Музыкальная композиция Любимому поэту А. С. Пушкину - душа, любовь, цветы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Новокаишкульская СОШ»

Внеклассное мероприятие - праздник

«Любимому поэту А.С.Пушкину - душа, любовь, цветы»

/посвящяется Году литературы/


Учитель русского языка и литературы

Анварова Зифанур Муниповна

Цели и задачи:

  • приобщить ребят к лучшим культурным традициям через слово и и другие виды искусства;

  • воспитывать нужные нравственные качества: честность, благородство, тонкость чувства;

  • путём активизации творческих способностей детей раскрыть их индивидуальность, формировать образ жизни, стиль поведения.


Актовый зал празднично украшен. Сцена и зал - одно целое. Все зрители: ученики, учителя и гости, располагаются по сторонам зрительного зала, актёры после выступления присоединяются к зрителям. Артисты выходят из разных точек, заставляя зрителей невольно поворачиваться на новый голос. Весь спектакль включает 7 явлений, каждое из которых выполняет свою задачу. (Номер и название явления говорит и показывает старшеклассница Х.Анжела,10 класс, ведущий1- Г.Алим,10 кл., ведущий 2 - А.Екатерина,7 кл., Муза - А.Гульзифа,11кл., экскурсовод - М.Елена,11 кл., чтец 1- А.Ислам,11кл., чтец 2 - Х.Ильфат,10кл., чтец 3 - Х.Алмаз,8 кл., мальчик - Х.Айвар,1класс, «Салон пушкинской поры» представляют учащиеся 9 класса, музыкальный руководитель - Абдразакова Лариса Петровна, и др.)


Явление 1. «Посвящение».

Цель: создать эмоциональный настрой, атмосферу праздничной приподнятости, активизировать внимание зрителей.

Мотив памяти, взятый за основу в этом явлении, окольцовывает композицию, появляясь и в последнем явлении. Память - из особенно ценимых Пушкиным категорий.

Учитель: Завершая Год литературы, мы вновь возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина. Для каждого из нас Пушкин - друг, от которого и сегодня, хотя минуло 216 лет со дня его рождения, можно получить стоящий совет, который и поддержит, и вдохновит, и научит лучше и правильнее использовать тот небольшой отрезок времени, выделенный нам для жизни на земле.

Звучит музыка. П.И.Чайковский «Вступление к опере «Евгений Онегин».

На сцене появляется Муза Поэзии.


Муза: Солнце русской поэзии - Александр Сергеевич Пушкин! А солнце - это свет, это благодать тепла, это сама жизнь.

Всё в нём Россия обрела:

Свой светлый гений человечий,

Живую прелесть русской речи -

Всё в нём Россия обрела!

Любимцу муз, великому поэту А.С.Пушкину посвящается!

/Муза сходит со сцены, садится в зале около фортепиано.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Концерт №1 для фортепиано с оркестром».

На сцену выходят ведущие/

Ведущий 1: Мы устремляемся в прошлое, соединяя его единой цепью с настоящим.

Ведущий 2: Соединяем и сразу по цепи бежит ток, и становится ясным то, что именуется «связью времён», и огромного исторического расстояния как небывало…

Ведущий 1: Если есть у наших душ бессмертье,

Должен Пушкин, для живых незрим,

Ну, хотя бы только раз в столетье,

Побродить по улицам своим.

Ведущий 2: Со дня рождения Пушкина - более два столетия. Огромный срок для человеческого сознания. Но разве мы не ощущаем сегодня Пушкина нашим современником? Разве можно говорить о его поэзии, как литературе прошлого?

Ведущий 1: Чудный чародей, которому подвластно всё:

… и неба содроганье,

и горний ангелов полёт.

Ведущий 2: Пушкин нужен нам как человек, как личность, как совесть. Он жил давно и так недавно. Какая хорошая вещь - память!

Чтец 1: Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой облик благородный.

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца,

И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался,

И кто берёг ревнивый светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался. (Н.Плещеев)

Явление 2. «На вернисаже».

Цель: зрительное восприятие пушкинских образов, воссозданных детьми средствами изобразительного искусства. Все работы приобщают к творчеству великого поэта (фрагменты видеозаписи)

Ведущий 1: Облик Пушкина, его произведения знакомы нам с детства, но всё равно каждый раз по-новому они предстают перед нами. Школьные художники приглашают нас на вернисаж, представляя свои работы.

Экскурсовод: - Имя, личность, произведения А.С.Пушкина вдохновили наших художников на создание множества работ, лучшие из которых представлены вашему вниманию. В центре экспозиции… (экскурсовод передаёт микрофон художникам):

- работа, которая называется «Лукоморье». При взгляде на неё сразу вспоминаю строчки первых выученных наизусть стихов:

У Лукоморья дуб зелёный, (зал подхватывает строчки)

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…


Экскурсовод: - Мир детства предстаёт и в работах, выполненных цветными карандашами. Это иллюстрации к сказкам… (экскурсовод передаёт микрофон художникам - дети представляют свои рисунки).

Экскурсовод: - А на этих рисунках - морская стихия, столь любимая поэтом - могучая, грозная, но ясная и жизнерадостная:

Ветер по морю гуляет (зал подхватывает строчки)

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Экскурсовод: - Школьные годы - знакомство каждого из нас с романом «Евгений Онегин», и многие работы навеяны мотивами романа. Например, …(экскурсовод передаёт микрофон художникам - дети представляют свои рисунки)

- «Татьяна» - прекрасно передаёт пластику образа любимой пушкинской героини:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменили всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо…


Экскурсовод: - Поистине, фантазия человека безгранична. Все работы приобщают нас к творчеству великого поэта, к богатству великой культуры. Спасибо всем авторам!

(старшеклассники помогают ребятам прикрепить

рисунки на магнитную доску)


Явление 3. «В салоне пушкинской поры».

Цель: показать литературный быт эпохи (записывание стихов в альбом, декламация, музицирование. Фрагменты видеозаписи.)

Звучит фортепьянная заставка на темы романсов на стихи Пушкина


Ведущий 2: В своей лирике А.С.Пушкин говорил о больших и всегда волнующих вопросах - о любви, о смерти, о судьбах народов, о прекрасном в человеке. И эта чарующая сила стиха была любима всеми.

Участники театрализованного представления в костюмах пушкинской поры проходят через зал к сцене.

1 дама: Прошу вас, дамы и господа, присаживайтесь (рассаживаются полукругом у фортепьяно).

1 господин: Мадемуазель Элен, в Ваш День ангела мы записали в ваш альбом наши любимые стихи господина Пушкина, мы дарим их Вам (передаёт альбом)

1 дама: Ах, спасибо, друзья мои! (листая альбом). Я была бы очень благодарна, если бы вы прочли эти стихи вслух. Может быть Вы, Натали?

2 дама: С удовольствием! (Встаёт, подходит к фортепьяно). Прочту моё любимое: «Талисман».

Храни меня, мой талисман…

А стихи Пушкина - мой талисман.

2 господин: Они о нашей жизни, его стихи.

Я пережил свои желанья…

1 господин: А о любви так много написано, господа, но у Пушкина - совершенно особенно:

Что в имени тебе моём?..

Все: Замечательно! Очаровательные стихи!

1 дама: А Вы, мадемуазель Ники, Что записали в мой альбом?

3 дама: Стихотворение, которое называется

«Послание к И.И.Пущину»

2 господин: Да, верность в дружбе - главное. В этом я с поэтом согласен.

3 господин: Так же, как и в любви.

Я хочу прочесть стихотворение

«Я вас люблю…»

Подходит к хозяйке, кланяется, ведёт её к фортепьяно

1 дама: Я сохраню этот альбом, и, может быть, сам господин Пушкин что-нибудь в него напишет. А сейчас я тоже хочу прочесть своё любимое:

На холмах Грузии лежит ночная мгла…

- А сейчас танцевать, господа!

/Звучит полонез. Пары танцуют, а затем рассаживаются в зале/


Явление 4. «Минуты поэзии».


Ведущий 1: Как Чудесно! Перекинут мост из века в век. Чем же пленяла и пленяет поэзия А.С.Пушкина?! Глубокой человечностью, духовным изяществом, благородством чувств и переживаний, глубиной и ясностью мысли.

Сегодня звучат стихи Пушкина в исполнении лучших чтецов школы.

(чтение стихов)

Явление 5. "Пушкин в музыке".

Цель: приобщить детей к «живой» классической музыке с её богатством.

Ведущий 1: Музыка - один из мостов времени - будит в человеке волнение, вызывает ассоциации и воспоминания. Поэзия Пушкина всегда была поэзией жизни. «Союз волшебных звуков, чувств и дум» вдохновила многих композиторов. Сегодня звучат романсы на стихи А.С.Пушкина

Ведущий 2: Глубина чувства, чудесная гармония стиха слились в этой музыке. А каким гимном радости, творческого вдохновения звучат в музыке Ф.И.Глинки нам всем известные слова: «Я помню чудное мгновенье…» И волнение страсти в этом романсе, и целомудренное восхищение, и раздумье. Выступает музыкальный руководитель школы Абдразакова Лариса Петровна (фортепьяно.)

Явление 6. "Дань памяти".

Цель: приобщить ребят к переживаниям личности и наследию деятелей искусства других эпох.

Ведущий 1: Поэтому Пушкин с нами. В раннем детстве мы с Пушкиным, с его сказками, а уходим из жизни - тоже с Пушкиным, так и не познав его до конца.

Из зала к сцене по одному выходят чтецы.

1 чтец: А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён,

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Осталась боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

2 чтец: И мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён…

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз, шагнул Друг его вперёд

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорит он другу…

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к «Метели».

3 чтец: (под музыку): И Пушкин падает в голубоватый снег …


На смену девушке выходит мальчик - первоклассник с цветами (Х.Айвар),

обращается к ведущим:

Мальчик: А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Ведущий 1: Да он жив! Он ведёт, легко и просто ведёт нас, своих друзей в историю, в будущее!

Ведущий 2: Какая хорошая вещь - память!

Явление 7. "Пушкин в музыке".

Цель: на высокой, волнующей ноте увенчать восприятие:

Пушкин - часть души,

Пушкин - это любовь.

В знак любви - от души - цветы любимому поэту.

На фоне музыки 1 концерта П.И.Чайковского для фортепьяно с оркестром мальчик передаёт цветы 3 чтецу, все поворачиваются лицом к портрету Пушкина, при этом произносят по строчке стихи:

Ведущий 2: Два чувства дивно близки нам,

В них сердце обретает пищу:

Ведущий 1: Любовь к родному пепелищу,

Любовь к Отеческим гробам.

Чтец 1: Животворящая святыня -

Земля была б без них мертва.

Чтец 2: Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе.

Чтец 3: Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Юноша передаёт цветы девушке - ведущей.


Ведущий 2: Душа жива!

Цветы передаются юноше - ведущему.


Ведущий 1: Цветы - любимому поэту.


Ведущий кладёт цветы на столик с книгами у портрета А.С.Пушкина. Все участники друг за другом покидают зал. Музыка смолкает.

Использованы стихи:

А.С.Пушкина, Н.Плещеева,

Н.Доризо, А.Вознесенского,

А.Блока, Е.Евтушенко,

Э.Багрицкого…

с.Новокаишкуль

Декабрь, 2015 год

© 2010-2022