на отдельных листах, расположенных на доске непоследовательно, напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка».)

Подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения.

Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.

Экспозиция - предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке.

Завязка - событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Развязка - заключительный момент в разрешении конфликта.

3 мин

Презентация




Слайд 8


Познавательные УУД:

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо

рочно.


V.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.


  1. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?

2. Анализ отдельных эпизодов рассказа.

Начнем с экспозиции. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь? В чем заключалась опасность пути? Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза? Кто нарушил уговор и при каких обстоятельствах?

Переходим к завязке сюжета. Как герой рассказа оказался в плену? Как вел себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял? Почему автор говорит, что «ружье уехало», а не Костылин?

3. Вывод. Несмотря на то, что название рассказа относится к одному лицу, уже в первой главе намечаются два героя: Жилин и Костылин, которые по-разному относятся к жизни, к испытаниям, выпавшим на их долю. В этом мы убедимся, анализируя материалы произведения.

ФИЗМИНУТКА

1. Анализ поведения героев в плену. (сцена торга о выкупе).

  1. Послушайте два монолога, составленных вашими одноклассниками. О каком эпизоде идет речь? Узнайте героев.

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выступают, высказывая свою точку зрения.



Определяют отношение к героям автора.







Ученик - Жилин. Писать письмо домой? Или нет? Кому его писать? Матери? Откуда у нее деньги? Она и живет - то тем, что я ей посылаю. Ей 500 рублей собрать - разориться вконец! Бог даст - сам выберусь! Обману их! Адрес напишу неверный, чтобы письмо не дошло!

Ученик - Костылин . Писать письмо домой? Или нет? Конечно, писать! Пусть высылают 5000 монет и побыстрее! Скорее бы прислали! Сил нет терпеть! Ноги колодки разодрали в кровь! Кормят плохо, да и в яме надоело сидеть. Скорее бы прислали деньги!

5 мин











































1 мин



3 мин
















.



Слайд 9



Слайд 10






Слайд 11




Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности












VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

1.Создание мини - проектов в группах. Учащиеся в группах готовят сообщения о том, как складывались отношения Жилина с хозяином, местными жителями, со стариком - татарином, девочкой Диной и детьми из аула.

Создавая проект, учащиеся обращают внимание на разные детали.

Итогом работы должно стать создание на доске кластера, который называется «Сравнительная характеристика главных героев».
















Почему, описывая глаза Дины, автор пишет: «Черные, светлые» глаза? (оксюморон)









Как характеризует Костылина этот монолог?

Почему первая попытка побега не удалась?

Метод «Займи позицию»

Ответьте на вопрос: «Правильно ли сделал Жилин, что взял с собой трусливого безвольного Костылина ? Ведь без него у главного героя было больше шансов спастись?»























3. Выразительное чтение наизусть ученицей описание природы во время второго побега героев.

Для чего автор вводит пейзаж в сцену побега Жилина?


Выполняют обсуждение в группах.

1.Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

Группа №1. «Жители аула и Жилин».

Отношение жителей к нему не всегда было одинаковое. С начало они смотрели со страхом на пленника. «Как на зверя косятся», - говорит Толстой. Но вскоре привыкли к Жилину, стали ценить за его веселый, общительный характер, за ум, за трудолюбие.

Группа №2. «Хозяин Абдул - Мурат и Жилин»

Отношение хозяина Абдул - Мурата к Жилину менялось на протяжении рассказа. Если в начале рассказа Абдул - Мурат хотел обогатиться, требуя выкуп за Жилина три тысячи рублей, то уже в первой беседе Жилин нравится ему своей смелостью, настойчивостью, упорством. «Солдат, урус, хорошо, урус» - повторяет он. А в конце третьей главы он говорит Жилину : «Я тебя, Иван, полюбил, я тебя не то что убить, я бы тебя выпускать не стал, кабы слова не дал».

Группа №3. «Жилин и старик - татарин»

Старик татарин ненавидел Жилина, хотел убить его. Автор не только показал эту ненависть, но и объяснил ее. Длительная война на Кавказе породила в старике озлобленность против русских. И его можно понять: семь сыновей погибли на войне, а восьмого старик сам убил за измену. Старик искрение ненавидел русских, и эта ненависть вылилась на Жилина. Старик категорически требовал убить пленников, не дожидаясь выкупа за них. В отличия от других жителей аула, изменивших свое отношение к трудолюбивому Жилину, старик оставался непоколебимым.

Группа №4. «Дина и Жилин»

Дочь хозяина Дина стала другом Жилину и спасла ему жизнь. Сначала она боялась незнакомца, но с каждой новой встречей страх Дины проходил. Кукла, сделанная Жилиным, по - настоящему сдружила их. Добрая и отзывчивая, она всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала, чем могла. То молоко в кувшине принесет, то лепешек. Но самый главный поступок Дина совершила, рискуя свое жизнью. Она спасла Жилина, когда принесла ему шест, помогла выбраться из ямы. И Жилин до конца жизни был благодарен ей.

Группа №5. 1. Составляют план эпизода «Неудачный побег». 2. Рассказ о неудачном побеге от лица Костылина.

Этот Жилин, что за человек беспокойный! Сидел бы тихо и ждал выкупа. Так нет же! Я дни считаю, когда деньги за меня пришлют, а он все о побеге думает. Как будто мы сможем убежать от этих проклятых татар. Догонят, убьют ведь. Жилин этим басурманам ремонтирует что-то, куклы мастерит детям. А зачем? Ведь враги же наши!. Ходит по селу, старик его чуть не убил. А обычаи их ему зачем знать?

Теперь в побег с собой позвал. А как бежать - то, если дороги не знаем? Ну да, что же одному оставаться, поговаривают, нас убить хотят. Боюсь я смерти.

Сапоги проклятые ноги стерли, снял их, все ноги изрезал. Мочи нет идти. А Жилин пугает, что один уйдет. Только уж больно очень, даже вскрикнул я. Испугался Жилин да на закорки меня посадил и понес. А что ему делать? Он же затеял этот побег. Но ведь все равно схватили. От них не убежишь. А все Жилин виноват. Теперь и убить могут. Быстрей бы пять тысяч прислали. Больше никаких побегов.

Большинство мнений совпадает с авторским. Л.Толстой показывает нам настоящего русского человека которому не чужды сострадание и милосердие, чувство ответственности за ближнего.

Группа №6. 1. Составить план эпизода «Второй побег».

2. Эпизод «Второй побег»

(рассказ от лица Жилина)

После неудачного побега бросили нас в яму. Житье стало совсем дурное . Вонь, духота. Непечёное тесто кидают, как собакам. Костылин совсем разболелся, распух. Или стонет, или спит. Слышу, я, что русские близко подошли.

Дина прибежала, сказала, что убить меня хотят. Нужен длинный шест, чтобы выбраться из ямы. Дина помогла, принесла шест, помогла выбраться из ямы, помогала замок с колодок сбить. Хорошая девочка Дина, добрая, храбрая. Попрощался я с ней, пошел. Быстро не пойдешь, колодка мешает, ноги ломит. Но решил я, что буду тащиться, пока сила есть. До лесу добрался, пока месяц не вышел. Отдохнул в лесу, всю ночь шел до рассвета. Вижу- лес кончается. Вышел из лесу, как на ладошке передо мной степь и крепость. Казаки, солдаты у костров сидят. Боюсь, что в чистом поле если татарин увидит, хоть близко свои, а не уйдешь. Только подумал, глядь: на бугре трое татар стоят. Оборвалось сердце, кричу: «Братцы, выручай, братцы!». Услыхали наши. Бросились наперерез татарам. А я кричу: «Братцы! Братцы! Братцы!». Испугались татары, не доезжая, остановились. Окружили меня, казаки, несут, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает. Офицеры узнали, повезли в крепость. Рассказал я им все и решил не ехать домой, остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

3. Эпизод «Второй побег»

(рассказ от лица Дины)

Когда пленного русского привезли в аул, как увидела его добрые глаза, так жалко мне его стало. Отцу моему он, видимо, понравился своей храбростью.

Второй русский не такой, как Иван, все лежит целыми днями, скучает.

А Иван трудолюбивый, добрый , мастеровой. Каких кукол мне сделал. Жалко мне его. А чем отличается от нас? Такой же человек. Вот я ему и помогала. Молоко ему приносила, лепешки. После того, как они пытались бежать, все на них злые совсем стали. Старики отцу велят убить Ивана, а мне его жалко. Решила я помочь ему бежать во второй раз. Вечером, когда все уехали, только двое дома остались, принесла я Ивану шест с крыши, чтобы он выбрался по нему наверх. Выбрался, а обо мне заботится, велит снести шест на место, а то хватятся, прибьют меня. Хотела я ему помочь замок с колодки сбить, а ничего не вышло.

Заплакала я, хочется, чтобы сбежал он, к своим попал, живым остался. Дала я ему лепешек на дорогу, заплакала и убежала. Хороший человек Иван, смелый, добрый. Никогда я его не забуду.

3. Прослушав отрывок, учащиеся приходят к выводу, что природа живет одной жизнью с героем, создает все возможные условия для того чтобы Жилин вырвался из плена и доказал, что человек способен и должен бороться за свободу. Только тогда он остается человеком.

12 мин
































Слайд 12


Слайд 13



Слайд 14










Слайд 15





Слайд 16









Слайд 17




Слайд 18













Слайд 19










Слайд №20


Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Коммуникативные

УУД

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

VII Решение проблемы


VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

.

Написать сочинение :

1. Нравственный выбор Жилина и Костылина.

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.


3 мин











1 мин

Слайд №21

(Кластер)

Слайд №22 (пробл.вопрос)

Слайд №23, 24, 25 (вывод)

Слайд №26




Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.

Личностные результаты:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Итог урока







X. Рефлексия
















Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного.


Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Я прошу вас ответить на вопросы: 1. Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

2.«Хотели бы вы, чтобы вашими товарищами стали Жилин и Костылин?»

3. «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два

3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).

Учитель вызывает двух учеников для составления синквейна по итогам урока «Жилин» и «Костылин».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.

Примерный ответ:

«Назвав рассказ «Кавказский пленник», Толстой тем самым подчеркнул значимость образа Жилина для понимания художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям как высшей нравственной основе в человеке».

Прогнозируют коррекцию собственного поведения.




Двое учащихся работают у доски, а остальные ученики- в тетрадях.

3 мин


5 мин





Слайд №27



Слайд №28

Слайд №29


Личностный результат УУД:

способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала



Литература.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


2

3


Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я.

Биография Толстого


ЭОР

Иллюстрации, презентация,

900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html

Ru.wikipedia.orq/wiki/Толстой куф2й3цу5фывеяАЧ

blog.kp.ua/users/3421647/post112129423

a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg

myshared.ru/slide/225744/#

images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=паралимпийские%20игры%20в%20сочи%202014%20презентация&noreask=1&pos=12&lr=35&rpt=simage&uinfo=ww-1314-wh-884-fw-1072-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Finosmi.ru%2Fimages%2F1587

infourok.org/?fd=ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx



© 2010-2022