Урок по новелле О Генри «Последний лист»

Данный урок разработан по новелле О Генри «Последний лист» и построен с использованием технологии критического мышления. Учащиеся на уроке знакомятся с биографией писателя, с его новеллой через стратегии «Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний» ( то есть читают текст на уроке не полностью, а частями, отвечают на разные виды вопросов, дописывают концовку произведения самостоятельно, а потом сравнивают ее с авторской). На уроке кроме текста произведения используется презентация к данному ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс литература

Тема: О.Генри « Последний лист»

Цели: - познакомить учащихся с биографией и рассказом О.Генри «Последний лист», выяснить тему и идею этого произведения; учить выявлению авторской позиции;

- развивать речь и творческую фантазию детей (умение размышлять, додумывать окончание рассказа), активизировать интерес к творчеству О.Генри;

- воспитывать внимательность к другим людям, сочувствие, умение прийти на помощь, мудрость; воспитывать интерес к литературе как виду искусства.

Тип урока: урок внеклассного чтения; комплексное применение знаний и способов деятельности, урок с применением методов критического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по биографии писателя, текст рассказа, песня С. Копыловой « Последний лист».

…Только любовью держится и движется жизнь.

И. С.Тургенев.

Самое меньшее благо в жизни - это богатство, самое

Большое - мудрость.

Г.Э.Лессинг.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку. О ком идет речь в этой короткой характеристике: Член клуба шутников, скромный бухгалтер банка, арестант №34627, тюремный аптекарь, автор 400 рассказов и одного романа, настоящее имя этого человека - Уильям Сидни Портер. Кто этот человек? О ком идет речь?

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией этого необычного человека и разберем его рассказ « Последний лист», подумаем, какова же тема, идея этого произведения и о чем оно заставляет нас задуматься.


  1. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Слово учителя.

О Генри написал без малого 400 рассказов и один роман. Темы его произведений разнообразны. Жизнь техасских степей и ранчо, экзотический быт Центральной Америки, быт провинции в США, мир уголовников, жизнь мелкого люда города Нью - Йорка. Героями его рассказов являются простые люди, составляющие массу народа. Все творчество писателя проникнуто вниманием и любовью к незаметным, маленьким людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. О.Генри покорил читателя как мастер жанра короткого рассказа и сумел занять свое место в ряду лучших писателей американской литературы, таких, как Эдгар По, Марк Твен, Вашингтон Ирвинг, и других.

2. Проверка домашнего задания. 2 учеников показывают свою презентацию о биографии О.Генри, остальные добавляют, какие интересные факты из жизни писателя они знают.

3. Этап прогнозирования. Итак, познакомимся с самим рассказом « Последний лист». Посмотрите на название рассказа, подумайте, о чем он может быть? (все предположения записываются на доске).

Теория литературы: понятие новеллы( смотреть презентацию).

Обратимся к тексту, но читать мы будем не обычно, а с остановками.

4. Чтение первой части рассказа до слов: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти.»

Беседа: - О ком этот рассказ? Кто является главными героями произведения?

- В чем необычность ситуации? Кто такой этот господин Пневмония в рассказе? - Что, по мнению доктора, может увеличить шансы на выздоровление Джонси?

- Уточните свои предположения: какова, как вы думаете, будет проблематика рассказа?

5. Вторая остановка. Чтение до слов: « Это последний, - сказала Джонси. - Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я».

Беседа: - Почему больная Джонси подумала, что она умрет с последним листком опадающего плюша?

- Согласны ли с ней ее подруга Сью и художник старик Берман?

- Как характеризует его писатель? Что необычного отмечает он во внешности старика? Чем он зарабатывает на жизнь? О чем мечтает? Что мы можем сказать о его характере?

- Зачем автор несколько раз прибегает к описанию одинокого листка? Что он символизирует в рассказе?

- Попробуйте предположить, что произойдет дальше.

IV. Применение. Формирование знания и способов действия.

  1. Творческая работа. Ученики пишут свои варианты концовки рассказа и зачитывают их.

Каждому рассказу О.Генри придавал характер литературной загадки. Читателю кажется, что он знает, каков будет исход событий, но вскоре убеждается, что ошибался, и когда наступает развязка, она всегда бывает совершенно неожиданной, опрокидывающей все предположения читателя. Благодаря такому приему рассказы О. Генри читаются с неослабевающим интересом.

2. Учитель зачитывает рассказ до конца. Обсуждение.

- О чем этот рассказ? Оправдались ли наши предположения? (о тяжелой болезни Дженси и ее страшной фантазии).

- Какова идея ( проблематика ) рассказа? - Что хотел сказать автор своим произведением?

(Сила внушения, её влияние на жизнь человека, умение пожертвовать собой ради другого).

.
-Кто является выразителем идеи (какие слова являются основной мыслью)?


(Художник: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!»
Сью: «Какие глупости ты говоришь!») Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, нужно бороться
.


- Изменилось ли наше отношение к старику Берману в конце рассказа? Что это оказался за человек?

(он оказывается способным на великий акт самопожертвования: ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пропойца возникает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана приобретает настоящее духовное величие, а смерть его вызывает у нас боль.)

- Можем ли мы сказать, что в конце жизни старому художнику удалось нарисовать шедевр, как он об этом мечтал? Да, этот небольшой листок - настоящий шедевр. Не с художественной точки зрения, нет. У него была вложена любовь к человеку, вера в его силы, желание добра. И человечность победила.

- Почему мы можем сказать, что в рассказе О.Генри две концовки ( развязки)? Определите их.

В сущности, новелла является примером «двойной развязки», т.е. здесь имеются две сюжетные линии: болезнь Джонси и шедевр Бермана.Формально основной сюжетной линией является болезнь Джонси, но только формально. На самом деле главным событием в произведении является самоотверженность Бермана. Обе линии получают окончательное неожиданное решение только в самом конце новеллы, когда Сью раскрывает правду подруге. Благодаря такому приему О. Генри держит читателя в состоянии напряжения до самого завершения новеллы. Но этот прием выполняет еще одну функцию - с его помощью старый Берман в один миг морально вырастает в наших глазах и превращается в символ самопожертвования.

Напишите, какие цвета у вас ассоциируются с сюжетом этого рассказа. Почему?

3. Работа с эпиграфами урока. - Как вы понимаете слова И.С.Тургенева и Г.Э.Лессинга?

- Что есть мудрость? ( согласно авторской оценке) (Мы становимся истинно счастливыми, жертвуя чем-то ради других. И чем больше жертва, тем больше наша любовь).

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам это произведение? Интересно ли было читать?

- О чем вас заставил задуматься рассказ О.Генри «Последний лист»?

О'Генри показал героев с доброй душой, заставляя нас внимательно присматриваться к каждому человеку, учиться быть гуманным ко всему, что окружает. Писатель утверждает: нужно стремиться быть человеком, несмотря на жестокость нашего мира, и это возможно!

ХОЛОДНОМУ ДЫХАНЬЮ СТАРОЙ ОСЕНИ
МЕШАЛИ ЛИСТЬЯ СТАРОГО ПЛЮЩА...
СОСЕД-ТОЛСТЯК, С МОРЩИНКАМИ И ПРОСЕДЬЮ,
ХУДОЖНИЦУ БОЛЬНУЮ НАВЕЩАЛ...

И ВЫДУМКА БОЛЕЗНЕННОЙ ФАНТАЗИИ
ЕЙ ПОДСКАЗАЛА, ЧТО ОНА УМРЁТ,
КОГДА С ПЛЮЩА ОСЕННЯЯ ОКАЗИЯ
ПОСЛЕДНИЙ САМЫЙ ЛИСТИК ОБОРВЁТ...

СОСЕД С ТАКИМ РАСКЛАДОМ НЕ СОГЛАСЕН,
И МОЛОДОСТЬ СПАСАЛ, ЧТО БЫЛО СИЛ...
ОН ВЫРЕЗАЛ ЛИСТОЧЕК И РАСКРАСИЛ,
И ТАЙНО НОЧЬЮ К СТЕБЛЮ ПРИКРЕПИЛ...

ПОД ДИКИМ ВЕТРОМ СТАРЫЙ ПЛЮЩ ДЕРЖАЛСЯ,
ХОТЬ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ВЕТОЧКИ ПРОДРОГ...
И ВОТ....УЖЕ ОДИН ЛИСТОК ОСТАЛСЯ,
НО ВЕТЕР ЗЛОЙ СОРВАТЬ ЕГО НЕ СМОГ...

КАКАЯ-ТО НЕВИДИМАЯ СИЛА
СМЕЛА БОЛЕЗНЬ, УСТАЛОСТЬ и НЫТЬЁ,
А ЖИЗНЬ УЖЕ ТОРЖЕСТВЕННО ТРУБИЛА,
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОБЕДНЫЙ МАРШ ЕЁ!

Итак, мы познакомились с одним рассказом американского писателя О.Генри. Но есть у него и много других интересных рассказов. Надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Уильяма Сидни Портера, который прожил сложную, насыщенную приключениями жизнь и творил под псевдонимом О.Генри. И пусть мудрость его рассказов станет и вашей мудростью.

VI. Этап информации о домашнем задании.

Прочитать рассказ О.Генри « Мудрость волхвов», написать мини-сочинение: « О чем заставляют задуматься рассказы О.Генри», стр. 184-185 (хрестоматия) читать.

VII. Этап рефлексии.

Напишите синквейн по одному из слов на выбор: Джонси, Берман, лист. Ученики зачитывают свои работы.

В заключение урока звучит песня Светланы Копыловой « Последний лист».

4

© 2010-2022