- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий открытого урока по литературе Образ маленького человека в творчестве А. П. Чехова
Сценарий открытого урока по литературе Образ маленького человека в творчестве А. П. Чехова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марзоева Е.И. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЦЕЛЬ урока:
- обзорное знакомство с творчеством А.П.Чехова по теме "Образ маленького человека"
- формировать навыки анализа сатирического рассказа
- усвоить терминологию (юмор,сатира,сарказм...)
- развивать умение инсценировать эпизоды из рассказа
- воспитывать у учащихся нравственное отношение к литературе
Оборудование:
- аудио запись рассказа "Хамелеон"
- презентация к открытому уроку
Словарная работа по теме:
- хамелеон
- юмор
- сатира
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Тема нашего урока "Образ маленького человека в произведениях А.П.Чехова". Мы с вами познакомились с рассказами, в которых такие герои очень ярко изображены писателем.
Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности,он перешел и на страницы романов и рассказов и уже оттуда выглядывает всем своим существом, боясь выйти в большой мир.
В творчестве А.П.Чехова этот образ - едва ли не основной герой. В рассказах писателя переосмыслена роль маленького человека в окружающем его мире. Он не оскорблен и не обижен,но есть что-то грустное в его глазах и взгляде. Его часто унижают, но он настойчив, агрессивен, а иногда он пытается даже устрашать окружающих.Но чаще всего такой герой до боли смешон читателю...
2. Первый ученик
Давайте откроем свои души,вытащим этих героев из футляров и посмотрим на мир иначе,найдем следы маленького человека на этой большой планете. Так, в рассказе "Человек в футляре" Беликов , кажется, даже доволен положением маленького человека, оно соответствует его характеру и внутреннему миру. Всю жизнь он проводит будто в футляре: на нем фуфайка, темные очки, уши, всегда заложенные ватой, даже дом его пожох на футляр. А в гробу, как в футляре, он лежит, слегка улыбаясь...Маленькие люди во многих чеховских рассказах даже ходят не спеша,у них будто нет лица.
Второй ученик
Идеальным примеров может послужить Червяков из рассказа "Смерть чиновника" и его настойчивые извинения перед генералом Бризжаловым. Червяков из "твари дрожащей" превращается в докучливого монстра.
Комическая и трагическая угодливость сквозит в поведении Порфирия перед одноклассником Михаилом из рассказа "Толстый и тонкий", Акакия Акакиевича в рассказе "Шинель". А вот земской фельдшер Курятин , который "козьей ножкой" пытается удалить зуб местному дьячку ,из рассказа "Хирургия", вызывает у читателя только жалкий смех и разочарование.
(показ слайдов по рассказам Чехова)
3. Учитель. Словарная работа.
Чехов писал в жанре рассказа. Так что же такое рассказ ?РАССКАЗ - это небольшое по объему и количеству героев произведение.
Рассказы Чехова чаще юмористические. Дайте, определение понятию- юмор?
ЮМОР -художественный прием, изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
Хамелеон- животное, меняющее цвет кожи в зависимости от среды обитания или обстановки, в которую он попадает...
4. Слово учителя.
Чеховский образ маленького человека мы видим и в рассказе "Хамелеон". Полицейский надзиратель Очумелов тоже хочет спрятать себя поглубже от внешнего мира,но немного другим путем. Он- человек без принципов , в какую ситуацию попадает- соответственно, так себя и ведет. В Очумелове постоянно идет борьба внутри самого себя. Невозможно угадать-в кого он сейчас превратиться, чтобы прежде всего ему было выгодно.
Давайте посмотрим, что происходило с героями рассказа Чехова "Хамелеон".
5.Инсценировка рассказа Чехова "ХАМЕЛЕОН" (сценарий инсценировки прилагается)
6.Тест по рассказу Чехова "ХАМЕЛЕОН" (прилагается)
7. Заключительное слово учителя
Маленький человек в сочинениях Антона Павловича Чехова не всегда жалок. Иногда увиденные нами отрицательные качества и принимать в людях не хочется! Кто может одобрить ограниченность мысли, чинопочитание, неискренность и корыстолюбие, бесхребетность ?
Но маленькие люди живут не только на страницах рассказов. Как точно подметил сам Чехов: "А сколько еще таких человеков в футляре ,в шинелях живут и сейчас, сколько их еще в жизни мы сможем встретить..."
Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развил тему "маленького человека" . Такие образы мы встречаем и в творчестве Пушкина - "Медный всадник", Гоголя "Ревизор" и Достоевского "Преступление и наказание" .
Тема "образ маленького человека" включена в банк аргументов при написании сочинения в форме ЕГЭ по русскому языку и в итоговых сочинениях по литературе в выпускном классе.