Статья «Активные методы обучения на уроках литературы и русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

«Активные методы обучения на уроках литературы

и русского языка»

Под активными методами обучения мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать. Таких методов существует много, остановлюсь на применении учебных игр в своей педагогической практике.

  • «Градусник»

Игра «Градусник», которая позволяет всем ученикам обозначить свое мнение по предложенной теме перед началом обсуждения. Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений.

Например, обсуждая спор Пьера Безухова и Андрея Болконского на пароме, можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции: «полностью согласен с Пьером» и «полностью согласен с Андреем». Затем, объединив детей в три группы (третья - ставшие посередине, занявшие «нейтральную» позицию), можно начинать саму дискуссию.

Или по русскому языку: «Русская орфография: хорошая или плохая?»

  • «Цепочка»

Главный принцип этой игры - высказывание друг за другом по порядку всех студентов.

В большой группе можно просить высказаться не всех, а выбранных по определенному принципу. Например, строго через одного. Или соседи по парте быстро решают, кто из них будет говорить. Или «девочка-мальчик-девочка-мальчик…». Или учащийся, который высказал свое мнение, выбирает того, кто должен говорить после него (выбирать уже говорившего нельзя).

Чтобы было интереснее и неожиданнее, учитель может поменять

этот принцип в середине цепочки.

Пример «Цепочки»

Тема - образ Дикого в драме «Гроза».

Проблема: счастлив ли Дикой?

Ученики высказываются по кругу. Каждый должен, во-первых,

отреагировать на слова предыдущего ученика и, во-вторых, высказать свое мнение. Принимаются только те аргументы, которые подтверждаются ссылками на текст пьесы.

  • «Полилог»

Игра «полилог» позволяет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то проблеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного ответа), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необходимо по очереди, друг за другом, как они сидят. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», - и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами - в тетради. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока ответов не накопится достаточно много. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу.

Пример «Полилога»

Тема - роман «Обломов», первый урок.

Цель - собрать представления детей об Обломове до изучения

романа. Записав на доске все ассоциации, учитель сможет не раз

обратиться к ним потом, при текстуальном изучении романа.

  • «Дискуссия по переписке»

Каждый ученик берет чистый лист бумаги. Учитель называет понятие, начинает предложение или задает вопрос. Задача ученика - описать свое понимание понятия, продолжить предложение или высказать свое мнение по вопросу. На ответ отводится несколько минут. Учитель дает сигнал, и свой лист нужно передать соседу с одной стороны, а у соседа с другой стороны получить его лист. В отведенное время ученики читают чужие ответы, и пишут какой-то комментарий к ним. Снова звучит сигнал, и листы снова передаются по кругу. Теперь ученику достается лист с двумя репликами. Он читает их и снова что-то пишет от себя. Когда лист с дискуссией обойдет полный круг, каждый читает, что получилось на его листе и готовит небольшой обзор-рассказ.

Пример «Дискуссии по переписке»

На первом же уроке по поэзии Серебряного века, прочитав подборку стихотворений и проиллюстрировав ее репродукциями художников начала XX века, учитель предлагает студентам дать свое определение модернизма. Разумеется, здесь расчет не только на непосредственные впечатления учеников от услышанных стихов, но и на их эрудицию. Точно так же можно на итоговом уроке по творчеству какого-либо писателя предложить детям кратко сформулировать суть его литературного или общественно-политического кредо.

  • «Социологи»

Эту форму дискуссии можно использовать для работы с темой, по которой можно придумать много вопросов. Учитель составляет вопросы по числу учеников (или в два раза меньше, чем число учеников). Каждый вопрос выписывается на отдельный лист бумаги. Вопросы раздаются учащимся в

произвольном порядке. Каждый ученик должен опросить не менее 2/3 группы (или половины класса, в случае с повторяющимися вопросами).

После завершения опроса каждому «социологу» необходимо проанализировать собранные ответы и выступить.

Пример «социологов»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Тема: «Двойники Раскольникова» можно предложить ученикам объединиться в малые группы (3-5 человек) и дать каждой группе по одному персонажу (Свидригайлов, Лужин, Разумихин, Мармеладов, Порфирий Петрович). Дети должны придумать несколько вопросов об этом персонаже (Нравится ли тебе Свидригайлов? - ответы «Да, потому что…» или «Нет, потому что…»), опросить людей из других групп и затем, собравшись вместе, проанализировать полученные ответы и рассказать о них всей группе.

  • «Автобусная остановка»

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подво ит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Пример «Автобусной остановки»

Остановки: «Никольское», «Базаровка», «Марьино»

Вопросы подбираются про героев этих населённых пунктов из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Остановки: «Орфография», «Лексика», «Фразеология» и т.п.Вопросы подбираются соответствующие темам.

  • «Молчаливая дискуссия»

Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, «романтизм», «поэзия», «образ автора» «фразеология») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

  • «Ролевая игра»

Группа студентов распределяется по ролям. Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал. Во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.

Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание - кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.

Вторая группа («лексикологи») работает со «Словарем иностранных слов», определяя значение и происхождение слов: дискуссия, тезис, аргумент, полемика, оппонент, абсурд и др.

Третья группа («историки») подготавливает краткое сообщение об истории ораторского искусства, подчеркивая качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре.

Четвертая группа («аналитики») выполняет упражнение, отвечая на вопрос: Какой прием использовал адвокат, для того чтобы добиться оправдательного приговора?

Пятая группа («актеры») подготавливает выразительное чтение по ролям фрагментов из десятой главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - спор П.П.Кирсанова и Е.Базарова.

Шестая группа («филологи») анализирует тот же художественный текст, обращая внимание на поведение спорящих, подчеркнутое авторскими ремарками, задумывается над словами Фенечки: «Помните, прежде вы с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так».

Седьмая группа («языковеды») читает и анализирует предложенный текст, определяются тема, основная мысль, стиль, тип речи, позиция автора, собственная точка зрения.

Восьмая группа («психологи») работает с теоретическим материалом учебника , составляя практические рекомендации для участников дискуссии.

В каждой карточке предусматривается дополнительное задание на случай, если работа будет завершена группой раньше других: подумать над «Памяткой участника дискуссии»; или об академике Лихачёве.

Представление «образовательных продуктов».

Выступают один за другим представители каждой группы.

«Лексикологи» по ходу работы объясняют значение ключевых слов.

«Логики» помогают осмыслить законы логического мышления

«Историки» дают краткие сведения из истории ораторского искусства «Аналитики» анализируют об использованных приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.

«Актёры» после выразительного чтения эпизода спора Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») высказывают мнение о приёмах в речи спорящих

«Филологи» делятся своими наблюдениями над поведением спорящих, объясняя, почему, по их мнению, победа осталась за Базаровым.

«Языковеды» подчеркивают: поведение спорящих существенно влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов…позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

«Психологи» представляют сформулированные ими правила ведения дискуссии и дают практические советы участникам спора. В обсуждении принимает участие вся группа.

Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок (что показалось интересным, нужным, что необязательным, что запомнилось, какие выводы для себя сделали и т.п.).

  • «Интеллектуальная игра»

Ежегодно провожу внеаудиторную интеллектуальную игру для студентов I курса. Игра проходит в форме «Десяточка»: пять тем, в каждой теме по десять вопросов. Разработаны, проведены открытые занятия и внеаудиторные мероприятия в форме интеллектуальных игр, представлены методические разработки на различных уровнях. Например, интеллектуальная литературная игра «Пятое время года» - тема любви в произведениях русских писателей XIX века; интеллектуальная игра « Наше священное ремесло» - по поэзии Серебряного века; интеллектуальная игра, посвящённая 70 - летию Победы «Мы помним!»

Правильно организованная учебная игра помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное - учит работе в команде, общению в учебной деятельности, найденная в ходе учебной игры информация не просто механически запомнится, но будет осознанна как собственное достижение.


© 2010-2022