Интеллектуальная игра по литературе В десяточку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интеллектуальная игра по литературе В десяточку .








Интеллектуальная игра по литературе В десяточку .



Цель игры:

1. Развитие познавательных интересов учащихся;

2. Закрепление знаний по литературе;

3. Привитие любви к предмету;

4. Развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать, умения коллективно решать проблемы.

Условия игры

  1. Все участники должны быть в костюмах литературных героев.

  2. Каждая из команд готовит домашнее задание: инсценировка любого эпизода из художественного произведения, изучаемого по программе.

  3. Участниками команд готовятся 10 вопросов, связанных с теорией литературы, произведениями художественной литературы, литературным процессом.

  4. Капитаны обеих команд готовятся к конкурсу «Всякая всячина».

  5. Болельщики должны подготовить плакаты; уметь помочь своей команде.

Названия конкурсов

1. «Знакомые писатели»

2. «Аукцион эпиграфов»

3. «Кто ты будешь такой?»

4. Сражаются команды. Задают вопросы соперникам. «Проверь себя»

5. «Бюро находок»

6. Конкурс капитанов команд «В десяточку» (по 10 вопросов каждому капитану)

7. «О любимых произведениях» (инсценировка эпизодов)

8. «Портретная галерея»

9. Оцениваются костюмы участников

10. Оценивается роль болельщиков в игре.

За правильный ответ в каждом конкурсе 1 балл.





Ход игры

(Звучит музыка; на сцене ведущие, одетые в костюмы героев XVIII века , XIX века и XX века: - 5 человек; Каждый из ведущих ведёт 2 конкурса)

Ведущий: Уважаемые зрители и участники, приветствуем, вас на нашей литературной игре, которая называется: «В десяточку»

Ведущий: Все вы сегодня попытаетесь стать победителями, потому что каждый готов проявить себя во всех наших конкурсах.

Ведущий: Без предварительной подготовки вы не обошлись. И выглядите сегодня лучше всех

Ведущий: Сегодня вы попытаетесь вспомнить некоторых героев, из прочитанных вами художественных произведений. Мы желаем вам дать наибольшее число правильных ответов.

Ведущий: А наше жюри, в составе учителей - филологов, будет оценивать вас.

Ведущий: Первый наш конкурс: «Театр уж полон». Все участники пришли сегодня в костюмах литературных героев. Сейчас мы попытаемся узнать, героями каких произведений вы являетесь,

Ведущий: Мы приглашаем команду 10-А класса. Каждый из участников говорит реплику своего персонажа, а команда-соперница отгадывает.

Ведущий: Дорогие дамы и господа, князья и графини и просто известные личности, вам слово.

Ведущий: Мы приглашаем для участия в конкурсе ребят 10-Б класса.

Ведущий: Сколько разных имен, сколько интересных судеб, сколько положительных героев. Благодарим всех. Все вы заслуживаете одного восклицания: «Великолепно»

Ведущий: Слово предоставляется жюри

Ведущий: Дорогие наши литературные герои, мы предлагаем вам один из интереснейших конкурсов: «Аукцион эпиграфов»

Ведущий: На торги мы выставляем известные вам эпиграфы к художественным произведениям. Товар, заметим, очень интересный. Цена товара - 1 балл. Кто из команды быстрее отвечает, тот и покупает этот эпиграф.

Ведущий: Игроки должны назвать автора произведения и название произведения, откуда взят этот эпиграф.

Ведущий: На торги выставляется следующий эпиграф. Кто автор этих строк? Назовите название произведения. (ведущие по очереди говорят эту фразу)

«Цена» эпиграфа - 1балл.

Эпиграфы (10)

- « Береги честь смолоду» (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

-«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Н, В, Гоголь «Ревизор»)

-«Барону Баршу де Пеноэ,… Твой старый школьный товарищ» (Оноре де Бальзак «Гобсек»)

-«Правда, горькая правда» (Фредерик Стендаль «Красное и черное»

-«Мир подобен книге и тот, кто знает только свою страну, «прочитал в ней лишь первую страницу» (Джордж Байрон «Паломничества Чайльд-Гарольда»

-«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)

-«Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского»

(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

- «Проникнутый тщеславием, он помимо того, обладал еще особенной гордостью, которая побуждает признавать с одинаковым равнодушием как свои добрые, так и дурные поступки, вследствие чувства превосходства, быть может, мнимого» (Из частного письма) (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»»)

-«Посвящение герцогу Бехарскому, маркизу Хибрамонскому, виконту Алькосерскому, сеньору Капильясскому, Курьельскому и Бурильосскому» (Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский)

-«Нина Николаевне … подносит и посвящает» (Александр Грин «Алые паруса»)

Ведущий: Наш «Аукцион эпиграфов» окончен. Сколько у каждой команды баллов? Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Мы переходим к следующему конкурсу. «Кто ты будешь такой?»

Ведущий: Перед вами стенд. На нем вы видите портреты писателей, поэтов, драматургов.

Ведущий: Ваша задача состоит в том, чтобы отгадать, кто изображен на стенде.

Ведущий: Мы просим команды подойти к стендам, взять ручки и написать фамилии, имена, отчества писателей, поэтов, драматургов.

На стендах висят портреты:

Уильям Шекспир

Лев Николаевич Толстой

М. В. Ломоносов

Антуан де Сент-Экзюпери

Мигель де Сервантес Сааведра

Мацуо Басё

А. С. Пушкин

Федор Иванович Тютчев

Генрих Белль

И. С. Тургенев

Во время этого конкурса 2 ведущих проводят с болельщиками игру:

«Кто есть кто?»

-Как зовут английского юношу из знатного рода, который к 19 годам пускается путешествовать, насытившись светскими удовольствиями?

-Кто снимал квартиру у Петра Петровича Лужина в романе «Преступление и наказание»?

-Кто из героев, совершенно не умея стрелять, умудрился тяжело ранить противника на дуэли?

-Как звали слугу Обломова?

-Кто назвал Базарова «волосатым»?

-Как звали градоначальника, у которого была фаршированная голова?

-Фамилия какого персонажа Бальзака означает «живоглот»?

-Как звали брата Бэлы в романе «Герой нашего времени»?

-Кто из героев решил посвятить себя в «Мамамуши»?

-Кому принадлежат слова: «Карету мне, карету»?

Ведущий: Болельщики хорошо справились ! Молодцы ! Я думаю, что жюри засчитает ваши правильные ответы!

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Мы переходим к конкурсу «Проверь себя». Каждая команда задает соперникам по 10 вопросов.

Ведущий: Начинает команда 10-Б класса.

-Назовите произведение, в котором Федор Достоевский запечатлел увиденное на каторге.

-Назовите улицу, на которой поживал Обломов.

-Как называлось имение Кирсановых?

-Как был переименован город Глупов Угрюм-Бурчеевым?

-Кто проповедовал истину, что «уши выше лба не растут?»

-Какую роль сыграл молодой А. П. Чехов в комедии «Ревизор»?

-Во сколько лет Джордж Байрон унаследовал родовой титул?

-Назовите украинский город, в котором венчался Оноре де Бальзак.

-Кого А. С. Пушкин назвал «Сатиры смелый властелин»?

-Что, по определению Печорина, является «насыщенной гордостью»?

Ведущий: Свои вопросы задает команда 10-А класса

-Кто рассказал Н. В. Гоголю историю о мнимом ревизоре?

-Почему Жюльен Сорель решается на преступление?

-Назовите причину, побудившую Обломова уйти со службы?

-О чем мечтала Эмма Бовари?

-Чем мыла руки жена Собакевича?

-О ком Базаров сказал: «Архаическое явление»?

-Доволен ли Гобсек своей жизнью?

-В царствование какого императора происходит действие романа «Война и мир»?

-Как звали отца Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»?

-Назовите любимую книгу Федора Достоевского.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами отправимся в «Бюро находок». Это следующий конкурс нашей интеллектуальной игры.

Ведущий: Итак, мы находимся в «Бюро находок».

Ведущий: Хозяйка этого заведения приглашает нас к хранилищам этого заведения.

Ведущий: Перед вами находятся десять предметов. Кому принадлежат эти вещи?

(участники команд совещаются и отвечают на вопрос, показывая жюри вещи).

1)Халат «Обломов»

2)Деньги «Гобсек»

3)Шашки «Мертвые души»

4)Гармошка «Василий Теркин»

5)Конверт с письмом «Евгений Онегин»

6)«Библия» «Преступление и наказание»

7)Жемчуг «Человек-амфибия

8)Бутылочка с ядом «Госпожа Бовари»

9)Книга, а в ней заcушенный цветок «Ася»

10)Химические колбы, стаканчики, «Отцы и дети»

другие вещи:

Ведущий: Команды справились с этими заданиями, а мы приглашаем на середину сцены капитанов команд и объявляем конкурс «В десяточку».

Ведущий: Капитаны команд должны отвечать на вопрос только - да или нет.

(ведущие задают капитанам команд вопросы).

Каждый вопрос начинается со слов: Согласны ли вы…

-Что Федор Достоевский закончил военно-инженерное училище? (Да)

-Что любимое время года Татьяны Лариной весна? (Нет) Зима.

-Что отец и мать А. С. Пушкина были троюродными братом и сестрой? (Да)

-Что число 37 объединяет Байрона и Пушкина? (Да) (37 лет - умерли в этом возрасте)

-Что Павел Петрович в романе «Отцы и дети» умел играть на виолончели? (Да)

-Что в романе «Преступление и наказание» господствует желтый цвет? (Да)

-Что в сказке Салтыкова-Щедрина «Здравомыслящий заяц» лиса рассказывает сказку зайцу? (Нет) (Заяц рассказывает лисе).

-Что первая встреча Болконского и Наташи Ростовой произошла в доме Безухова? (Нет) (в Отрадном).

-Что действие пьесы Островского «Гроза» происходит в городе Ярославле? (Нет) (город Калинов)

-Что Ноздрев предал огласке причину покупки мертвых душ Чичиковым? (Да)

Ведущий: Капитаны закончили отвечать на вопросы, и мы предоставляем слово нашему жюри.

Конкурс: «О любимых произведениях».

Ведущий: Обе команды подготовили домашнее задание - инсценирование эпизодов из художественных произведений.

Ведущий: Свою инсценировку показывают ребята 10-А класса.

Ведущий: На сцене артисты из 10-Б класса.

Ведущий: Закончился интересный конкурс «О любимых произведениях». Мне кажется, что обе команды заслуживают только высоких баллов.

Ведущий: А мы подошли к завершающему конкурсу нашей интеллектуальной игры. «Угадай героя и произведение».

Ведущий: Командам раздают задания. На обратной стороне карточки участники записывают имя, фамилию героя, произведение. (см. Приложение)

Ведущий: Во время этого конкурса мы с болельщиками поиграем, мы называем героя, а вы произведение.

-Господин Журден «Мещанин во дворянстве»

-Иван Александрович Хлестаков «Ревизор»

-Штольц «Обломов»

-Кабанова «Гроза»

-Чацкий «Горе от ума»

-Коробочка «Мертвые души»

-Пьер Безухов «Война и мир»

-Гуттиэре «Человек-амфибия»

-Прометей «Прикованный Прометей»

-Гагин «Ася»

Ведущий: Болельщики наши молодцы, и команды тоже справились с заданиями.

Ведущий: Мы даем время жюри для подведения итогов.

Ведущий: А для всех присутствующих в зале ученица 10-Б класса поет песню из кинофильма «Жестокий роман»

Ведущий: Жюри готово объявить результаты.

- Дипломами или грамотами награждают команды.

- Можно наградить капитанов.

- Учащихся, сыгравших хорошо роли в инсценировке и другие награждения и призы










Приложение

К конкурсу: «Угадай героя и произведение».

№1

«Увидал женщину высокого роста, в черном платье, она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана: падали с блестящих волос на покатые плечи, легкие ветви фуксий, спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою...»

№2

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30 лет: в его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность: белокурые волосы, вьющиеся от природы, обрисовали его бледный, благородный лоб. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке...»


№3

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой».


№4

«Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее, были жирно смазаны маслом...»


№5

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод».

№6

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал.

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил».


№7

«Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

№8

Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерою, с ясным, но как будто несколько запущенным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».


№9


«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения. С проседью и с большой лысиной. С отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки...»


№10

«Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями... У него длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета»


© 2010-2022