Планирование по спецкурсу 9 класс

Данное планирование(34 часа, 1 час в неделю) разработано для подготовки учащихся к успешной сдачи ОГЭ. В программу входят все самые трудные темы за курс 9 класса. В этом документе имеюся пояснительная записка, цели и задачи курса, литература. Учащиеся самостоятельно и при помощи учителя повторяют все разделы языкознания,(фонетика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, текст) литературоведения(средства выразительности). Данные уроки помогают выявить основные допустимые ошибки в заданиях, в р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Покровская средняя общеобразовательная

школа МО «Цильнинский район»



Рабочая программа

по спецкурсу «Подготовка к ГИА

по русскому языку в 9 классе»

на 2014-2015 учебный год

учителя Мердеевой Ю. Н.

34 часа (1 час в неделю)























Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочих программ являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 с изменениями: приказ МОиН №369 от31.01.2012;

  • Программа спецкурса по теме: «Подготовка учащихся 9-х классов

к государственной итоговой аттестации), разработанная Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (Кафедра филологического образования), авторы: Сапунова Людмила Геннадьевна,Штанина Людмила Анатольевна -учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 35, Курошина Любовь Николаевна -методист кафедры филологического образования ИПКПРО, 2009 г.


  • Приказ МОиН №1312 от 9 марта 2004 года

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями: приказ №241 от 20 августа 2008 года, приказ №889 от 30 августа 2010 года, приказ №1994 от 3 июня 2011 года, приказ МОиН №1994 от 03.06.2011, приказ МОиН №74 от 1.02.2012 года

  • Распоряжение министерства образования Ульяновской области №929-р от 15 марта 2012года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

Цели и задачи спецкурса

Цель - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации в новой форме

Основные задачи курса:


  • формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации

  • повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки связной речи;

  • Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

Особенности методики преподавания спецкурса

Компетентностный подход является основополагающим при изучении спецкурса Предполагается, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции:

1) лингвистическая компетенция:

- знания о системе языка (знания по фонетике, лексике, словообразованию,морфологии, синтаксису);

- умение применять эти знания в работе с языковым материалом (опознавать,классифицировать, анализировать языковые явления);

2) языковая компетенция:

- практическое владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы - орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической;

- владение нормами письменной речи - орфографическими и пунктуационными;

3) коммуникативная компетенция:

- владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об уместном использовании в нём средств языковой и речевой выразительности) и умениями при менять их к анализу и конструированию текста;

- владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении, слушании, говорении, письме). Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) - это попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Формы и методы обучения

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы занятий данного курса - это прежде всего практические занятия.















Тематический план

Тема

Кол. Час.

1

Диагностический тест

1

2

Фонетика и орфография

1

3

Морфемика и словообразование

1

4-6

Морфология

3

7

Лексика

1

8-16

Орфография

9

17-20

Синтаксис и пунктуация

6

21

Нормы речи

1

22-23

Изобразительно-выразительные средства

2

24-31

Работа с текстом

8

32-34

Контрольный тест с последующим анализом

3







Основное содержание всех тем

  1. Содержание курса

I. Диагностический тест - 1 час

II. Повторение изученного

1. Фонетика и орфография (звуки и буквы, фонетический разбор) - 1 час

2. Морфемика и словообразование (состав слова, словообразовательный разбор) - 1 час

3. Морфология (самостоятельные и служебные части речи)- 3 часа

4. Лексика (синонимы, антонимы, паронимы)- 1 час

5. Орфография (основные принципы русской орфографии)- 9 часов

6. Синтаксис и пунктуация (простое и сложное предложение) - 6 часов

7. Нормы речи (грамматические и синтаксические нормы)- 1 час

8. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.) - 2 часа

III. Работа с текстом - 6 часов

IV. Контрольный тест с последующим анализом - 3 часа



















Требования к уровню подготовки

По окончании изучении курса учащиеся 9 класса должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;


  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;


  • владеть формами обработки информации исходного текста;


  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;


  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;


  • работать с бланками экзаменационной работы;


  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.







Формы контроля

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные:

тестовые задания,

алгоритмы,

схемы,

таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал);

сочинения,

изложения.







Литература и дополнительные обобщающие материалы

Русский язык. ГИА-2013. Тесты ФИПИ Ред. И. П. Цыбулько

Диск ГИА-9

Официальный сайт ФИПИ fipi.ru/

Официальный информационный портал ГИА gia.edu.ru/

Тесты ГИА онлайн - 5ballov.Qip.ru 5ballov.qip.ru/test/gia/

















Календарно-тематическое планирование

Тема

Цели и задачи

Форма работы

и деятельность учащихся

Дата

1

Вводный урок Диагностический тест

Знакомство с заданиями ГИА

Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста. Практическое занятие

2

Повторение. Фонетика. Орфография

Повторение сведений по фонетике и орфографии

Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи - составление таблицы. Практическое занятие

3

Морфемика и словообразование

Повторение и систематизация основных сведений по морфемике и словообразованию

Повторение основных способов словообразования.

Образование степеней сравнения; написание теста по теме. Практикум


4

Морфология

Повторение и систематизация основных сведений по морфологии

Повторение самостоятельных и служебных частей речи; составление таблицы. Семинарское занятие

5

Морфологические признаки самостоятельных частей речи

Повторение и систематизация основных сведений по морфологии

Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-деепричастий. Практикум

6

Морфологические признаки служебных частей речи

Повторение и систематизация основных сведений по морфологии

Различение самостоятельных и служебных частей речи.

Написание теста по теме. Практикум

7

Лексика

Повторение и систематизация основных сведений по лексике

Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы.


8

Орфография Правописание гласных в корне

Повторение и систематизация основных сведений орфографии

Составление алгоритмов:

1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением;

2) безударные гласные, не проверяемые ударением (чередующиеся). Практикум



9

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи

Научиться правильно писать суффиксы разных частей речи

Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы. Практикум

10

Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений

Совершенствовать умение правильно писать суффиксы самост. частей речи

Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных. Практикум

11

Безударные гласные в окончаниях глаголов

Вспомнить правила правописания безударных гласных окончаний глаголов

Составление алгоритма правописания безударных гласных в окончаниях глаголов. Тест. Практикум

12

Правописание гласных после шипящих и Ц

Закрепить правило «Гласные после шипящих и Ц»

Составление таблицы «О - Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих». Практикум

13

Правописание Не и Ни

Закрепить умение правильно писать не и ни с разными частями речи

Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме. Комбинированное занятие

14

Правописание согласных.

Удвоенные согласные.

Закрепить умение правильно писать удвоенные согласные

Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные.

Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест. Практикум


15

Правописание

ъ и ь

Закрепить умение уместно писать Ь и Ъ

Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»;

Разделительные Ъ и ь». Практикум

16

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Повторить основные случаи слитного, раздельного, дефисного написания слов

Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест. Практикум

17

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы

Закрепить основные синтаксические нормы

Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы. Лекция


18

Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений.

Знаки препинания при обособлении приложений.

Повторить случаи обособления в простом предложении

Составление таблицы по теме.

Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении. Практикум


19

Знаки препинания при обособлении обстоятельств

Повторить случаи обособления в простом предложении

Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест. Практикум

20

Знаки препинания при однородных членах предложения

Повторить случаи обособления в простом предложении

Обобщить знания об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них. Комбинированное занятие


21

Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении

Повторить случаи обособления в простом предложении

Составление алгоритма. Практикум

22

Знаки препинания при конструкциях с как

Повторить случаи обособления в простом предложении

Составление алгоритма.

23

Нормы речи

Усвоить основные нормы употребления частей речи

Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола. Практикум

24

Изобразительно-выразительные средства языка

Уметь находить средства выразительности в тексте

Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка. Лекция

25

Изобразительно-выразительные средства языка

Уметь находить средства выразительности в тексте

Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест. Практикум

26

Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста

Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста

Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста. Лекция

27

Составление плана по тексту

Уметь составлять план текста

Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей. Практикум

28-29

Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова.

Научиться писать сжатое изложение

Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем.

Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста. Практикум

30 - 31

Типы речи. Стиль текста.

Научиться писать сочинение-рассуждение

Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи. Комбинированное занятие

32-34

Итоговый тест с последующим анализом.

Обобщить все изученные темы

Тест



© 2010-2022