Урок – путешествие в мир искусства Тема. Времена года в словах, красках и звуках

Урок – путешествие в мир искусства . Тема. Времена года в словах,  красках и звуках. Цели: Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; картинами известных художников И. Левитана, В. Серова, В. Поленова,А. Саврасова, И. Шишкина и др.; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; развивать художественный вкус и образное мышление; воспитывать эмоционально – эстетическую отзывчиво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие в мир искусства

Тема. Времена года в словах, красках и звуках.

Цели: Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; картинами известных художников И. Левитана, В. Серова, В. Поленова,А. Саврасова, И. Шишкина и др.; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; развивать художественный вкус и образное мышление; воспитывать эмоционально - эстетическую отзывчивость на произведения искусства; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.

Оборудование:

  1. Проектор, экран, компьютер; средства наглядности: презентация POWER POINT с портретами Шишкина И. И., Серова В. Д., Левитана И.И., В. Поленова, А. Саврасова, репродукциями их картин , обучающими таблицами, аудиокассеты с записями музыкальных пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года».

2. Выставка книг поэтов и прозаиков о временах года.

3. Творческие работы учащихся - презентации.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Г. Гессе

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Ребята! Хочу начать наш урок словами из замечательного стихотворения И. Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

Сегодня мы отправимся в путешествие в мир искусства и побываем в гостях в государстве Литература, в королевстве Живопись и в царстве Музыка. А тема нашего урока «Времена года в словах, красках и звуках» (слайд 1).

Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе? Да потому что - это виды искусства

Обратите внимание на эпиграф урока (зачитывается эпиграф).

Именно эти слова четко определяют наши цели и задачи на сегодняшний урок. По ходу нашей работы вы записывайте себе понравившиеся вам фразы, словосочетания, которые потом вы используете в своей творческой работе (слайд 2).

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка - звуком, литература - словом. Музыка - один из древнейших видов искусства ( слайд 3).

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Вот поэтому в течение урока вы будете и художниками, и писателями, и композиторами. Попытайтесь передать в словесных рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.

Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой...

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо - сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки… и сегодня читая наш журнал мы увидим это многообразие русской природы такой как нам показывают ее художники и поэты.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…(Н. Заболоцкий, "Вечер на Оке").

Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, родной природы, которая всегда влекла к себе мастеров музыки, поэзии и пейзажной живописи. Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.

Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал родную природу. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково - Художниками, Творцами.

А ввести вас в мир красоты природы поможет этот видеоролик (Видеоролик о природе).

Давайте же возьмемся за руки, чтобы почувствовать тепло ладонь друг друга, тепло сердец. Теперь нам не страшно отправляться в дорогу. Так что в путь!

Слово учителя. Для творческой работы мы объединились в группы по временам года, а вы уже сами выбирали себе занятие по душе: быть литератором или художником, композитором или критиком. Из наших творческих заданий вы поймете о каком времени года идет речь, той группе и предоставим слово.

Творческое задание « Убери лишнее».

О каком времени года идет речь? Какие предложения здесь лишние?

Прочитайте текст. Уберите из него предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Ребята заливают каток водой. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Да, это ОСЕНЬ.

1 группа об осени.

Слово учителя. Спасибо творческой группе, я уверенна, что много высказываний вы записали себе в тетради.

Прочитайте текст. Уберите из него предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса вырастают грибы. Лес стоит в снежном уборе, словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Деревья покрыты инеем. Спит медведь в берлоге под снежным сугробом. Заяц сменил белую шубку на серую. Поспела в лесу земляника. Белочка делает запасы на зиму. К кормушкам, сделанным руками ребят из сельской школы, прилетают синицы и снегири.

Это тоже правильный ответ - это ЗИМА.

2 группа о зиме.

Слово учителя. Вместе со второй группой мы окунулись в прелести зимней природы. Огромное им спасибо. Ваши записи пополняются, а мы двигаемся дальше.

Прочитайте текст. Уберите из него предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года.

Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут звонкие ручейки. Застучала за окошком звонкая капель. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На кустах и деревьях пожелтела листва. На реках и озерах треснул лед. Набухли и лопнули почки. Скоро деревья наденут новый зеленый наряд. Оживут леса, поля. Насекомые начнут прятаться в щели.

Ну, конечно же, - это ВЕСНА.

3 группа о весне.

Слово учителя. Становится все теплее и теплее. Первое тепло нам предоставила 3 группа, а мы отправляемся дальше.

Прочитайте текст. Уберите из него предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года.

Жаркий июльский день угасает. Косой луч солнца золотит вершину сосны. Синяя дымка тумана окутала дальний лес, речку. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Подули холодные ветры. Мягкие луга покрылись росой. Полевые цветы закрыли голубые, желтые, розовые глазки. Вокруг разлит сладкий запах меда. Птицы начинают вить гнезда. На землю ложатся летние сумерки. Наступает звездная ночь.

Совершенно верно - это ЛЕТО.

4 группа о лете.

Слово учителя. Тепло у нас в классе, в наших сердцах и душах, да и на улице тепло не за горами. Мы прослушали прекрасные стихи и зарисовки о временах года, замечательные музыкальные произведения, посмотрели картины известнейших художников. Как вы заметили - эта тема безгранична: о ней можно говорить и говорить, - это ваше право. Ведь у каждого есть своя определенная любовь к тому или иному времени года. Об этом я почитаю в ваших домашних сочинениях.

Творческое задание 2.

"Лучшие слова в лучшем порядке", или рассказ на одну букву .

Группы у нас созданы по временам года, т.е. буквы вам известны.

( Осень - Опустевшая одинокая осень опять отметила окраску образа;

Зима - Заледенила зимушка землю, засыпала , замела заново.

Весна - Веселится весна всюду, ветер весело веточки встревожил.

Лето - Легонько лето ломится, ложится , ласкается лепестками лотоса.)

III Заключительная часть.

Заключительное слово учителя.

Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал родную природу.

Мы очень много говорили о природе стихами и прозою, звуками музыки, любовались живописными картинами. На последок давайте зачитаем еще одно стихотворение, которое поможет сделать нам выводы по поводу сегодняшнего урока.

Как будто луч света случайно,
Разрушил обыденность дней,
Аппатия жизни печальной
Сменилась потоком идей.
Открылись духовные грани,
Течение радостных нот
Арбитром в неведомом стане
Спокойствие миру несет.
Приветливость жестов и взглядов,
Активность, сердечность любви,
Стихийность душевных парадов,
Единство с весельем в крови.
Тепло, новизна отношений,
Мозаичная чуть мечта
И всё это в жизненном плене
Рождает одна красота.

Какой же вывод напрашивается? Да, действительно, красота спасет мир, а нам с вами в этом мире жить! И от того, как мы умеем видеть и ценить природу, любоваться ее прелестью, зависит многое!


Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Говорят: талант от бога
Этим дан, а этим нет…
Всем, зато дана дорога -
Кто, какой оставит след?

Ф. Тютчев

Я искренне желаю Вам всегда встречаться с красотой в жизни, литературе, живописи и оставить красивый и памятный след на земле - пусть это будет след любви и доброго отношения в ваших помыслах и делах.

« У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?»

4. Домашнее задание: написать мини - сочинение о любимом времени года.





© 2010-2022