О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

(Своеобразие драмы «На дне», 2 часа.)

Цель: определение своеобразия пьесы М.Горького «На дне» (социальные, философские,

бытовые аспекты, особенности горьковского реализма).

Задачи: познакомиться с творческой историей произведения;

определить своеобразие драматического конфликта, жанра произведения;

проанализировать системe персонажей драмы (предыстория героев, жизненная

позиция);

определить авторскую позицию и способы ее выражения.

Эпиграф (на доске): Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть

нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы,

в просветлевшем взгляде автора. Из романтика, со всею

бессознательностью, хоть и красивою ложью романтизма, он словно

превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла

бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну

кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим

жгучим стремлением к правде и справедливости.

Л.Андреев.

Эмоциональный настрой (запись фраз после темы и эпиграфа в тетрадях, их продолжение

самостоятельно каждым учеником):

  1. «Я чувствую…»

  2. «Я хочу узнать...»

Работа над пьесой.


  1. Терминологический диктант (учитель дает развернутые определения,

обучающиеся записывают на листках только

понятия).

  • Катарсис: очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии.

  • Конфликт: противоборство, противоречие между изображаемыми в произведении силами (человек и общество, человек и обстоятельство, столкновение персонажей).

  • Драма: пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим, соединяет в себе трагическое и комическое начало.

  • Ремарка: авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

  • Реплика: ответная фраза собеседника в диалоге, возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнера.

  • Монолог: развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

  • Комедия: вид драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

  • Диалог: вид устной речи, разговор двух или более лиц, одна из форм речевой характеристики персонажа; главное средство изображения действия и характеров.

  • Пьеса: произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором нет прямого авторского включения в текст, развитием действия движет конфликт, ограниченное в объеме и числе действующих лиц.

  • Трагедия: вид драмы, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и завершающиеся гибелью героя.

  1. Работа с новыми понятиями (записаны на доске).

  • Центробежная драматургия: растекающаяся вширь композиция; отдельные сцены, неохваченность всех персонажей единым сюжетом.

  • Полилог: многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, зацепляют окружающих, не вступая в обмен репликами, т.е. звучит сама жизнь.

  1. История создания пьесы (индивидуальное сообщение к уроку).

Еще в 1898г. В газетной статье М. Горький рассказывал, как хозяева ночлежек наживаются на бедности постояльцев: за зиму многие должны до 100 и более рублей, из них 60 приходится на проценты. Все долги взыскиваются летом, когда во время навигации босяк зарабатывает деньги или крадет их.

Замысел относится к 1900 г., а работа начата в конце 1901 г.. Закончена пьеса летом 1902г.. Произведение задумывалось как эпилог после серии рассказов о босяках. Пьеса имеет реальную историческую основу: прототипы героев автор наблюдал в юности в Нижнем Новгороде, на Миллионной, среди «золотой роты» Актер, Барон, Настя, Бубнов, Сатин). Встречал и странников, подобных Луке. Об этом рассказано в автобиографической повести «В людях». Первоначально пьеса имела несколько вариантов названия: «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово в выборе названия принадлежит Л.Андрееву.

Пьеса прославила автора и обошла лучшие театры мира. М.Горький получил Грибоедовскую премию, которая присуждалась лучшим драматургическим произведениям.

Такого произведения с нетерпением ждали во МХАТе Станиславский и Немирович-Данченко, которые сами отстояли эту пьесу в споре с цензурой.

  1. Работа с афоризмами: проверкам знания текста (индивидуальное задание к уроку по группам: найти в тексте афоризмы по актам: 1 группа - 1 акт и т.д.;

на уроке 1 представитель от каждой группы зачитывает найденные афоризмы, обучающиеся должны определить, кому принадлежит то или иное высказывание).

  • «Шум смерти не помеха» (Бубнов, акт 1)

  • «Доброта - она превыше всех благ» (Костылев, акт 1)

  • «Многие деньги легко даются, да немногие легко с ними расстаются»(Сатин, акт 1)

  • «Ни одна блоха - не плох: все - черненькие, все - прыгают… Старику - где тепло, там и родина…

Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит…» (Лука, акт 1)

  • «Замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала - на всю жизнь памятно» (Квашня, акт 1)

  • «В любимом - вся душа...

Пьяница - тоже человек…

Человек все может… лишь бы захотел…

Смерть - она успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь - отдохнешь…

Во что веришь - то и есть…» (Лука, акт 2)

  • «Жди от волка толку…

В женщине душа должна быть» (Пепел, акт 2)

  • «Храбрость у места, когда в лес по грибы идешь… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки прочь…» (Бубнов, акт 2)

  • «Без имени - нет человека!» (Актер, акт 2)

  • «Не в слове - дело, а почему слово говорится. Человека приласкать - никогда не вредно. Тюрьма - добру не учит, и Сибирь не учит… а человек - научит… Человек может добру научить…» (Лука, акт 3)

  • «У всех людей души серенькие, все подрумяниться желают» (Барон, акт 3)

  • «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться!» (Бубнов, акт 3)

  • «Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит - и молчит» (Пепел, акт 3)

  • «Человек должен на одном месте жить, должен определить себя к месту… а не путаться зря на земле… Хороший человек должен иметь паспорт…» (Костылев, акт 3)

  • «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека» (Сатин, акт 4)

  • «В карете прошлого - никуда не уедешь!» (Сатин, акт 4)

  • «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че - ло - век! Надо уважать человека!» (Сатин, акт 4)

  1. Своеобразие конфликта. Система персонажей (групповая проектная работа).

Учитель: предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на дно. Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения, автору было необходимо найти соответствующий конфликт, в результате которого наиболее полно проявились бы противоречия сознания ночлежников.

Задания для групп (в группах идет обсуждение вопросов, предложенных учителем, затем на каждый вопрос дается ответ, класс записывает вывод, предложенный группой, в тетрадь).

1 группа. Социальный конфликт.

  1. Восстановить предысторию персонажей пьесы: Сатин, Барон, Бубнов, Актер, Настя, Клещ, Анна. Как попали герои на дно?

  2. Какими изображены хозяева ночлежки?

  3. Организует ли социальный конфликт действие пьесы?

Вывод: социальный конфликт развивается по двум напралениям: конфликт между хозяевами и ночлежниками; у каждого в прошлом свой конфликт.

Социальный конфликт не организует действие, все конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, отразившихся на жизни людей. Ничтожества имеют власть, люди, не утратившие нравственных качеств, оказались на дне. Статичность конфликта, отсутствие между героями непримиримой пропасти. В общественном плане и ночлежники, и хозяева недалеки друг от друга.

2 группа. Любовный конфликт.

  1. Проследите развитие любовного сюжета в драме. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку сюжета.

- Пепел - Василиса - Костылев - Наташа;

- Квашня - Медведев;

- Настя;

- Клещ - Анна.

  1. Организует ли любовный конфликт действие пьесы?

Вывод: социальные условия калечат человека и его чувства. Даже любовь ведет к смерти, увечью, каторге. Любовный конфликт присутствует в пьесе, но всех героев не затрагивает, поэтому действие не организует. Он как грань социального. Если неразрешим социальный в таком обществе, то и любовный тоже: возвышенное чувство любви в бесчеловечных социальных условиях приводит к смерти.

3 группа. Жизненная позиция ночлежников.

  1. Как воспринимают свое положение в жизни Актер, Анна, Настя, Пепел, Клещ? Во что они верят?

  2. Какова жизненная философия Бубнова, Барона, Сатина? Каково их отношение к вере остальных ночлежников?

  3. Какова жизненная позиция Татарина и Алешки?

  4. Уживаются ли ночлежники между собой?

Вывод: ничто не связывает и самих ночлежников.

Бубнов - правда внешних обстоятельств: все люди лишние, они плывут по течению, бессильны изменить что - либо в жизни.

Барон и Настя - живут воспоминаниями, иллюзорная мечта о жизни.

Клещ и Татарин - надо жить «по закону»: невмешательство в жизнь.

Алешка - отказ от всех желаний. Всех ночлежников можно разделить на 2 группы: те, кто смирился, и те, кто хочет вырваться.

4 группа. Лука и Сатин в пьесе. Философский конфликт.

  1. К чему приводит появление в ночлежке Луки? Можно ли говорить о развитии философского конфликта? Выделите экспозицию, завязку развитие действия, кульминацию, развязку философского конфликта.

  2. Сатин и Лука - антиподы или родственные души?

Индивидуальное задание: монолог Луки о праведной земле наизусть.

  1. Какова позиция автора в решении философского конфликта?

Вывод: появление Луки приводит к временной победе правды идеала. Лука - Бубнов - Сатин: начало спора о человеке. Лука (лукавый, но светлый, один из 4 евангелистов): человек хорош, но обстоятельства делают его плохим; человека спасет не насилие, а добро. Он вселяет надежду, дает шанс. Но после его исчезновения все рушится. Он учит пассивности, а не борьбе.

Сатин ( Сатана, Константин - постоянный): восстает против «правды» Луки. Но и не зовет к борьбе, к изменению общества, высказывает идею свободного человека.

В обрисовке Сатина и Луки дан принцип парности

Цель М.Горького - заставить человека самого задуматься о цели своей жизни.

Итог работы групп (общий вывод): социальный конфликт возможно разрешить, если человек начнет задумываться о смысле жизни, о своем месте в ней, т.е. если будет разрешен философский конфликт.

Конфликт

О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

СО каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?оциальный Любовный Философский

О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

  1. Своеобразие жанра.

Учитель: каков жанр данного произведения?

Обучающиеся: социально - философская драма

О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

Условия жизни Объект авторского Исследование

нолежников исследования - философской, социально - бытовой

сознание ночлежников проблематики

(определение создают сами обучающиеся в группах)

Социально - философская драма - вид драмы, в котором объектом авторского исследования являются не столько условия жизни персонажей, сколько их сознание с целью разрешения конфликта или нахождения путей к его разрешению.

  1. Авторская позиция и способы ее изображения (эвристическая беседа).

Авторская позиция показана через:

  • Описание жизни ночлежников;

  • Отношение ночлежников друг к другу;

  • Жизненную позицию ночлежников

  • Спор о человеке;

  • Монолог Сатина (индивидуальное задание: наизусть монолог).

Вывод: М.Горький в пьесе говорит о концепции личности: человек с большой буквы, способный активно воздействовать на обстоятельства, строить свою собственную жизнь и изменять мир. Автор верит могущество человеческого разума. Поэтому финал открытый.

Итог урока.

Учитель предлагает обучающимся продолжить фразу «Я понял, что…» (самостоятельно в тетрадях). Заслушивается несколько выводов по уроку.

Домашнее задание.

  1. Наизусть монолог Сатина или Луки (по выбору).

  2. Сопоставить драму «На дне» с «Вишневым садом» А.П. Чехова: каковы общие тенденции в построении конфликта, в создании драматического единства.

  3. Раскрыть смысл песни «Солнце всходит и заходит» в свете многих смертей и речей Сатина.

Замечание: 2 и 3 задание выполняется письменно по выбору.







© 2010-2022