Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов

«КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ


Программа занятий по развитию речи

для обучающихся 5-6 классов

Кемерово 2014Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Исполнитель:

Будникова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»


Консультант:

Загляда Людмила Ивановна,

методист

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ


Кемерово 2014

Программа занятий по развитию речи

для обучающихся 5-6 классов

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов

«КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования



Оглавление



Пояснительная записка 4


Тематическое планирование 6


Содержание программы 7


Примеры заданий для промежуточного контроля 11


Ключевые понятия 12


Дополнительная литература к разделам программы 13


Список литературы 15




Приложения 16


Тест «Какой я слушатель?» 17

Примеры ситуационных и ролевых игр 18

Примеры работ обучающихся

Сочинение «Невыдуманный рассказ о себе» 20

Памятки по развитию речи 21

Пояснительная записка


В современных условиях перед педагогическим сообществом нашего региона стоит задача, заключающаяся в поиске форм, методов работы с дезадаптированными подростками, которых характеризуют низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к просоциальной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдание своих аморальных действий.

Адаптация и социализация - два важнейших процесса, влияющих на становление личности подростка и находящиеся в тесной взаимосвязи. Так, педагогам Кемеровской специальной общеобразовательной школы важно не только научить своих воспитанников, дать им так называемые «опорные знания», которые помогут приспособиться к школьным нормам и требованиям, но и вывести подростков на самоактуализацию, осознание и развитие своих лучших качеств, что поможет им стать успешными за пределами школы,
в жизни.

Процесс обучения в школе построен на получении воспитанниками определенных знаний и умений, с опорой на быстрое восполнение знаний, устранение пробелов, что обусловлено:

  • сменностью состава воспитанников;

  • разными сроками пребывания (школа является образовательным учреждением закрытого типа; дети направляются по решению суда);

  • разными стартовыми возможностями возрастных групп (уровень обученности подростков и их потенциалы развития).

В данных условиях актуальна программа «Речь и общение», ориентированная на обучающихся 5-6 классов и позволяющая в данных параллелях школы вести дополнительную работу над развитием связной речи
и коммуникативным воспитанием подростков.

Программа групповых занятий «Речь и общение» направлена
на создание условий для развития речевой деятельности обучающихся. Особое внимание уделено тексту как продукту речевой деятельности, его анализу
с точки зрения темы, структуры, принадлежности к функционально-смысловым типам, а также игровому общению, как необходимому базису совершенствования речевой активности воспитанников.

Целью курса является формирование качественной стороны речевой деятельности воспитанников в процессе общения, способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Задачи:

  1. ознакомить воспитанников школы с закономерностями речевой деятельности посредством работы с текстом;

  2. работать над развитием элементарных навыков речевого этикета подростков.

Структура программы включает в себя:

  • введение;

  • четыре раздела, посвященные раскрытию понятий «речь», «речевое поведение», «речевой этикет»;

  • задания для контрольных и самостоятельных работ;

  • список литературы, используемый при составлении программы и списки рекомендуемой литературы для педагога (по каждому разделу);

  • приложения.

Программы групповых занятий «Речь и общение» предусматривает прохождение курса как в полном объёме, так и фрагментарно; разделы тематически связаны, обладают смысловой и композиционной завершенностью.

Формы и методы работы: мини-лекции, самостоятельная работа, практические работы с использованием текстов из классических произведений, ролевые игры.

Для достижения положительного результата рекомендуется использовать групповые формы работы: диалоговое общение, работа в паре,
в микрогруппах по 3-4 человека; а также индивидуальные, способствующие выявлению собственного потенциала (создание воспитанниками своих коммуникативных текстов, возникающих на занятиях в ситуации общения, например, описание фотографии, сочинение и пр.).

Формы контроля: тестирование, доклад, сообщение, контрольная работа, практическая работа.

Итоговый контроль - сочинение «Невыдуманный рассказ о себе».

Курс рассчитан на 34 академических часа, из них: 7,5 часов - лекционные занятия; 18,5 часов - практические занятия; 8 часов - самостоятельная работа обучающихся.

Ожидаемые результаты. В результате прохождения программного материала обучающиеся могут

знать:

  • языковые нормы;

  • понятия «речь», «речевая деятельность», «текст», «культура речи»;

  • правила речевого этикета

уметь:

  • произносить слова в соответствии с речевыми нормами;

  • анализировать текст с точки зрения темы, основной мысли, структуры;

  • умение пользоваться лингвистическими словарями, другой справочной литературой

владеть:

  • навыками пересказа исходного текста (подробный, выборочный, сжатый);

  • навыками определения типа речи (повествование, описание, рассуждение);

  • элементарными навыками речевого этикета.

Тематическое планирование





пп

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа


Введение

1

1

-

-





Тестирование

Раздел 1.

Язык и речь

5

1

4

-

1.1.

Речь как форма существования языка

2

0,5

1,5

-

1.2

Культура речи

3

0,5

2,5

-

Раздел 2.

Речевая деятельность

и ее виды

4

2

1,5

0,5

Сообщение

2.1.

2.1. Речь как деятельность

1

1

-

-

2.2.

2.2. Виды речевой деятельности

3

1

1,5

0,5

Раздел 3.

Текст как продукт речевой деятельности

6

1,5

3

1,5

Контрольная работа


Работа

с текстами классических произведений


3.1.

Текст как речевое произведение

2

0,5

1

0,5

3.2.

Типы текстов

2

0,5

1

0,5

3.3.

Информационная переработка текстов

2

0,5

1

0,5

Раздел 4.

Общение. Этика речевого общения

17

2

9

6

Ролевые игры


Работа

с текстом классических произведений

4.1.

Речевое общение

5

2

3

-

4.2.

Формулы вежливости

12

-

6

6

4.2.1.

Знакомство

1

-

0,5

0,5

4.2.2

Приветствие

1

-

0,5

0,5

4.2.3.

Обращение

1

-

0,5

0,5

4.2.4.

Прощание

1

-

0,5

0,5

4.2.5.

Поздравление, пожелание

1

-

0,5

0,5


4.2.6.

Благодарность

1

-

0,5

0,5


4.2.7.

Комплимент, одобрение, похвала

1

-

0,5

0,5


4.2.8.

Просьба

1

-

0,5

0,5


4.2.9.

Отказ, извинение

1

-

0,5

0,5


4.2.10.

Совет

1

-

0,5

0,5


4.2.11.

Дискуссионное сообщение

1

-

0,5

0,5


4.2.12.

Утешение, соболезнование

1

-

0,5

0,5


Итоговый контроль

1

-

1

-

Сочинение

ИТОГО:

34

7,5

18,5

8


Содержание




Введение (1 ч.)

Язык как орудие мышления. Язык как орудия мышления и средства человеческого общения. Язык как средство общения и взаимопонимания людей.


Раздел 1. Язык и речь (5 ч.)

Тема 1.1. Речь как форма существования языка (2 ч.)

Речь - это язык в действии. Устная и письменная речь. Понятие литературного языка. Словарное богатство русской речи. Стили и жанры речи.

Нелитературные формы языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечие.

Словари современного русского языка.


Практические занятия:

  • работа со справочной литературой, лингвистическими словарями.


Тема 1.2. Культура речи (3 ч.)

Нравственность человека и его речевая культура. Качества хорошей речи: ясность, логичность, чистота, интонационное богатство.

Лексические нормы литературного языка. Соблюдение норм орфоэпии, грамматики.

Употребление слов в переносном значении. Синонимы, антонимы, фразеологизмы в речи.

Обогащение словарного запаса языка как основной путь повышения речевой грамотности.

Практические занятия:

  • работа со справочной литературой, лингвистическими словарями;

  • тестирование «Какой я слушатель?».



Раздел 2. Речевая деятельность и ее виды (4 ч.)

Тема 2.1. Речь как деятельность (1 ч.)

Мотивы речевой деятельности: способы осуществления действия; фазы речи.

Тема 2.2. Виды речевой деятельности (3 ч.)

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Приемы работы
с книгой.

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Приемы, повышающие эффективность слушания монологической речи. Применение правил эффективного слушания диалога.

Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания.

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его речевое оформление. Культура письма.

Практические занятия:

  • работа с текстом; составление сообщения на основе услышанного фрагмента текста;




Раздел 3.Текст как продукт речевой деятельности (6 ч.)

Тема 3.1. Текст как речевое произведение (2 ч.)

Признаки текста. Композиционно-смысловые особенности текста. Способы связи предложений и частей текста.

Практические занятия:

  • работа с текстами классических произведений, анализ текста.

Тема 3.2. Типы текстов (2 ч.)

Аргументированные и неаргументированные тексты (рассуждение, повествование, описание).

Тексты первичные и вторичные. Пересказ как вторичный текст, созданный на основе исходного. Виды пересказов (подробный, краткий, выборочный).

Тема 3.3. Информационная переработка текста (2 ч.)

Составление плана текста, конспекта, сообщения и (или) доклада.

Практические занятия:

  • работа в парах: составление плана текста, конспекта;

  • работа в микрогруппах: подготовка сообщения и (или) доклада.




Раздел 4.Общение. Этика речевого общения (17 ч.)

Тема 4.1. Речевое общение (5 ч.)

Понятие речевого общения. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Общение как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга.

Значение общения в жизни современного человека. Конфликт как неэффективное общение.


Практические занятия:

  • составление «Правил» для говорящего и слушающего и «Портрета эффективного коммуникатора».



Тема 4.2.

Понятие этики речевого поведения. Формулы вежливости (12 ч.)

4.2.1. Знакомство

Ситуация знакомства. Единицы речевого этикета с установкой на возможности дальнейшего общения, ситуативная обусловленность их выбора. Невербальные средства общения.

4.2.2. Приветствие

Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Роль жеста при приветствии.

4.2.3. Обращение

Обращение в контактном и дистантном положении (по телефону,
в письме). Обращение к знакомому собеседнику. Способы обращения на основе личного имени. Способы адресации к незнакомому как отражение перемен в жизни общества.


4.2.4. Прощание

Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания.

4.2.5 Поздравление, пожелание

Речевые действия, благоприятные для адресата. Речевые формулы поздравления, пожелания. Поздравительная открытка, особенности её оформления. Ответ на поздравление, пожелание.

4.2.6. Благодарность

Речевые действия, благоприятные для адресата. Речевые единицы выражения благодарности. Ответ на благодарность.

4.2.7. Комплимент, одобрение, похвала

Речевые действия, направленные на создание у собеседника хорошего настроения. Предмет комплимента. Речевые формулы выражения комплимента. Ответные реплики на комплимент, похвалу.

4.2.8. Просьба

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики
на просьбу.


4.2.9. Отказ. Извинение

Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Ответ на извинение.

4.2.10. Совет

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление совета. Ответные реплики принятия или непринятия совета.

4.2.11. Дискуссионное общение

Ситуация спора. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументы, выводы). Выражение согласия и несогласия с мнением собеседника.

4.2.12. Утешение, соболезнование

Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или другие огорчения адресата. Речевые формулы выражения утешения, соболезнования. Ответ на утешение, соболезнование.



Итоговый контроль

Индивидуальная работа - написание сочинения «Невыдуманный рассказ
о себе».





Примеры заданий

для промежуточного контроля


  1. Прочитай отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство» об улыбке матери. Какая часть текста произвела на тебя особое впечатление? Согласен ли ты, что улыбка подчеркивает красоту лица?

«Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то лицо дурно».


  1. Прочитай начальные предложения каждого абзаца из статьи
    А. Стругатского «Об умных и веселых людях». Определи по этим предложениям, о чем пойдет речь в каждом абзаце, и продолжи их.

  1. Среди своих любимых книг я не могу не назвать одну…

  2. Если бы мне предложили пожить и поработать вместе с героями книг,
    я выбрал бы героев…

  3. Сейчас очень многих ребят увлекает телевизор. И часто они откладывать интересную книгу, чтобы смотреть очередную передачу…

  4. Как будет выглядеть книга будущего…

  1. Продолжи три начатых текста так, чтобы у тебя получились рассуждение, описание, повествование. Обрати внимание на концовки этих текстов.

Рассуждение:

Я посадил в нашем саду яблоню. Почему именно яблоню?!

Потому что….

Вот почему я посадил яблоню.


Описание:

Я посадил в нашем саду яблоню. Видели бы вы, какой эта яблоня стала лет через 8!

….

Вот какая яблоня у меня выросла.


Описание:

Я посадил в нашем саду яблоню. Знаете, как это получилось?!

Итак…

Так это произошло!


  1. Восстанови последовательность абзацев, чтобы у тебя получился рассказ Л.Н. Толстого. Обозначь последовательность абзацев в оставленных квадратиках.

АПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса черепаха все шла да шла с ноги на ногу, и когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Поспорили Заяц с Черепахой, кто кого обгонит.

ЗПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классааяц сразу обогнал Черепаху, так что ее не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу. Сел отдохнуть и заснул.




У Л.Н. Толстого этот рассказ не озаглавлен. Какой бы ты выбрал заголовок из предложенных четырех и почему?

  1. Заяц и Черепаха.

  2. Неожиданный победитель.

  3. Как поспорили Заяц и Черепаха?

  4. Языком не спеши, а делали не смеши. (Пословица)


Какой абзац рассказа ты бы проиллюстрировал?




  1. К чему призывает автор Д. Лихачев читателя? Какой вывод о пейзаже страны содержится в данном заключительном абзаце:

Приведенных примеров ясно следующее: пейзаж страны - это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить редкую природу - это то же, что не хранить родную культуру. Пейзаж - выражение души народа.

Подчеркни слова, которые часто встречаются в завершающих абзацах. Как ты представляешь себе пейзаж, о котором пишет Д. Лихачев.

Ключевые слова



дискуссия

диалектизм

жаргонизм

жанр (речи)

литературный язык

общение

речь

стиль (речи)

текст

тип (речи)

этикет

язык



Дополнительная литература

к разделам программы «Речь и общение»



Введение

  1. Быстрова Е.А., Кудрявцева Г.С., Карашева Н.Б. и др. Изучаем русский язык: Корректировочный курс: Пособие для учащихся 5 - 7 классов / Под ред. Е.А. Быстровой, Г.С. Кудрявцевой. - М., 2006.

  2. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. - М., 1994.

  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1990.

  4. Костомаров В.Г. Жизнь языка. - М., 1994.

  5. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Просто и занимательно о русском языке. - М., 2006.


Раздел 1

  1. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М., 2006 г.

  2. Живкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 2000.

  3. Ильинская И.С. О богатстве русского языка. Издательство АН СССР, 1963 г.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

  5. Львова С.И. Язык и речь: Учебное пособие. - М., 2000.

  6. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. - М., 1992.

  7. Нормы русского литературного языка: Практический материал к урокам / Под ред. О.В. Загоровской. - М., 2006.

  8. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002.


Раздел 2


  1. Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. - М., 1998.

  2. Львов В.В. Учимся читать и говорить правильно, 5 кл. Тетрадь 1 - М., 2008.

  3. Львов В.В. Учимся читать и говорить правильно, 5 кл. Тетрадь 2 - М., 2006.

  4. Черепанова Л.В. Аудирование: теория и практика обучения. - Чита, 2002.

  5. Ясинская М.Б. Мастер - диктант. Сборник диктантов с заданиями и ключами.


Раздел 3

  1. Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5 - 6 классов. - М., 2000.

  2. Бердникова Е.Л., Пестрякова А.Г. Тексты по культуре речи.

  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

  4. Грехнёва Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5 - 7 кл.- М., 2007.

  5. Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980.



Раздел 4

  1. Анишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.

  2. Байбцрин А.К., Топоркова А.Л. У истоков речевого этикета. - Л., 1990.

  3. Балакай А.Д. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

  4. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. - М., 1999.

  5. Львова С.И. Речевой этикет. - М., 1995.

  6. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. - М., 1976.

  7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.

  8. Язык жестов: Сост. А. Мельник. - М., 2003.


Итоговое занятие


  1. Гаврилова М.Ю., Гаврилова Н.Ю. Говорите красиво! - Развитие речи учащихся 4-11 классов - издательство «Панорама», 2006.

  2. Клаус Г. Сила слова. - М., 1987.

  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М. Детская риторика. - М., 1998.

  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Список литературы



  1. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М: Просвещение, 1991. - 342 с.

  2. Настольная книга учителя русского языка: 5-11 классы /С.И. Львова,
    И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева / Под ред. С.И.Львовой. - М.: Эксмо, 2007. - 406 с.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: «Просвещение», 2008. - 46 с.

  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,
    10- 11 кл. / Сост. Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2009.- 222 с.

  5. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. - 602 с.
















ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Тест «Какой я слушатель?»


пп

Вопрос

«Да»

«Иногда»

«Нет»

1

ЗАМЕЧАЛ ЛИ ТЫ, ЧТО:

а) часто прерываешь своего собеседника;

б) тебе хочется вставать свое слово в монолог собеседника - спросить, посоветоваться и т.д.





2

ЗАМЕЧАЛ ЛИ ТЫ, ЧТО ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА:

а) редко смотришь или совсем не смотришь на собеседника;

б) слишком пристально разглядываешь собеседника;

в) суетишься - что-то ищешь, протираешь стекло очков, играешь ручкой, часто смотришь на часы, продолжаешь заниматься своими и т.д.




3

ЗАМЕЧАЛ ЛИ ТЫ, ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЕШЬ ТАКИЕ ЗНАКИ ВНИМАНИЯ, КАК:

а) мимические средства - улыбка, довольный взгляд и т.д.;

б) кивок головой - согласие; покачивание головой из стороны в стороны - отрицание;

в) переспрос;

г) подведение итога сказанного собеседником;

д) словесной выражение сочувствия.




Подсчитай очки:

За ответ «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - 0 очков.


Если ты набрал:

более 20 очков: тебе еще надо учиться умению слушать;

от 13 до 20 очков: ты не всегда еще хорошо слушаешь;

от 0 до 12 очков: ты хороший слушатель. Так держать!

Приложение 2


Примеры ситуационных и ролевых игр


  1. Игровая ситуация «Давайте познакомимся»

Участники проигрывают два варианта знакомства.


В первом подготовленные участники демонстрируют варианты знакомства «от противного», показывая как не надо знакомиться, специально утрируя некоторые недостатки общения, что вызывает реакцию смеха и протеста одновременно.

После этого проводится анализ ситуаций, педагог обращает внимание на:

  1. повод знакомства;

  2. реакцию собеседника;

  3. приветливость, тактичность, доброжелательность говорящих;

  4. умение вовлечь друг друга в разговор.

Во втором варианте ребята работают в парах, по очереди демонстрируя свои ситуации с учетом комментариев учителя.


  1. Игровая ситуация «Телефонный разговор»

Участники демонстрирую свое умение правильно вести беседу по телефону в два этапа (аналогично ситуации «Давайте познакомимся»).

  1. Игровая ситуация «Беседа с незнакомым человеком»

В ходе игровой ситуации участники стремятся отработать навыки:

  1. вести беседу;

  2. слушать не только себя, но и собеседника, не прерывая его;

  3. давать возможность высказать свою мысль до конца;

  4. умение находить общие интересы, увлечения.


  1. Игровая ситуация «Затянувшаяся беседа»

Участникам предлагается попробовать тактично, корректно, не обижая собеседника, остановить затянувшийся разговор. После чего идет обсуждение ситуаций и эмоционального состояния участников («Как себя чувствовали, когда…»).

  1. Игровые ситуации «В троллейбусе», «На улице», «В магазине»

Аналогично предыдущим ситуациям участники рассматривают варианты взаимодействия и общения в людных местах. Идет закрепление полученных навыков ведения беседы и диалога с использованием «формул вежливости».

Всегда рассматриваются два варианта проигрывания ситуации в паре
с обсуждением, поскольку «неверный вариант», отличающийся грубостью, назойливостью, конфликтностью или бестактностью может выступать в качестве тренинга (например, предлагая ассортимент, обсуждая обслуживание держимся тактично и т.п.).


  1. Ситуационно-ролевая игра «Планета людей»

Сюжет и ход игры: Участники разбиваются на группы; они - жители разных планет, которые потом встретятся на слете общей «Планеты людей». Каждая группа разрабатывает правила общения и новые слова, название своей планеты, при помощи которых люди общаются.

Одновременно с этим существуют общие правила, по которым общаются между собой жители всех «планет» на «Планете людей». При этом, разговаривая с жителями той или иной «планеты» необходимо учитывать особенности жизни и культуры конкретной «планеты», родины собеседников.

На представителей «планет», нарушивших правила, налагается штраф
в условных единицах - «галантах» (от слова «галантный», которые в некоторых случаях могут быть приравнены к какой-либо «галантной услуге», например, «Восхваление особенностей природы «планеты» собеседника»).

  1. Ситуационно-ролевая игра «Живое кольцо»

Сюжет и ход игры: по жребию участники выбирают «пленника», остальные - окружают его кольцом, крепко взявшись за руки. Игра начинается
с попыток пленника грубо, с помощью силы, прорвать кольцо; участники этому всячески препятствуют. После чего «пленник» обращается к конкретному участнику, используя «волшебные фразы» и «формулы вежливости» с просьбой пропустить его за кольцо. Если участник не уступает - «пленник» обращается к следующим участникам, пока не выйдет.

Так, игра делает скрытые конфликты явными. Участники ищут компромиссные решения и отрабатывают навыки конструктивного общения.
В роли «пленника» должен побывать каждый участник кольца. После чего идет обсуждение игры и эмоций ребят.

  1. Ситуационно-ролевая игра «Интервью»

Сюжет и ход игры: участники делятся на группы - одни берут интервью, а другие отвечают на вопросы. Каждый участник в процессе игры выступает в роли интервьюера, задавая 5-6 вопросов (открытых и закрытых). При этом отвечающий стремится давать откровенные ответы в любых ситуациях.

Затем задание усложняется - интервью проводится от лица какой-либо знаменитости.

Наблюдатели следят за корректностью вопросов и грамотностью, полнотой ответов, умения работать в «маске».

Приложение 3


Примеры работ обучающихся

Сочинение «Невыдуманный рассказ о себе»

Родился я в городе Северске, в Томской области, в благополучной семье. Отец работал строителем, мама - директором магазина. Тогда я учился в 198-ой школе. В детстве я гулял по ночам, пил, курил. Потом меня перевели в другую школу, только уже закрытого типа. Я вспоминаю, как мы с мамой и папой гуляли, ходили в кафе, играли. В детстве меня также учили ездить на старом «Москвиче», и когда я поехал в первый раз на машине, то врезался в забор и вылетел в лобовое стекло. Там мне вызвали скорую, и меня положили в больницу. Теперь, когда я вырасту, стану автомехаником и буду учиться, чтобы хорошо ездить на машине.


Богомолов Владислав, 5 класс

Однажды со мной и моим другом произошел такой случай…

Мы с другом пошли зимой на речку на рыбалку, там уже был лед. Мы думали, что лед крепкий, потому и пошли выбирать место для рыбалки. Нашли место и просверлили дырки. Потом стали рыбачить. Вдруг лед стал трескаться, а я даже не заметил, дальше сижу, но мой друг крикнул мне: «Лед отходит!». А я все равно не услышал, сижу, продолжаю рыбачить. А льдина поплыла по реке. Она плыла, плыла вместе со мной. И вдруг столкновение с другой льдиной.

Я от удара перелетел на дальнюю льдину, упал, ударился об лед головой и лежал так. Потом я услышал, что меня друг зовет. Он оказался рядом. Я встал,
и мы пошли домой.

И с тех пор мы не стали ходить зимой на речку.


Егоров Владимир, 5 класс

Памятки по развитию речи. Понятия

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ДАННОЕ (Д)

НОВОЕ (Н)

  • пользоваться порядком слов как инструментом развития мысли;

  • усиливать эмоциональность речи (если нужно) за счет обратного порядка

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

соединяет предложения

движет мысль

ПОРЯДОК СЛОВ

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

прямой

инверсия

  • соединять предложения, выбирая способ и средства связи

Д − Н

Н − ДПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ И СОЕДИНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

  • правильно строить фрагменты текста, используя различные способы выражения типового значения «данного» и «нового»

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

последовательный

параллельныйПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Д1 → Н1 НПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

Д1 → Н1

Д2 (=Д1) → Н2

Д2 (=Н1) →Н2

Д3 (=Д1,2) →Н2

Д3 (=Н2) →Н3


СТРОЕНИЕ ТИПОВ РЕЧИПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса



Тип речи

Значение

«данного»

«нового»

Повествование

Лицо, время, место действия

Сменяющие друг друга действия

Описание предмета

Предмет (его части)

Признаки предмета

Описание места

Местоположение

Предметы

Описание состояния

Лицо. Элементы среды

Признаки состояния

Оценка действительности

Предмет, качества действия

Оценка

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

ТЕКСТ

Памятки по развитию речи. Понятия

Тема, основная мысль, микротема, абзац, план текста

УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

  • панировать последовательность изложения;

  • обеспечивать развитие темы и основной мысли;

  • соблюдать абзацное деление текста


СТИЛИ РЕЧИ

Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

ТИПЫ РЕЧИ

  • учитывать ситуацию общения;

  • сохранять стиль речи до конца высказывания

  • выражать различные типовые значения;

  • намечать ведущий тип речи и дополнительные;

  • умело соединять разные типы речи в тексте

разговорный

книжные

научный

деловой

художественный

публицистический


Речевая ситуация

  • в официальной обстановке;

  • в неофициальной обстановке

  • с одним человеком;

  • с многими людьми

  • общение;

  • сообщение

  • воздействие

где говорим?

с кем?

с какой целью?Программа по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

описание

повествование

рассуждениеПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

предмета

места

состоянияПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

среды

человекаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 классаПрограмма по развитию речи Речь и общение для обучающихся 5-6 класса

© 2010-2022