Круглый стол на тему Новизна подхода индивидуальной работы учителя к организации индивидуальной работы с учащимися

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВКО, Кокпектинский район

Средняя школа имени И.Жансугурова




«Круглый стол» на районном семинаре

«Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися»



Учительница русского языка:

Мукатаева К.А.




с.Шугылбай

2012 - 2013 учебный год

Учительница: Мукатаева Кенжехан Абимаджиновна.

Учебный год: 2011 - 2013.

Тема: План проведения круглого стола. «Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися».

Цель:

Путем взаимообучения определить новые, эффективные подходы к организации индивидуальной работы с учащимися.

Задачи: используя основы фасилитации и партисипаторные методы, провести:

  • организационно-деятельностную игру;

  • «мозговые штурмы»;

  • различные упражнения;

  • мини-лекции;

  • анализ имеющегося опыта по организации индивидуальной работы с учащимися;

  • разработать методические рекомендации.

Девиз: «Легко любить все человечество, но как трудно научиться любить конкретного, «неудобного» ученика».

Организация пространства: круглый стол.

1. Знакомство. Участники представляя себя, должны назвать свое имя и жизненный девиз.

2. Ожидания. На клейких листочках участники записывают свои ожидания от круглого стола и озвучивают их. Ведущий говорит, что в конце мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.

Называются тема, цели и задачи.

3. Выработка правил работы. Их называют сами участники. Правила записываются на флипчарте и демонстрируются на обозреваемом всеми пространстве.

Примеры правил работы:

  • обращаться по имени;

  • отвергая, предлагай;

  • правило поднятой руки;

  • цени время, будь точен;

  • говорить по существу, «не выпадать из шкафа»;

  • уважение;

  • не переходить на личности, обсуждать идею;

  • слушать и слышать;

  • быть веселым, автивным, шутить;

  • шуточные «штрафные санкции» и другие правила.

4. «Проверка домашнего задания»: экспресс-опрос. Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить устно «да» или «нет».

Вопросы экспресс - опроса:

  1. Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?

  2. Смотрите ли вы в глаза или прикасаетесь, чтобы убедить учащихся в вашем внимании и участии?

  3. Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?

  4. Позволяете ли вы учащимся участвовать в принятии ваших важных решений?

  5. Улыбаетесь ли вы в классе?

  6. Кричите ли вы для восстановления тишины?

  7. Поощряете ли вы весь класс за то, что было хорошо сделано вместе?

  8. Хвалите ли вы соотрудничество, заботу, мирную жизнь в классе или только хорошую учебу?

  9. Наклеиваете ли вы на учащихся ярлыки «хороший» или «плохой»?

  10. Боитесь ли вы беспорядка или шума даже тогда, когда причиной этому стала усиленная работа?

  11. Есть ли среди ваших учащихся неуспевающие?

  12. В чем причина неуспеваемости учащихся?

  13. Какого учителя любят дети?

  14. Как индивидуализировать обучение на уроке?

  15. Кого вы называете «одаренный ребенок»?

  16. Кто такой «учитель»?

  17. Что он делает на уроке?

  18. Ваши уроки - рай или ад для ученика?

  19. Что, в первую очередь, не должен делать учитель?

  20. Какой вы учитель?

  21. Если бы родителем был я, то ...

  22. Для своих коллег я стану ...

  23. Если я всегда буду вести индивидуальную работу, то ...

  24. Я мечтаю, чтобы в нашей свободной школе было ...

  25. Я мечтаю, чтобы в нашей свободной школе было ...

  26. Когда меня вызывает директор, я...

  27. Чтобы на работе не уставать, мне надо...

  28. Если дети не захотят идти на мой урок, то я...

  29. Продуктивность нашей работы можно оценить, исходя из...

Ведущий подводит итоги.

5. Упражнение с руками: участникам предлагается сложить, как они привыкли, руки, а затем поменять их положение. Как правило, делать это непривычно. Вот так и с переменами, с чем-то новым. Привыкнуть можно, но через какое-то время, тренируясь.

6. Построение ассоциативного ряда со словом «индивидуальная».

Искренняя

Новая

Добрая

Интеллектуальная

Воспитанная

Интеллигентная

Доступная

Умеренная

Активная

Ласковая

Нежная

Адаптированная

Ясная

7. «Мозговой штурм».

1) Что такое «индивидуальная работа»?

2) Зачем она нужна в условиях массовой школы?

3) Назовите 3, на Ваш взгляд, главные условия для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа в 2-х группах: В течение 5 минут одна группа готовится говорить 0+, другая 0 - индивидуальной работы. Презентация 2 минуты.

Мини-лекция «Организация индивидуальной работы с учащимися».

1. «Мозговая атака». Дается 7 минут на подготовку ответов на следующие вопросы:

1) Чему должны обучаться ученики?

2) Чему не нужно учить учеников?

3) Как учить учеников?

4) Как узнать, чему научился ученик?

5) Как организовать работу школы, чтобы улучшить знания всех учеников?

6) Как улучшить образование и обучение всех преподавателей?

7) Как улучшить руководство школой?

2. Упражнение с резинкой: растягивается, сжимается. Как вводить перемены, новизну, подтянуть нужный уровень. Новизна, перемены под различным углом зрения.

3. Знакомство с «правилом Робинса». Какие изменения вы хотели бы произвести в организации индивидуальной работы с учащимися? Задайтесь вопросом, а нет ли «правил Робинса» в вашей работе, рядом с вами?

Правила Робинса

Одна из американских школ для детей 5 - 12 лет имела один центральный вход, два боковых. Перед центральным входом была площадка для прогулок, игр во время перемен. После прогулки учащиеся заходили в школу в боковые двери, а не в центральные, как правило, было большое столпотворение, более 15 минут уходило на то, чтобы все дети вовремя были на уроке. Странно и нелогично было то, что рядом с площадкой были широкие центральные двери, а все заходили в школу в узкие,неудобные.

Однажды в школу назначили нового завуча. Видя выше названные проблемы, он задался вопросом, почему центральные двери закрыты, выслушивал различные версии. Один из старожилов школы рассказал следующую историю. Лет 15 назад работал в школе вахтер по имени Робинс, офис которого находился у центрального входа. Этот Робинс любил пить кофе, причем в одно и то время, а у детей как раз была большая перемена. Они своей беготней через центральные двери мешали Робинсу, прерывая его завтрак. Робинс нервничал, переживал, пока не убедил тогдашего директора закрыть центральный вход. Что и было вскоре сделано.

Правило Робинса просуществовало 15 лет: все мучились, но подчинялись этому глупому правилу.

Новый завуч приказал открыть эти двери. Проблема была решена за 6 секунд.

Вывод: задайтесь вопросом, а нет ли у Вас, в Вашей школе правил Робинса. если Вы, конечно, хотите перемен, нового.

Участники круглого стола могут привести примеры из их практики.

4. Упражнение «Пересадка сердца».

Педагогическому коллективу предлагается следующая ситуация: хирургу клинической больницы предстоит сделать выбор: кому пересадить сердце неизлечимо больного пациента? Спасти жизнь он может только одному человеку, хотя у него в клинике несколько человек нуждаются в срочной операции:

  • пятилетняя девочка;

  • женщина 48 лет, мать троих детей, Герой Труда;

  • турок-строитель, не гражданин Казахстана;

  • депутат Парламента, 42 года, отец двоих детей;

  • бизнесмен, 37 лет, разведен, детей нет, но спонсирует детский дом;

  • студентка 3-го курса пединститута;

  • 15-летний мальчик-вундеркинд, ученик 11-го класса.

Определите очередность выбора, аргументируйте. Возможные мнения учителей:

  • сердце нужно отдать 5-летней девочке, так как она только начинает жить;

  • 15-летнему мальчику - вундеркинду, так как это интеллектуальный фонд РК;

  • Бизнесмену, который занимается благотворительностью: спонсирует детский дом;

  • Депутату Парламента, который может сыграть важную роль в разработке социальных программ по поддержке малообеспеченных семей, детей-сирот и т.п.

Можно предложить дополнительные аргументы, например:

  • станете ли вы спасать 5-летнюю двеочку, если она больна церебральным параличом;

  • отдадите ли вы сердце вундеркинду, если узнаете, что он окончании школ он уедет за границу и назад не вернется?

Присутствующие должны сойтись на том, что любой человек, учитель ежедневно сталкивается с проблемой выбора: как поступить? Кому (чему?) отдавать предпочтение? Кого поощрить? Проблема выбора - это нравственная категория.

8. Упражнение «В поход». Ведущий передает рядом сидящему человеку маркер, при этом говоря: «Я иду в поход и беру с собой» (называется имя этого человека) и обязательно произносится слово «пожалуйста» при передаче маркера. Тех, кто не произносит этого слова, ведущий в поход «не берет».

На что направлено это упражнение:

- развитие умения слушать и слышать;

- не забывать о вежливости;

- развитие умения работать в команде;

- маркер в руках учителя - символ власти.

Мини-лекция «Влияние воспитанности ученика на его успеваемость».

9. Упражнение с геометрическими фигурами «Как мы объясняем?».

Мини-лекция «Особые приемы при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития».

10. Упражнение «Проблемные слушатели». Все участники делятся в зависимости от количества типов слушателей. 5 минут дается группам, чтобы назвать причины и действия учителя, а затем в теченеие 2-х минут презентовать полученный материал. В итоге должна получиться своего рода «шпаргалка» по работе с проблемными слушателями.

Типы проблемных слушателей:

  • Я - против!

  • Молчун.

  • А давайте-ка обсудим!

  • У меня здесь враг.

  • Мы не туда идем.

  • А какова Ваша точка зрения?

  • Говорун или шептун.

  • Спорщик.

Проблемные слушатели (шпаргалка, составленная участниками семинара).

Тип слушатели

Причины

Действия

Я - против

Самоутверждение, желание «срезать» педагога, наличие правильной информации.

Дать возможность высказыаться, перевести на другую тему, метод «кривого зеркала», юмористическая разрядка.

Молчун

Закомплексованность, скука,плохое настроение.

Спросить мнение, поощрить, дать индивидуальное задание.

А давайте-ка обсудим?

Самоутверждение, скука, любопытство

Извлечение выгоды из его слов, перевод на другую тему.

У меня здесь враг.

Самовыражение, наличие врага, выплеск отрицательных эмоций.

Веселая разминка, дать индивидуальное задание, работа в разных командах.

Мы не туда идем.

Непонимание темы, скука.

Озадачить вопросом, объяснить правильность пути.

А какова ваша точка зрения?

Провокация, увод от темы, привлечение внимания к себе.

Ответить на вопрос, все вопросы записать на лист.

Говорун или шептун

Избыток информации, скука, самоутверждение, провокация.

Сослаться на правила, рассадить, предложить выступить публично, вести дискуссию, ролевая игра.

Спорщик

Самоутверждение, провокация.

Дать высказать, дать задание.

Мини-лекция «Характер общения учителя с учащимися».

11. Упражнение «Домино».

Неуспевающий, троечник - посмотрите на него с другой стороны, постарайтесь в своих учениках видеть только хорошее и поверьте, они станут другими. Из любого негатива можно и нужно вытянуть позитив. На это и направлено данное упражнение. Первый человек говорит, что он любит, например, дожливую погоду, но не любит подлость. Следующий человек берет его за руку и говорит: «Я люблю подлость, так как он позволяет, хоть и поздно, распознать людей-подлецов, но я не люблю скупость...» и так далее. В итоге получится круг позитивов.

12. Составление буриме со следующими словами: начало - сначала, структура - аспирантура, урок - впрок, академия - премия, преспектива - нива, клад-лад, конец-венец и другие.

13. Каждый из участников в течение 2-х минут записывает, а затем озвучивает слова и выражения, которые обычно учителя употребляют, когда

а) хвалят ученика;

б) недовольны учеником.

Делаются выводы, определяется, от чего следует отказаться в общении с детьми.

14. Упражнение «Доверие». Участники делятся на две группы. Одна группа завязывает глаза, другая выступает в роли поводырей.

Цель упражнения: формирование умения внушать доверие. Учитель должен внушать доверие у тех, с кем работает.

У участников необходимо спросить об их ощущениях (доверие, нежность, аккуратность, сначала было страшно, полностью доверились, взволнованность и чувство ответственности за другого, «слабого» человека, через руку передавалась ответственность поводырей).

15. Оценка дня (можно использовать анкету).

16. Как выполнены ожидания. Участники круглого стола отметили, что их ожидания оправдались.

17. Принятие рекомендаций. Рекомендации по теме: «Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися».

А) Индивидуальный подход должен быть основан на идеях гуманистической психологии, которая по всем показателям является более эффективной, нежели традиционная. Перестройка традиционной модели, как считают участники методического совета, должна идти по следующим направлениям:

1. Создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учениками, сотрудничество в принятии решений.

2. Изменение мотивации учебы.

3. Помощь ученикам в личностном развитии.

4. Особенностью индивидуального подхода является то, что учитель и ученик несут совместную ответственность за процесс обучения.

5. Обучение проходит в атмосфере сотрудничества в процессе межличностного общения учителя и ученика в обстанвоке, лишенной духа насилия, конкуренции, подчиненности.

6. Основным стимулом к учебе должен стать не страх за оценку или ожидание похвалы, не обязанность перед роидтелями и учителем, а развитие естественного интереса и любезнательности, поддерживаемого дружелюбием учителя и его готовностью сотрудничать с учеником в учебной деятельности.

7. Основной акцент в обучении смещается с непосредственной передачи знаний на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учащихся. Основные личностные установки учителя-естественность и принятие ученика таким, каков он есть.

8. С учениками учитель должен быть открытым, свободным от традиционных ролей (мугалим, гуру, непререкаемый авторитет) в общении, мешающих образовательному процессу. Это трудно, и учитель должен готовить себя, чтобы учиться этому. Учитель передает свои чувства, а не высказывает оценочные суждения. Например, фраза типа: «Другой давно уже понял бы то, над чем я с тобой бьюсь уже целый час» - имеет оценочный характер. Лучше пользоваться отражением своих чувств в форме «я-высказываний», например: «Я опечален тем, что...», «Мне грустно оттого, что...». Воспользуемся понятием «эмпатия», под которым понимается способность почувствовать другого человека, умение понять и принять его. «Я - высказывание» может строиться в формуле эмпатического общения, например: «Когда в такой ситуации ты поступаешь так-то, я чувствую то-то...». Важно подбирать такие слова, чтобы они точно отражали чувства, иначе они вряд ли будут восприняты учениками.

9. Действия учителя должны быть основаны на убеждении, что каждый ученик от природы наделен разнообразными способностями, и главная задача - создать условия для их проявления и развития. Стремление к эмпатическому общению, основанному на умении понять чувства, причины поступков и поведения другого человека - один из главных условий принятия ученика. Важно, чтобы учитель научился смотреть глазами каждого конкретного ученика.

10. Согласно теории американского психолога Маслоу каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации. Самореализация невозможна без удовлетворения разнообразных потребностей, выстроенных в следующей иерархической последовательности: физиологические потребности (голод, жажда), потребность в безопасности, потребность в любви, признаний, причастность к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические потребности. Самореализация требует удовлетворения всех потребностей. Задача учителя способствовать в процессе обучения удовлетворению умственных и творческих потребностей развивающейся личности, что в свою очередь, поможет ученикам на пути самореализации.

Б) Руководству школы, классным руководителям, психологу регулярно проводить диагностику: а) обученности; б) воспитанности;

в) интеллекта; г) психологическую и др.







Круглый стол на тему «Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися» был проведен в рамках районного семинара.

Учительница сумела путем проведения различных форм общения с аудиторией раскрыть содержание предлагаемой темы. Участники круглого стола поделились своим опытом по индивидуальной работе с учащимися. На хорошей доброжелательной волне учительница сумела организовать работу круглого стола. Участники были вовлечены в такие активные формы общения, как составление ассоциации, тренинги, психологические упражнения.

Подводя итоги работы, участники круглого стола приняли соответствующие рекомендации. Работа круглого стола была проведена на высшем уровне.









ВКО, Кокпектинский район

КГУ«Средняя школа имени И.Жансугурова»




Доклад на методическом совете

«Особенности применения интерактивной доски на уроках русского языка»



Учительница русского языка:

Мукатаева К.А.




с.Шугылбай

2012 - 2013 учебный год



© 2010-2022