- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Предложения с обособленными членами (8 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Предложения с обособленными членами (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кримарчук Н.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс 8А - 26.02
Тема: Предложения с обособленными членами
Цели урока:
-
дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
-
раскрыть роль обособленных членов в предложении;
-
формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
-
развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять и различать обособленные члены предложения.
Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.
Регулятивные УУД: развивать умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД: применять полученные знания при решении поставленной задачи.
Коммуникативные УУД: развивать чувство прекрасного, а так же интерес к литературе.
Ход урока
-
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
-
Запись даты, темы урока. Цель урока формулируют учащиеся, учитель уточняет (если необходимо).
-
Актуализация опорных знаний.
-
Опрос
-
Какие есть виды осложнения предложений?
-
В чем особенность осложнений?
-
Какие члены предложения называются однородными?
-
Как связываются между собой однородные члены предложения?
-
В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
-
Как связаны между собой однородные члены предложения?
-
Какова функция сочинительных союзов?
-
На какие группы делятся сочинительные союзы?
-
Целеполагание (слайд 2)
- Знакома ли вам тема урока?
- Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
- Сложная ли это тема?
-
Новая тема (СЛАЙДЫ 2,3, 4).
- Что означает слово «Обособление»?
Обособиться - как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить - выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.
Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ - это ВЫДЕЛЕНИЕ
-
Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 5-11).
- Какие члены предложения могут обосабливаться?
- Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:
-
Наличие слов, зависящих от обособления.
-
Инверсивный порядок слов.
-
Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
Обособления выполняют следующие функции:
-
Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
-
Насыщает предложение экспрессивным характером.
- Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.
Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.
От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).
Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).
Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции приложения.
Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.
Физкультминутка
-
Закрепление темы (СЛАЙД 12)
- Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А они глупые думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.
-
Творческое задание (СЛАЙД 13).
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.
-
Итог урока
О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились различать обособленные члены предложения, выделять их на письме и интонационно).
-
Домашнее задание:
Написать творческое задание (слайд 13)