- Преподавателю
- Русский язык и литература
- О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?
О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Таслунова Е.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?
(Своеобразие драмы «На дне», 2 часа.)
Цель: определение своеобразия пьесы М.Горького «На дне» (социальные, философские,
бытовые аспекты, особенности горьковского реализма).
Задачи: познакомиться с творческой историей произведения;
определить своеобразие драматического конфликта, жанра произведения;
проанализировать системe персонажей драмы (предыстория героев, жизненная
позиция);
определить авторскую позицию и способы ее выражения.
Эпиграф (на доске): Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть
нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы,
в просветлевшем взгляде автора. Из романтика, со всею
бессознательностью, хоть и красивою ложью романтизма, он словно
превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла
бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну
кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим
жгучим стремлением к правде и справедливости.
Л.Андреев.
Эмоциональный настрой (запись фраз после темы и эпиграфа в тетрадях, их продолжение
самостоятельно каждым учеником):
-
«Я чувствую…»
-
«Я хочу узнать...»
Работа над пьесой.
-
Терминологический диктант (учитель дает развернутые определения,
обучающиеся записывают на листках только
понятия).
-
Катарсис: очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии.
-
Конфликт: противоборство, противоречие между изображаемыми в произведении силами (человек и общество, человек и обстоятельство, столкновение персонажей).
-
Драма: пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим, соединяет в себе трагическое и комическое начало.
-
Ремарка: авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
-
Реплика: ответная фраза собеседника в диалоге, возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнера.
-
Монолог: развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
-
Комедия: вид драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
-
Диалог: вид устной речи, разговор двух или более лиц, одна из форм речевой характеристики персонажа; главное средство изображения действия и характеров.
-
Пьеса: произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором нет прямого авторского включения в текст, развитием действия движет конфликт, ограниченное в объеме и числе действующих лиц.
-
Трагедия: вид драмы, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и завершающиеся гибелью героя.
-
Работа с новыми понятиями (записаны на доске).
-
Центробежная драматургия: растекающаяся вширь композиция; отдельные сцены, неохваченность всех персонажей единым сюжетом.
-
Полилог: многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, зацепляют окружающих, не вступая в обмен репликами, т.е. звучит сама жизнь.
-
История создания пьесы (индивидуальное сообщение к уроку).
Еще в 1898г. В газетной статье М. Горький рассказывал, как хозяева ночлежек наживаются на бедности постояльцев: за зиму многие должны до 100 и более рублей, из них 60 приходится на проценты. Все долги взыскиваются летом, когда во время навигации босяк зарабатывает деньги или крадет их.
Замысел относится к 1900 г., а работа начата в конце 1901 г.. Закончена пьеса летом 1902г.. Произведение задумывалось как эпилог после серии рассказов о босяках. Пьеса имеет реальную историческую основу: прототипы героев автор наблюдал в юности в Нижнем Новгороде, на Миллионной, среди «золотой роты» Актер, Барон, Настя, Бубнов, Сатин). Встречал и странников, подобных Луке. Об этом рассказано в автобиографической повести «В людях». Первоначально пьеса имела несколько вариантов названия: «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово в выборе названия принадлежит Л.Андрееву.
Пьеса прославила автора и обошла лучшие театры мира. М.Горький получил Грибоедовскую премию, которая присуждалась лучшим драматургическим произведениям.
Такого произведения с нетерпением ждали во МХАТе Станиславский и Немирович-Данченко, которые сами отстояли эту пьесу в споре с цензурой.
-
Работа с афоризмами: проверкам знания текста (индивидуальное задание к уроку по группам: найти в тексте афоризмы по актам: 1 группа - 1 акт и т.д.;
на уроке 1 представитель от каждой группы зачитывает найденные афоризмы, обучающиеся должны определить, кому принадлежит то или иное высказывание).
-
«Шум смерти не помеха» (Бубнов, акт 1)
-
«Доброта - она превыше всех благ» (Костылев, акт 1)
-
«Многие деньги легко даются, да немногие легко с ними расстаются»(Сатин, акт 1)
-
«Ни одна блоха - не плох: все - черненькие, все - прыгают… Старику - где тепло, там и родина…
Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит…» (Лука, акт 1)
-
«Замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала - на всю жизнь памятно» (Квашня, акт 1)
-
«В любимом - вся душа...
Пьяница - тоже человек…
Человек все может… лишь бы захотел…
Смерть - она успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь - отдохнешь…
Во что веришь - то и есть…» (Лука, акт 2)
-
«Жди от волка толку…
В женщине душа должна быть» (Пепел, акт 2)
-
«Храбрость у места, когда в лес по грибы идешь… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки прочь…» (Бубнов, акт 2)
-
«Без имени - нет человека!» (Актер, акт 2)
-
«Не в слове - дело, а почему слово говорится. Человека приласкать - никогда не вредно. Тюрьма - добру не учит, и Сибирь не учит… а человек - научит… Человек может добру научить…» (Лука, акт 3)
-
«У всех людей души серенькие, все подрумяниться желают» (Барон, акт 3)
-
«Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться!» (Бубнов, акт 3)
-
«Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит - и молчит» (Пепел, акт 3)
-
«Человек должен на одном месте жить, должен определить себя к месту… а не путаться зря на земле… Хороший человек должен иметь паспорт…» (Костылев, акт 3)
-
«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека» (Сатин, акт 4)
-
«В карете прошлого - никуда не уедешь!» (Сатин, акт 4)
-
«Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че - ло - век! Надо уважать человека!» (Сатин, акт 4)
-
Своеобразие конфликта. Система персонажей (групповая проектная работа).
Учитель: предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на дно. Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения, автору было необходимо найти соответствующий конфликт, в результате которого наиболее полно проявились бы противоречия сознания ночлежников.
Задания для групп (в группах идет обсуждение вопросов, предложенных учителем, затем на каждый вопрос дается ответ, класс записывает вывод, предложенный группой, в тетрадь).
1 группа. Социальный конфликт.
-
Восстановить предысторию персонажей пьесы: Сатин, Барон, Бубнов, Актер, Настя, Клещ, Анна. Как попали герои на дно?
-
Какими изображены хозяева ночлежки?
-
Организует ли социальный конфликт действие пьесы?
Вывод: социальный конфликт развивается по двум напралениям: конфликт между хозяевами и ночлежниками; у каждого в прошлом свой конфликт.
Социальный конфликт не организует действие, все конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, отразившихся на жизни людей. Ничтожества имеют власть, люди, не утратившие нравственных качеств, оказались на дне. Статичность конфликта, отсутствие между героями непримиримой пропасти. В общественном плане и ночлежники, и хозяева недалеки друг от друга.
2 группа. Любовный конфликт.
-
Проследите развитие любовного сюжета в драме. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку сюжета.
- Пепел - Василиса - Костылев - Наташа;
- Квашня - Медведев;
- Настя;
- Клещ - Анна.
-
Организует ли любовный конфликт действие пьесы?
Вывод: социальные условия калечат человека и его чувства. Даже любовь ведет к смерти, увечью, каторге. Любовный конфликт присутствует в пьесе, но всех героев не затрагивает, поэтому действие не организует. Он как грань социального. Если неразрешим социальный в таком обществе, то и любовный тоже: возвышенное чувство любви в бесчеловечных социальных условиях приводит к смерти.
3 группа. Жизненная позиция ночлежников.
-
Как воспринимают свое положение в жизни Актер, Анна, Настя, Пепел, Клещ? Во что они верят?
-
Какова жизненная философия Бубнова, Барона, Сатина? Каково их отношение к вере остальных ночлежников?
-
Какова жизненная позиция Татарина и Алешки?
-
Уживаются ли ночлежники между собой?
Вывод: ничто не связывает и самих ночлежников.
Бубнов - правда внешних обстоятельств: все люди лишние, они плывут по течению, бессильны изменить что - либо в жизни.
Барон и Настя - живут воспоминаниями, иллюзорная мечта о жизни.
Клещ и Татарин - надо жить «по закону»: невмешательство в жизнь.
Алешка - отказ от всех желаний. Всех ночлежников можно разделить на 2 группы: те, кто смирился, и те, кто хочет вырваться.
4 группа. Лука и Сатин в пьесе. Философский конфликт.
-
К чему приводит появление в ночлежке Луки? Можно ли говорить о развитии философского конфликта? Выделите экспозицию, завязку развитие действия, кульминацию, развязку философского конфликта.
-
Сатин и Лука - антиподы или родственные души?
Индивидуальное задание: монолог Луки о праведной земле наизусть.
-
Какова позиция автора в решении философского конфликта?
Вывод: появление Луки приводит к временной победе правды идеала. Лука - Бубнов - Сатин: начало спора о человеке. Лука (лукавый, но светлый, один из 4 евангелистов): человек хорош, но обстоятельства делают его плохим; человека спасет не насилие, а добро. Он вселяет надежду, дает шанс. Но после его исчезновения все рушится. Он учит пассивности, а не борьбе.
Сатин ( Сатана, Константин - постоянный): восстает против «правды» Луки. Но и не зовет к борьбе, к изменению общества, высказывает идею свободного человека.
В обрисовке Сатина и Луки дан принцип парности
Цель М.Горького - заставить человека самого задуматься о цели своей жизни.
Итог работы групп (общий вывод): социальный конфликт возможно разрешить, если человек начнет задумываться о смысле жизни, о своем месте в ней, т.е. если будет разрешен философский конфликт.
Конфликт
Социальный Любовный Философский
-
Своеобразие жанра.
Учитель: каков жанр данного произведения?
Обучающиеся: социально - философская драма
Условия жизни Объект авторского Исследование
нолежников исследования - философской, социально - бытовой
сознание ночлежников проблематики
(определение создают сами обучающиеся в группах)
Социально - философская драма - вид драмы, в котором объектом авторского исследования являются не столько условия жизни персонажей, сколько их сознание с целью разрешения конфликта или нахождения путей к его разрешению.
-
Авторская позиция и способы ее изображения (эвристическая беседа).
Авторская позиция показана через:
-
Описание жизни ночлежников;
-
Отношение ночлежников друг к другу;
-
Жизненную позицию ночлежников
-
Спор о человеке;
-
Монолог Сатина (индивидуальное задание: наизусть монолог).
Вывод: М.Горький в пьесе говорит о концепции личности: человек с большой буквы, способный активно воздействовать на обстоятельства, строить свою собственную жизнь и изменять мир. Автор верит могущество человеческого разума. Поэтому финал открытый.
Итог урока.
Учитель предлагает обучающимся продолжить фразу «Я понял, что…» (самостоятельно в тетрадях). Заслушивается несколько выводов по уроку.
Домашнее задание.
-
Наизусть монолог Сатина или Луки (по выбору).
-
Сопоставить драму «На дне» с «Вишневым садом» А.П. Чехова: каковы общие тенденции в построении конфликта, в создании драматического единства.
-
Раскрыть смысл песни «Солнце всходит и заходит» в свете многих смертей и речей Сатина.
Замечание: 2 и 3 задание выполняется письменно по выбору.