Лингвопоэтический анализ текста (на примере отрывков из повести М. Горького Детство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

Классы: 7 «Г», 7 «Д»

Тема урока: Лингвопоэтический анализ текста (на примере эпизодов повести М. Горького «Детство»)

Цель урока: открыть дополнительные ресурсы поэтического слова, представить художественное произведение как целостную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, создавая ту или иную образную картину мира.

Задачи:

  • обучить школьников лингвопоэтическому анализу художественного текста,

  • развивать мышление, интуицию учащихся, повышая уровень знаний,

  • сосредоточить их деятельность на узнавании в тексте языковых знаков - слов.

Ход урока:

  1. Вопросы по дом. заданию (д/з к уроку - прочитать главы повести, представленные в учебнике):

  • Что особенно поразило Алешу в семье Кашириных? Обращается внимание на отношение в этом доме к женщинам и детям. Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство.

  • Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным - сын дяди Михаила. Выясняем: что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

  • Кто из героев особенно вызывает чувство сострадания и почему? Анализ эпизода с наперстком покажет, какое место занимает Григорий в доме Кашириных, что судьба его - это типичная судьба труженика в царской России. Бывший компаньон деда, всю жизнь отдавший Кашириным, он теперь, полуслепой и больной, выносит издевательства даже детей.

  • Кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных? как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

  • Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты при этом преобладают? Назовите их. В чем проявляется талантливость бабушки? Как разговор бабушки с Алешей и отрывок из ее сказки подтверждают слова Горького об особенностях ее речи? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

  1. Лингвопоэтический анализ отрывков из повести:

  • чтение учителем отрывков из повести => какие из слов показались вам в прочитанном тексте особенно важными? (выписываем слова на доску) почему?

  • Знакомство с понятием «ключевое слово». Записываем определение.

  • Словарная работа: учащиеся зачитывают словарные значения выписанных слов, определяют индивидуально-авторские смыслы лексем.

  • Каким получился образ бабушки?

  • Как вы понимаете значение выражений: «спрятанный в темноте», «вывела на свет», «сплела все в разноцветное кружево»? Какой худ. прием лежит в их основе?

  • Что нового открыли вы как читатель в образе бабушки?

3. Домашнее задание: попробовать найти и выписать в тетрадь слова-ключи к образу Цыганка.



© 2010-2022