Материал по теме «О привычках вредных, которых быть не должно, и о здоровом образе жизни – стихами, написанными учениками»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное творчество учащихся.

Материал к теме «О привычках вредных, которых быть не должно, и о здоровом образе жизни - стихами, написанными учениками».

Уважаемые коллеги!

Материал, который предлагаю Вам, необычен. Это подборка ученических стихотворений, посвященных здоровому образу жизни. Стихи написаны учащимися разного возраста. Все дети учились или продолжают учиться в школе №45 г. Ульяновска. Стихи, конечно же, не совсем совершенны, но они детские- и этим все сказано. В них вложены и детский опыт, и старание, и чувства, и … талант. Литературные опыты вмещают, вбирают в себя разговор в стихах о ЗОЖ, о разных его составляющих; о привычках, с которыми лучше не иметь дело никогда.

Материал скомпонован так, что он может быть использован сразу, частично ( по выбору учителя и учащихся). Может быть сделана выборка для чтения стихотворений в 5-7 классах и в старших (эти стихи имеют помету 13*). Чтение стихотворений может быть соединено с проецированием на экран слайдов-иллюстраций, по содержанию соответствующих теме стихотворения, и с другими возможными вариантами воспитания учащихся (с разговором о спортивной жизни класса, школы, города, страны; с включением рассказов о хобби, спортивных увлечениях отдельных ребят; с обсуждением проведенной анкеты, с инсценированием сценок, с чтением сочинений; с более активными формами, с выполнением зарядки под музыку, с разучиванием нового комплекса упражнений, с показательными выступлениями спортсменов (учащихся класса) и приглашенных взрослых, чемпионов, с небольшими соревновательными состязаниями и т.д.).

Занятие должно быть закончено обсуждением увиденного и услышанного. Можно всех угостить кашей, приготовленной родителями, а потом сходить в бассейн или покататься на лыжах…

Итак, почему бы о ЗОЖ не рассказать детскими стихами? Возможно, и стихи чему-то научат…

Ведущая (учитель) и два ученика (заранее подготовлены, говорят с места)

-Слово «ЗОЖ»…

-А это что? Интересное кино?

Иль спектакль? А может, книжка?-

Спросил меня один мальчишка.

- Может это город? Иль страна?-

Свой вопрос девчонка задала…-

Слово мудрое какое,

Умное и … непростое…

-Здоровый образ жизни это, дети…

Мы все, живущие на свете,

Быть здоровыми хотим,

А порой мы за здоровьем не следим…

Не всё полезное подчас едим,

Больше, надо чем, лежим,

Мало двигаемся, мало ходим мы пешком,

Не на стадион нас тянет - на диван, в наш дом…

А кто-то и привычки вредные имеет -

От них дурнеет, а не хорошеет…

(О них потом. У нас их нет), -

Вот такой был мой ответ.

Об образе здоровом мы поговорим…

Какой он и как следовать ему? - вот этому и разговор мы посвятим

И о другом расскажем, что плохим считается, дурным,

Чтоб никто не увлекался им!

Начнем о ЗОЖ мы говорить, стихами,

Сочиненными … учениками.

«Овсянка, сэр».

(Соня П.)

Геркулес - каша - овсянка.

Любят есть её Татьянка,

Толик, Ксюша и Сережа

И, конечно, Радик тоже.

Эта каша из овса

И полезна, и вкусна.

Очень нам она нужна!

Полна энергии она!

«Овсянка, сэр»! Мы помним фразу.

Начнем мы утро с этой каши,

День ото дня, от раза к разу

Прибавятся и силы наши.

За выносливость, за зрение

И организма очищение,

За иммунитет овес в ответе -

Знают это взрослые и дети…

Гераклом (Геркулесом) мы, конечно же, не станем,

Но мускулы свои подтянем

Румянец будет на лице…

Активны в школе будем все!

Будем мы бодрее, веселее

Красивее, стройнее!..

Крепче будем и сильнее

И, конечно же, умнее!..

Физзарядка

Стишки, конечно, слушать хорошо,

Но лучше здесь нам всем ещё

Зарядку сделать, физминутку,

А к упражнениям добавить шутку!

Участник(и) (спортсмен или спортсмены - 1 человек или несколько - каждый руководит одним упражнением; дети могут быть в спортивной форме)

Засиделись мы, друзья…

Встанем в ряд - всех жду вас я…

Физзарядку начинаем -

Всё за мною повторяем!

Все смотрите на меня!

На пояс руки ставь -

Раз, два!

Начинаем вместе, враз

Потягиваться мы сейчас!

Руки вверх - раз, два!

На носочки встань, как я,

Потянись, подтянись,

Руки - вверх! Улыбнись!

Раз, два - успокойся!

В ряд ровнее каждый стройся!

На плечи руки все, друзья,

Вращенье делаем, как я,

Круги вперед - раз, два!

Круги назад - доволен я.

Три, четыре - еще раз,

Закончим вместе, дружно, враз!

Друзья, наклоны впереди -

Ты и ты за мной следи:

Влево - ровно, вправо - прямо,

Порадуем сегодня мам мы…

С выпадом руки -наклоны,

Мы все - ребята - чемпионы!

Получается у нас -

Спортивный, дружный весь наш класс.

Смени живот на талию -

Все дамы в «Борменталию»!

Разомнём мы телеса,

Живот большой - это беда!

Покрутим поясом своим

И не дадим, и не дадим

Застою в организме быть…

Здоровым всем нам надо быть!

Четыре, Три, Два, Раз -

Заканчиваем вместе, враз!

На левой, правой ножке

Попрыгаем немножко,

Затем на обеих вместе,

Так будет интересней!

На обеих - выше, выше,

Выше, выше… ещё раз!

Попрыгали…Устали…

Закончим все сейчас!..

Ведущая: Закончили… Все сели.

Пусть вновь звучат стихи…

Ты слушай их, вникай в них,

Потом свои пиши!

Пауза.

«Учили не с глаголами…»

(Игорь Ч.)

Учили не с глаголами,

Я написал тогда:

Вредных привычек никогда

Не будет у меня…

Не буду я курить и пить,

Нюхать клей не стану,

Не буду кайф в вине ловить,

Не стану наркоманом.

Какие спайсы? Речи нет…

Не страдаю я от скуки!

Бесплатно будут предлагать-

Не возьму их в руки.

Не пробовал и не хочу -

В дурном не вижу смысла,

Своё здоровье берегу.

Я стану… футболистом!

По мячу не попаду,

В ворота гол я не забью,

Соперника не обойду,

Если «дурь» какую-то приму…

Спортсмен больным не должен быть:

На поле задыхаться

Не может он, не должен он…

Вперёд он должен мчаться!

Не может слабым спортсмен быть-

Он быть обязан сильным!

Стремленье к счастию не заменить

Пороком, пусть и… «стильным»!

Быть надо правильным всегда-

Быть, а не казаться!

Поэтому мне ерундой

Не надо увлекаться!

…Не пробовал и не хочу-

В дурном не вижу смысла.

Своё здоровье берегу…

Я стану… футболистом!

«Надежда …»

(Амина С.)

Мой одноклассник курит. Это страшно!

Все обходят стороной его.

Никто не хочет с ним сидеть за партой-

Дурно пахнет от него.

Охранник его не пускает-

Он во двор на переменах выбегает.

За теплицей - сигарету в рот -

Никаких других забот!

Сигареты тащит у отца-

Достаётся однокласснику сполна:

Отец ремнём его лупасит,

Мать ругает, руки опускает, плачет…

На уроках одноклассник или вертится, иль спит -

Голова его болит!

Редко делает домашнее задание-

В другую сторону его направлено старание!

В классе для него беседы проводили,

Мы его увещевали и стыдили,

Картинки страшные показывали- хоть бы что!

Ничего не трогало его!

Но недавно вдруг забрезжила надежда:

Новенькая в класс пришла… Надежда.

Одноклассник, чувствуем, меняться стал…

Может, час хорошего настал?

Присмирел, сидит за книжкой,

На Надежду смотрит и молчит…

За девчонкой бегает вприпрыжку,

Провожает, портфель носит и… грустит.

А она ему: «Курить бросай

Или на меня внимания не обращай!

Мужчина настоящий должен быть силён.

Совершает … настоящие поступки он».

…С одноклассником недавно домой шли,

Разговор о чем-то повели…

Он сказал: «Неделю не курю.

Брошу. Надю я люблю…»

Да пусть исполнятся его слова!

По праву говорят: «Любовь сильна!..»

И кому-то надо бы влюбиться,

Чтобы лучше стать и… в корне измениться!..

Это все в стихах.

У нас таких в классе нет.

А влюбиться хочется…

Басня.

«Шкет» (13*)

(Алия А.)

Собрались ребята во дворе -

Разные по возрасту были все:

Рослые акселераты,

Почти уже бородаты …

А им всего по 13 - 14 лет,

Случайно оказался среди них один шкет -

Мальчонка десяти-одиннадцати лет:

Из дома он вышел, с ними поравнялся,

На тренировку направлялся …

…Мальчишки гуляют-родители на работе -

О семье, о деньгах - в труде и в заботе:

Нет им до пацанов никакого дела -

Гуляйте, мальчишки, смело!

Решили ребята поразвлекаться:

Пивка попить, сигарет покурить:

Им ведь нечем заниматься -

Привыкли время так проводить …

Но малой им сказал:

-А слабо, ребята, со мной вам всем в спортзал пойти?

Тренер сказал, чтобы мы, кто в секции,

Ребят хороших с собою вели!

Болел я когда-то, теперь не болею,

А день ото дня я всё здоровею.

Недавно в соревновании большом

Стал, ребята, я чемпион…

И всегда мне мама доверяет,

Мама любимая просто знает,

Что в нужное время в спортзал я пойду,

Что плохого в пути никогда не найду …

…Медаль, что была на груди, показал,

И этим он акселератов "достал"…

Решили пойти-посмотреть втроём -

За малышом пошли не строем - гуськом …

Понравилось там - остались …

В секцию записались …Чемпионами оказались!..

Теперь и у них на груди медали …

А вредные привычки? Парни их прогнали …

Забыли про них, не помнят давно.

А малец-мастер спорта - тому быть суждено …

Силу воли свою проявили

Парни большие. Жизнь изменили!

Она может круто измениться -

Да так, что будет, чем гордиться!

Все молодцы : и шкет, и бывшие мальчишки трудные,

И тренер, под крыло кто тех ребят забрал,

Спортсменами хорошими кто воспитал,

Кто дал поверить им в себя и в силы их могутные …

… Рассказ то или басня? Как сказать!

Должное тому надо отдать,

Кто за собой к хорошему потянет,

Дурное кто забыть заставит, не обманет…

…Взрослых порой к лучшей доле

Может привести малец -

Шкет, храбрец и … молодец!

С места:

ЗОЖ да здравствует! Ура!

Спортивным буду я всегда!

Учитель:

Молодец! Сложил стихи…

Теперь продолжим! Раз, два, три!

Басня.

«Трутень и Соловей» (13*)

(Юля Х.)

Соловей работал - песни пел,

Отдохнуть на веточку присел.

Рядом Трутень оказался, немощный, больной,

Голос его - чуть живой!

И поведал Трутень Соловью:

- Существую, Соловей, я, - не живу,

И попал я, Соловей, в беду,

Скоро я, Соловушка, умру…

Я давно покинул улей свой -

Стал семье пчелиной я чужой.

Как вкусен мед, давно стал забывать,

Не помню, пчелку как и деток малых звать…

Не работал никогда - сначала лишь жужжал,

А теперь жужжать - и то я перестал…

Жил за счет других и деньги занимал,

Никогда я их не отдавал,

А друзья мои до той поры водились,

Пока деньги у меня водились…

Покупали мы спиртное… и шумели,

И таблетки мы употребляли и… балдели…

Наркоманили - одной иглой

Мы кололись…

Спой в последний раз, Соловушка, мне,

Спой…

И по лесу, по полянкам трель плыла,

Она грустью, скорбью вся наполнена была,

Говорил мелодией той Соловей:

- Опечалил, Трутень, ты меня историей своей…

Полечу я, Айболита позову…

-Поздно, свет Соловушка, я больше не живу…

На кусочки, на деревья и на солнышко, прощаясь, я смотрю…

Пожужжать хочу, а не могу…

Плакал Соловей и пел, и жалобна та песнь была…

И последнею та песнь для Трутня то была…

И проста мораль сей басни, и ясна, мудра -

И заключена в таких словах она:

Не становись на путь, что Трутень тот нашел, -

От плохой судьбы он не ушел.

И гони ты от себя беду,

Чтобы не сказать потом:

«Я это сделал на свою беду».

О печальной доле Трутня не забудь,

И не Трутнем - Соловьем ты будь,

Чтобы песни петь,

летать, мечтать, любить,

Чтобы счастливо и долго ЖИТЬ!



«Жизнь у нас у всех одна…»

(Аделина Х.)

Знает каждый, что привычки вредные

Здоровье губят и ему вредят...

Но подростки некоторые все же

Жизнь испытать свою хотят:

Сигареты курят, пиво, водку, вино пьют

И сознательно по организму больно бьют...

Таким ребятам то ли хочется повыделяться,

То ли нечем им заняться...

Уроки уж не учат, пропускают, лгут,

И как «взрослые» себя ведут:

Им кажется, что независимы они,

Что «море по колено» им, что храбрецы...

А вот и нет... здоровье быстро можно потерять,

В школе можно «запустить» все и отстать

От одноклассников, от детских радостей, затей,

«Ценить» лишь поведение,

Где главное - «дай закурить», «налей»...

...Еще взрослых осуждаю - тех,

Кто школьникам, студентам никогда не делает помех

В обретении дурного поведения, к плохому в приобщении

Иль способствует в таком их развращении:

В первый раз даст затянуться,

Чтоб в плохое кто-то мог втянуться,

Уговорит наркотики распространять.

Иль начнет спиртное разливать...

...Если вдруг тебя, мой друг,

«Засосало» в тяжкий круг,

Если вдруг тебя нашла

Эта ужасная беда,

Знай, что не один ты, не одна -

Вокруг тебя родные, школьные учителя,

Одноклассники, хорошие друзья -

Неравнодушных много есть людей на свете,

Когда в плохое втянутся подростки, дети!

Остановись, очнись и распрямись,

Навстречу жизни светлой потянись!

Доверие к кому не потерял, к тому ты обратись,

К психологу ты запишись,

Найди ты нужный телефон,

Возможно, «дурь» твоя и выйдет вон!

Знай, что надо от друзей плохих отстать,

Пусть помогут тебе и отец, и мать...

А еще ты в секцию спортивную беги

И режим свой измени...

Ты увидишь: время вылечит тебя…

Ты почувствуешь, красива как земля …

Есть и дружба, и любовь - это узнаешь ты,

Желаю этого тебе я искренно - от всей души…

Красками яркими, а не «дурманом»

Радует тебя пусть каждый день,

Пусть к новой жизни возродиться

Тебе будет, мой друг, не лень,

Ты ведь знаешь: жизнь у нас у всех одна-

Здоровой и счастливой будет пусть

У всех она и... у тебя!

«Я хочу, чтоб изменилась жизнь…»

(Влада Н.)

Когда по телику я передачи вижу

Про спившихся мамаш, отцов и брошенных детей,

Когда про детдома и интернаты слышу,

Когда обдумываю жизнь в беду попавших я людей,

Тяжко на душе: я понимаю,

Что много их, сочувствую, переживаю,

Я хочу, чтоб изменилась жизнь, в семью чтоб дети возвратились,

Чтоб мамаши и папаши в мам и пап достойных превратились …

Но возврата не бывает зачастую -

И тягу к пьянству истребить плохую

Не так-то просто, а порой и невозможно,

Это очень-очень сложно...

Поэтому я обращаюсь к тем,

Кто начинает жить:

Жизнь, которая всем нам дана,

Надо любить!

Себя надо уважать

И никогда не начинать

Ни пить и ни курить,

Словами недостойными нельзя других бранить …

Здоровый образ жизни - это идеал.

Лишь тот заслуживает похвал,

Кто ценностями сделает своими

Трезвый ум, общение с друзьями и родными,

Учебу, спорт; разумные дела -

Такие, чтобы жизнь была светла!

Добром, любовью и вниманьем всех, вокруг кто, одари;

И тех, кто слаб, ты поддержи,

И руку помощи ты протяни,

К хорошему и светлому началу за собой веди!

И пусть не липнет ни к кому слава дурная,

И пусть жизнь каждого будет такая,

Чтоб мог всегда гордиться ты собой,

Семьей, хорошими друзьями и... страной...


Резервный материал.

ЗОЖ

Второй вариант начала или заключительное стихотворение.

Инсценировка стихотворения.

Когда учительница слово ЗОЖ произнесла

И попросила нас растолковать его она,

Я руку подняла: я знала, что за звуками стоит

И о чем нам это слово говорит.

- ЗОЖ - здоровый образ жизни.

Сокращенно!-

Я произнесла, собой довольна.

- А суть его вы понимаете иль нет?..

Тут загалдели все в ответ.

Исчезла в классе тишина -

Ответить захотели все мои друзья.

Живо реплики звучали,

О ЗОЖ ребята много знали.

- Гиподинамии - нет!

От меня - физкультпривет!

Я делаю зарядку по утрам

И бегаю по вечерам!-

Весело сказал сосед по парте мой, Андрей.

Говорил потом Сергей:

Мой брат, студент, не курит и не пьет,

Здоровье своё бережёт.

Ходим с ним на каратэ -

С нами отец. Здоровы все.

- Пешком хожу я на этаж восьмой,

На роликах я летом, на коньках - зимой, -

Катины слова. А Верочка сказала:

- Убираюсь дома, как бы ни устала…

-Свежий воздух, чистая квартира, -

Добавила моя подружка Ира, -

Залог здоровья, долгих лет…

Ничего на свете лучше нет,

Чем подолгу во дворе гулять,

С друзьями во дворе играть

И при этом чистым воздухом дышать,

Аппетит нагуливать, румянец нагонять!..

В чистую квартиру потом возвратиться,

Душ принять или холодною водой облиться!

-Лыжник я. В лесу зимой бываю,

Летом плаваю. Я знаю:

Спорт поможет мне всегда -

Собран и в себе уверен я.

Здоров, и крепок, и силен -

Оттого я чемпион,-

Сказал перворазрядник Стас,-

Спорт - наш друг. Вам говорил не раз…

… Поднялись все те, чьё хобби - волейбол,

Бокс и баскетбол, борьба и бег, футбол,

И гимнастка наша Аня - КМС-

Грация, осанка - все в ней есть.

Знаем мы: наши спортсмены хороши!

Побед им пожелаем от души!

-Для чего нам перемены удлинили?

Чтоб силы, что потратили мы на уроках, все восстановили…

Активны будьте… Но не очень! Чтоб… без травм,-

Красавица сказала наша Мариам.

- Не лежу я на диване, -

Сказал мой одноклассник Ваня,-

Обливаюсь по утрам,

А на танцы, знаете, хожу по вечерам…

Наперебой ребята отвечали,

Смысл слова ЗОЖ достойно раскрывали:

-Я к стоматологу хожу два раза в год -

Не болею я весь год…

- А я люблю на море отдыхать,

На пляже летом загорать…

-Босиком в деревне по траве хожу

-Кашу есть я по утрам люблю!

Мы с мамой «ЗОЖ», журнал, читаем,

Рекомендации все выполняем.

-Семьей мы любим турпоход!

-А мы на даче круглый год!

-Фастфудом, одноклассники, не увлекайтесь!

-Овощи и фрукты есть старайтесь!

-Не хватайте вы в буфете пирожки.

Знаю, любите их есть все вы.

Лучше супчика поешьте. Выпейте компот!

Вот!

-Ограничьте в пище сладкое, мучное,

Жирное - все это вредное такое!

-Фитнесом, девчонки, занимайтесь…

-И не простужайтесь! Закаляйтесь!

-Меньше за компьютером сидите!

-Реже телевизор вы смотрите!

-За своим режимом вы следите!

-Труд и отдых лучше вы распределите!

-В здоровом теле - здоровый дух, -

Молчун наш Витя подытожил наши речи… вслух.

Слово ЗОЖ расшифровали,

И дружнее все мы стали…

Учительница всех нас похвалила

И в субботу сходить предложила

На санках, на коньках, на лыжах покататься,

Со словом ЗОЖ дружить и … спортом заниматься.

© 2010-2022