- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лингвопоэтический анализ текста (на примере отрывков из повести М. Горького Детство
Лингвопоэтический анализ текста (на примере отрывков из повести М. Горького Детство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лачугина М.С. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы
Классы: 7 «Г», 7 «Д»
Тема урока: Лингвопоэтический анализ текста (на примере эпизодов повести М. Горького «Детство»)
Цель урока: открыть дополнительные ресурсы поэтического слова, представить художественное произведение как целостную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, создавая ту или иную образную картину мира.
Задачи:
-
обучить школьников лингвопоэтическому анализу художественного текста,
-
развивать мышление, интуицию учащихся, повышая уровень знаний,
-
сосредоточить их деятельность на узнавании в тексте языковых знаков - слов.
Ход урока:
-
Вопросы по дом. заданию (д/з к уроку - прочитать главы повести, представленные в учебнике):
-
Что особенно поразило Алешу в семье Кашириных? Обращается внимание на отношение в этом доме к женщинам и детям. Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство.
-
Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным - сын дяди Михаила. Выясняем: что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
-
Кто из героев особенно вызывает чувство сострадания и почему? Анализ эпизода с наперстком покажет, какое место занимает Григорий в доме Кашириных, что судьба его - это типичная судьба труженика в царской России. Бывший компаньон деда, всю жизнь отдавший Кашириным, он теперь, полуслепой и больной, выносит издевательства даже детей.
-
Кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных? как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?
-
Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты при этом преобладают? Назовите их. В чем проявляется талантливость бабушки? Как разговор бабушки с Алешей и отрывок из ее сказки подтверждают слова Горького об особенностях ее речи? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?
-
Лингвопоэтический анализ отрывков из повести:
-
чтение учителем отрывков из повести => какие из слов показались вам в прочитанном тексте особенно важными? (выписываем слова на доску) почему?
-
Знакомство с понятием «ключевое слово». Записываем определение.
-
Словарная работа: учащиеся зачитывают словарные значения выписанных слов, определяют индивидуально-авторские смыслы лексем.
-
Каким получился образ бабушки?
-
Как вы понимаете значение выражений: «спрятанный в темноте», «вывела на свет», «сплела все в разноцветное кружево»? Какой худ. прием лежит в их основе?
-
Что нового открыли вы как читатель в образе бабушки?
3. Домашнее задание: попробовать найти и выписать в тетрадь слова-ключи к образу Цыганка.