Рабочая программа по русскому языку. 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа










Русский язык



Рабочая программа для учащихся ___8___класса









Рассмотрена: Составитель:

Педагогическим советом Шумакова Ирина Анатольевна _________________________

Протокол № ____

От «___» ____________ 2014 г.


Согласовано: Утверждена

Завуч ______ И.А.Шумакова Приказ № _____

От «___» ___________ 2014 г.

Директор _________ В.Д.Чижикова





д.Лужецкая 2014 г.


Пояснительная записка

Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерная программа основного общего образования по русскому языку Министерства образования и науки РФ (базовый уровень);

  • программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.:Просвещение, 2010

  • Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2012.

  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015учебный год

Учебно-методический комплекс

  • Программы общеобразовательных учреждений«Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.:Просвещение, 2010

  • Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2012.

Внесенные изменения в примерную или авторскую программу и их обоснование:

Увеличено количество часов на изучение видов сложных предложений, что позволит:

-научить использовать в речи синтаксические синонимы сложноподчиненным предложениям;

-закрепить у учащихся навыки их дифференциации;

-отработать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных видов.

Основная цель дополнительных уроков развития речи

-обобщить сведения о признаках текста, основной мысли высказывания, о стилях речи,

языковых средствах.

Уроки обобщающего повторения помогут учащимся систематизировать полученные знания.

По авторской программе -3 часа в неделю, а по учебному плану ОУ -4 часа.

Планирование также ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в 8 классе - 105 часов,1 час добавлен из школьного компонента, поэтому по учебному плану ОУ на изучение русского языка отводится 140 часов.

Цели и задачи курса

цели преподавания курса русского языка в 8классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 8 классе сводятся к следующему:

  1. Научить производить синтаксический и пунктуационный разборы простых и осложнённых предложений; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

  4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

  5. Формировать и развивать умения:

  • адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

  • создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

  • создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Виды и формы контроля.

Формы контроля достижений учащихся:

  • контрольный диктант;

  • словарный диктант;

  • терминологический диктант;

  • другие виды диктантов;

  • проверочная работа с перфокартой;

  • тестовые задания;

  • работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • контроль учителя.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок развития речи.

Краткое содержание изучаемого материала

(140 ч)

Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5 - 7 классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения
Главные члены предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

IV. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение:

Понятие об осложненном предложении

Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращения, вводные и вставные конструкции
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Чужая речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).





Учебно-тематический план



Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество уроков развития речи

Введение

Вводный урок

(урок 1)

1

-

-

Повторение пройденного в 5-7 классах

Повторение пройденного в 5-7 кл. (уроки 2-10)

9

(6+1+2)

1

2



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные единицы синтаксиса (уроки 11-14)

4

(3+1)

-

1

Словосочетание (уроки 15-19)

5

(4+1+0)

1

-

Простое предложение (уроки 20-22)

3

(2+1)

-

1

Простые двусоставные предложения

(уроки 23-40)

18

(14+1+3)

1

3

Простые односоставные предложения

(уроки 41-59)


19

(13+1+5)


1


5

Простое осложнённое предложение:

Понятие об осложнённом предложении (60 урок )

Однородные члены предложения

(уроки 61-76)

Обособленные члены предложения

(уроки 77-95)



1



-





-


16

(12+1+3)


1


3


19

(16+1+2)


1


2

Обращения, вводные слова и междометия (уроки 96-114)

19

(15+1+3)

1

3

Прямая и косвенная речь (уроки115-128)

14

(11+1+2)

1

2

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

Повторение

(уроки 129-136)

8

(5+1+2)

1

2

Резервные уроки

137-140

4

-

-

Всего уроков

Уроки 1-140

175

(142+9+24)


9

24






Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс ___8____

Количество часов:

Всего __140____ часов; в неделю ___4___ часов.

Плановых контрольных диктантов - 9,

сочинений - 7 ч.,

изложений -11 ч.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.:Просвещение, 2010

Учебник:Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2012.

№урока в курсе

№ урока

в раз-деле



Тема урока



Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1

1

Функции русского языка в современном мире

Упр.4 (п.)

Повторение изученного в 5 - 7 классах (9 ч.)

2

1

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

§§ 1-2, упр. 7 (п.)

3

2

Знаки препинания в сложном предложении

§ 3, упр. 15 (п.)

4

3

Разделительные и выделительные знаки препинания в составе сложного предложения

Упр. 20 (п.)

5

4

Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Записи в тетради, упр. 23(п.)

6

5

Р. р. Подготовка к изложению по упр. 27

7

6

Р.р. Написание изложения по упр. 27

8

7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Записи в тетради,упр. 32 (п.)

9

8

Урок-практикум по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Упр. 36 (п.)

10

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( ч.)

11

1

Основные единицы синтаксиса

§ 6, упр. 39 (п.)

12

2

Текст как единица синтаксиса

§ 7, упр. 47 (п.)

13

3

Предложение как основная единица синтаксиса

§ 8, упр. 51 (п.)

14

4

Р.р. Сжатое изложение «Страна за Онегой»

Повторить §§ 6-8

Словосочетание (5 ч.)

15

1

Словосочетание как единица синтаксиса

§ 9, упр. 58 (п.)

16

2

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные

§ 10, упр. 60 (п.), 63 (у.)

17

3

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

§ 11, упр. 70 (п.)

18

4

Синтаксический разбор словосочетаний

§ 12, упр. 71 (доделать)

19

5

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

Простое предложение (3 ч.)

20

1

Грамматическая (предикативная) основа предложения

§ 13, упр. 75 (п.)

21

2

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение

§§14-15, упр. 87 (п.), таблица стр.44

22

3

Р.р. Сочинение-описание памятника культуры

Дописать сочинение

Двусоставные предложения (18ч.)

Главные члены предложения (9ч.)

23

1

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего

§ 17, упр. 93 (п.)

24

2

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

§§18,19, упр. 101 (п.)

25

3

Составное глагольное сказуемое. Элементы составного глагольного сказуемого

§ 20, упр. 105 (п.)

26

4

Составное именное сказуемое, способы его выражения

§ 21, упр. 111 (п.)

27

5

Составное именное сказуемое, способы его выражения

§ 21, упр. 113 (п.)

28

6

Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Чудный собор»

29

7

Р.р. Написание сочинения на тему «Чудный собор»

30

8

Тире между подлежащим и сказуемым

§ 22, упр. 116 (п.)

31

9

Тире между подлежащим и сказуемым

§ 22, упр. 120 (п.)

Второстепенные члены предложения ( 9 ч.)

32

1

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение (прямое и косвенное)

§§ 23-24, упр. 127 (п.)

33

2

Определение (согласованное, несогласованное). Способы выражения определения

§ 25, упр. 135 (п.)

34

3

Трудные случаи согласования определений с определяемым словом

§ 25, упр. 138 (п.)

35

4

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

§ 26, упр. 142 (п.)

36

5

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства

§ 27, упр. 158 (п.)

37

6

Синтаксический разбор двусоставного предложения

§ 28, упр. 160 (доделать)

38

7

Р.р. Характеристика человека как вид текста

Упр. 165 (п.)

39

8

Повторение темы «Главные и второстепенные члены предложения»

Упр. 169 (п.)

40

9

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Односоставные предложения (19 ч.)

41

1

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений

§ 30, упр. 172 (п.)

42

2

Назывные (номинативные) предложения, их структурные и смысловые особенности

§ 31, упр. 181 (п.)

43

3

Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности

§ 32, упр. 185 (п.)

44

4

Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности

§ 32, упр. 187 (п.)

45

5

Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора

Карточка

46

6

Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности

§ 33, упр. 192 (п.)

47

7

Способы выражения неопределенности деятеля

Карточка

48

8

Р.р. Инструкция

Упр. 196 (п.)

49

9

Безличные предложения

§ 35, упр. 202 (п.)

50

10

Смысловое отличие безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений

Упр. 204 или 205 (п.)

51

11

Р.р. Рассуждение

Упр. 207 (п.)

52

12

Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по упр. 208

53

13

Р.р. Написание изложения с элементами сочинения по упр. 208

54

14

Неполные предложения

§ 37, упр. 214 (п.)

55

15

Синтаксический разбор односоставного предложения

§ 38, упр. 216 (п.)

56

16

Урок-практикум по односоставным предложениям

Упр. 218 (п.)

57

17

Повторение темы «Односоставные предложения»

Упр. 219 (п.)

58

18

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

59

19

Р.р. Сочинение «Сохраним нашу планету, планету людей» (по упр. 212)

Дописать сочинение

Простое осложнённое предложение (35 ч.)

60

1

Понятие об осложнённом предложении

§ 39, упр. 222 (доделать)

Однородные члены предложения (16 ч.)

61

1

Понятие об однородных членах предложения

§ 40, упр. 232 (п.)

62

2

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

§ 41, упр. 240 (п.)

63

3

Р.р. Изложение (сравнительная характеристика) по упр. 242

64

4

Однородные и неоднородные определения

§ 42, упр. 244 (п.)

65

5

Предложения с однородными и неоднородными определениями

Карточка

66

6

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

§ 43, упр. 254 (п.)

67

7

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Упр. 260 (п.)

68

8

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

§ 44, упр. 268 (п.)

69

9

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

§ 44, упр. 272 (п.)

70

10

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

§ 45, упр. 277 (п.)

71

11

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

§ 46, упр. 280 (п.)

72

12

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.В.Попкова «Осенние дожди»

73

13

Р.р. Написание сочинения по картине Е.В.Попкова «Осенние дожди»

74

14

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Упр. 283 (п.)

75

15

Подготовка к контрольной работе по теме «Однородные члены предложения»

Упр. 286 (п.)

76

16

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Обособленные члены предложения (19 ч.)

77

1

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

§ 47, упр. 288 (п.)

78

2

Обособленные определения, знаки препинания при них

§ 48, упр. 293 (п.)

79

3

Условия обособления определений, выраженных прилагательными

§ 48, упр. 298 (п.)

80

4

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них

§ 48, упр. 300 (п.)

81

5

Знаки препинания при обособлении согласованных распространенных и нераспространенных определений

Карточки

82

6

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр.302)

Дописать сочинение

83

7

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

§ 50, упр. 308 (п.)

84

8

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Упр. 311 или 313 (п.)

85

9

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

§ 51, упр. 318 (п.)

86

10

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

§ 51, упр. 322 (п.)

87

11

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Записи, карточка

88

12

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Записи. карточка

89

13

Обособленные уточняющие члены предложения, знаки препинания при них

§ 52, упр. 326 (п.)

90

14

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

§§ 53-54, упр. 333 (п.)

91

15

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Упр. 336 (I, п.)

92

16

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Упр. 337 (II, п.)

93

17

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

94

18

Работа над ошибками

Карточка

95

19

Р.р. Сжатое изложение

Обращение (5 ч.)

96

1

Назначение обращения

§ 55, упр. 345 (п.)

97

2

Распространённые обращения

§ 56, упр. 346 или 347 (п.)

98

3

Выделительные знаки препинания при обращении

§ 57, упр. 348 (доделать)

99

4

Употребление обращений

§ 58, упр. 353 (п.)

100

5

Р.р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма

Упр. 360 (п.)

Вводные и вставные конструкции (14 ч.)

101

1

Вводные конструкции

§ 59, упр. 363 (п.)

102

2

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

§ 60, упр. 367 или 368 (п.)

103

3

Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций

Упр. 369 (п.)

104

4

Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных сочетаниях слов

§ 61, упр. 373 (п.)

105

5

Р.р. Сжатое изложение

106

6

Вводные предложения, знаки препинания при них

§ 61, упр. 378 (п.)

107

7

Вставные конструкции, особенности их употребления

§ 62, упр. 389 (п.)

108

8

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему

109

9

Междометия в предложении

§ 63, упр. 393 (п.)

110

10

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

§ 64, упр. 398 (п.)

111

11

Повторение по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями»

Упр. 400 (п.)

112

12

Повторение по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями»

Карточка

113

13

Контрольная работа по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями»

114

14

Работа над ошибками

Карточка

Прямая и косвенная речь (14 ч.)

115

1

Основные способы передачи чужой речи

§ 65, карточка

116

2

Комментирующая часть

§ 66, упр. 403 (п.)

117

3

Прямая и косвенная речь

§ 67, карточка

118

4

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

§ 68, упр. 406 (п.)

119

5

Предложения с прямой речью. Знаки препинания

§ 69, упр. 410 (п.)

120

6

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

§ 69, упр. 412 (п.)

121

7

Диалог

§ 70, упр. 417 (п.)

122

8

Р.р. Рассказ

Упр. 420 или 421 (п.)

123

9

Р.р. Сжатое изложение по упр. 419

124

10

Цитата

§ 72, упр. 425 (п.)

125

11

Знаки препинания при цитировании

Упр. 429 (п.)

126

12

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Упр. 431 (п.)

127

13

Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь»

Карточка

128

14

Контрольная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8 ч.)

129

1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. Синтаксис и морфология

Упр. 436 (п.)

130

2

Синтаксис и пунктуация

Упр. 441 (п.)

131

3

Р.р. Подготовка к изложению по упр. 443

132

4

Р.р. Написание изложения по упр. 443

133

5

Синтаксис и культура речи

Упр. 447 или 448 (п.)

134

6

Синтаксис и орфография

Упр. 452 (п.)

135

7

Итоговая контрольная работа

136

8

Анализ итоговой работы

137-140

1-4

Резервные уроки


Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 8 класса.

I. Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ПУНКТУАЦИИ:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;

  • ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

ПО ОРФОГРАФИИ:

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  • определять тип и стиль текста;

  • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;

  • писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы;

  • совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки;

  • уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Список учебников и учебных пособий

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011

  3. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка. - Брянск: Курсив, 2006

  4. Гусарова И.В. Тесты по русскому языку. 5-11 кл. - М.:ООО «Издательство «Олимп», 2002

  5. Демина М.В. Диктанты по русскому языку: 8 класс. - М.: Экзамен, 2012

  6. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. Филипченко М.П. - Волгоград: Учитель, 2008

  7. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.:Просвещение, 2010

  8. Развитие речи: теория и практика обучения/В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.

  9. Русский язык. 8 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / авт.-сост. Е.П.Воронова. - М.: Эксмо, 2009.

  10. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2012.

  11. Хаустова Д.А. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс. - М.: Экзамен, 2012


© 2010-2022