Конспект урока Бурное море причастий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока Бурное море причастий




Конспект урока Бурное море причастий





Конспект урока Бурное море причастий

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи

Задачи:

закрепление умения находить причастия в тексте;

определять его грамматические признаки;

находить и правильно писать орфограммы в причастии;

выделять запятыми причастный оборот;

правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-игра, экспедиция по бурному морю причастий

Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Презентация)

Ход урока


Презентация


Организационный момент (2 слайд)

Приветствие.

Сообщение темы урока.

Цели формулируют дети, далее они конкретизируются учителем.

Сообщение формы урока.

Помогать нам исследовать бурное море причастий будет этот замечательный человек. Кто это? (На экране появляется портрет И.К. Айвазовского). Чем известен И. К. Айвазовский?

На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи замечательного русского художника.

Квалификационные испытания (3 слайд)

Чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в научной работе.

Задание: выпишите причастия.

Отрывок из сочинения Кристины Л.

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.

Работа с текстом.

Тема - море на картине Айвазовского.

Основная мысль: море на картине - это грозная стихия.

К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

Какие средства выразительности использовала Кристина в своём художественном описании моря?

Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.

Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).

Маршрут - повторение (4 слайд)

Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в бурном море причастий:

Грамматические признаки причастия

Орфограммы причастий

Знаки препинания в предложении с причастным оборотом

Употребление причастий и причастных оборотов.

Встреча с китами (5 слайд)

Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи?

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте причастие как часть речи (ответы учащихся появляются на слайде).

ОГЗ причастия

Морфологические признаки - глагольные, признаки прилагательного, собственный признак.

Синтаксические признаки.

Морфологический разбор причастия

На доске: людей, спасающихся на обломках мачты.

Спасающихся - это причастие, т. к.:

каких? Признак по действию

спасающиеся, действительное, сов. вид, наст., возвр., во мн., в Р. П.

Определение

Шторм (6 слайд)

Следующий этап экспедиции - повторение орфографии. И называться он будет "Шторм", потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит. Запись под диктовку.

Необитаемый остров,

ещё не исследованные районы,

не озаряемые лучами солнца,

неполадка устранена,

встреченные препятствия,

нечаянное открытие,

найденный судовой журнал,

заворожён красотой,

подгоняемый попутным ветром.

Объяснение орфограмм, самопроверка с использованием ключа на слайде.

Пиратское нападение (7 слайд)

Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.

На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.

Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.

Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу

Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.

Ловцы жемчуга

(8 слайд)

Из каждого путешествия хочется привезти домой сувениры.

Явление урока: извлекается морская раковина.

Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ).

В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши ловцы жемчуга расскажут о своих находках.

Сообщение учащихся: Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин:

Что написано пером, того не вырубишь топором. Здесь употреблено краткое причастие НАПИСАНО.

Человек неучёный что топор нетореный. Здесь два отглагольных прилагательных: неучёный и неточёный.

Легко добыто, легко и прожито. В этой пословице два кратких страдательных причастия: добыто и прожито.

Незваный гость хуже татарина. Отглагольное прилагательное незваный.

Сила, не знающая цели, - мать лени. В этой пословице мы встретили действительное причастие не знающая

Заработанная копейка дорого стоит. В этой пословице употреблено полное страдательное причастие заработанная.

Когда мы искали пословицы, мы заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы - это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной.

Клад (9 слайд)

Итоги нашего урока. Мы совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если нам достанется клад, скрытый в пучине бурного моря причастий. Но его нужно ещё добыть. Узнайте этого человека, так много сил отдавшего, чтобы передать нам поистине богатейший языковой клад.

Портрет В. И. Даля. Клад - словарь.

"Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного". В. И. Даль.

Домашнее задание

Тест (индивидуальные карточки)







"В гостях у Слова" (Игра-путешествие по страницам лингвистических словарей)

Действующие лица: Учебник русского языка, Этимологический словарь, Орфографический словарь, Фразеологический словарь, Словообразовательный словарь, ученик.

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие, но путешествие необычное! Мы побываем в гостях …у Слова! Сопровождать нас будут лингвистические Словари. Наверное, услышав слово "Словари", вы подумаете: "Ах, как скучно!" Но послушайте-ка одну историю.

В метро ехал человек, увлеченно читая какую-то книгу. Время от времени он удивленно восклицал:

- Неужели?!

- Вот это да!!

- Гм…

- Так-так…

- Точно!

- Изумительно!

- Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, заинтригованный сосед спросил:

- Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги. Это был…Орфографический словарь.

Учебник русского языка. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на удивительную встречу. Сейчас сюда войдут герои торжества. Давайте поприветствуем Орфографический словарь!

Орфографический словарь. А мы друг друга знаем. Не правда ли, вам часто приходится обращаться за помощью ко мне, когда вы не знаете, как написать трудное слово? Ответьте-ка мне, как пишется слово "крокодил"? Правильно. Но все-таки не забывайте проверять написанное по Орфографическому словарю.

Учебник. Вы знаете, как правильно писать слово "крокодил", но, я уверен, не знаете, как произошло это слово. Не унывайте, о происхождении этого слова вам расскажет наш следующий гость - Этимологический словарь!

Этимологический словарь. Здравствуйте, друзья! Вас интересует слово "крокодил"? Поищем ответ. Древние русские люди заимствовали это слово из греческого языка, в котором "крокодилиус" обозначало следующее: "kroke" - галька, песок, а "drilos" - дождевой червь.

Учебник. А вот и Фразеологический словарь! Проходите, вы как раз вовремя! Наверное, вы тоже расскажете что-нибудь интересное?

Фразеологический словарь. Конечно, расскажу, с удовольствием! Известно ли вам выражение "крокодиловы слезы"? Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских ученых, крокодилы плачут, но не от "избытка чувств", а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз. Это выражение употребляется в значении "лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание". Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил перед тем, как съесть свою жертву, плачет, Рассказывают также, будто крокодил приманивает людей, подражая детскому плачу.

Этимологический словарь. Позвольте мне открыть вам еще одну лингвистическую тайну. Верите ли, друзья, что слова "соль" и "сладкий", такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове "сладкий", я хочу удивить вас! Сладкий - это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была "солодкий", на слух оно ближе к "соли". В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи - соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и "солодкое" - соленое - было для них самым " вкусным". Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово "солодкий", которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?

Фразеологический словарь. Добавлю, что есть и фразеологизм со словом "соль". Например, "пересолить", " уйти не солоно хлебавши". Послушайте и мою историю. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас слово "пересолить", кроме своего прямого значения, означает "перестараться", а "уйти не солоно хлебавши" - "остаться неудовлетворенным, не получить того, на что рассчитывал".

Орфографический словарь. Очень интересная история! Ну, слово "соль" вы напишете правильно, а вот в слове "сладкий" можете ошибиться. Давайте-ка проверим себя!

Учебник. Я еще не представлял вам гостя, который скромно ожидает своей очереди. Это Словообразовательный словарь. Проходите, уважаемый, присоединяйтесь к нашему путешествию по страницам лингвистических словарей!
Словообразовательный словарь. Я могу рассказать о том, с помощью каких морфем образуются новые слова, какие способы образования есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. А вы можете отметить морфемы в слове "крокодил"? А в слове " крокодильчик"? А без моей подсказки вы определите способ образования данного слова? Молодцы, ребята! Давайте-ка теперь образуем однокоренные слова! Можно взять слово "соль"! Смотрите!

Соль -> соленый -> солененький

Соль -> солить -> засолить -> засолка -> засолочный

Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов! Например, от числительного "два" образовано 265 слов! А "родственников" у этого слова еще больше - 547! Попробуем их посчитать. Я объявляю аукцион слов, которые в своем составе имеют корень слова "два". Но, к сожалению, от слова "крокодил" (как показывает "Школьный словообразовательный словарь русского языка") можно образовать всего 4 слова! Подскажите, каких? (Крокодильчик, крокодилов, крокодилий, крокодиловый).

Ученик. Помогите, братцы, в науке разобраться!

Я прилагаю все старанья,
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление!
Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи…
Сидят на Е, летят на И.

Учебник. Нужно срочно помочь, помогите, ребята!

Ученик.

Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался.

(Показывает "Таинственную грамоту")

Учебник. Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что забыл Забывалкин, собираясь в школу! Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита!

ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ (учебники)

WДНЕRFВNSWJНVИКG (дневник)

RWSPWNУVFЧКZVАFR (ручка)

КNGАZРАNНFДZАYШR (карандаш)

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS (резинка)

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL (пенал)

Вам поможет смекалка и наблюдательность.

Фразеологический словарь. Я предлагаю поиграть в игру " Фразеологический зверинец"!Вы должны назвать животное по его определению:

Голоден как … (волк)

Хитер как … (лиса)

Труслив как …(заяц)

Здоров как … (бык)

Изворотлив как … (уж)

Надут как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Грязен как … (свинья)

Упрям как … (осел)

Болтлив как … (сорока)

Колюч как … (еж)

Орфографический словарь. Я хочу узнать, кто из вас самый грамотный! Игра называется "Кто дольше продержит мелок". Самый смелый из вас пусть берет мелок и пишет под диктовку слова. Как только он ошибется, пусть выходит следующий. И так до тех пор, пока не будет выявлен грамотей! Он должен без ошибок написать как можно больше слов. Начали! (Предлагаются слова для диктанта: вермишель, винегрет, балкон, когда-нибудь, парашют, территория, велосипед, мандарин, апельсин, дискуссия, сверстник, искусство, президент, аквалангист, калитка и другие по усмотрению учителя.)

Словообразовательный словарь. Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?

Череп - п + муха = (черемуха)

Чистый - ый + тело - о = (чистотел)

Часть-ь + ушко - о + а = (частушка)

Фразеологический словарь. Отгадайте и мои загадки.

1. Чем > нас, тем < веса. (Дырки на одежде.)

2. Бывают ли ноги у газеты, книги? (Почему же тогда говорят : держал книгу вверх ногами?)

Учитель. Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам лингвистических словарей. Давайте попрощаемся с нашими гостями, но вы знайте, что наши верные помощники - словари - готовы прийти на выручку в любую минуту. Мы будем ждать с ними встречи на уроках русского языка.

А на прощанье расшифруйте наше пожеланье!

Конспект урока Бурное море причастий

Конспект урока Бурное море причастий



Ключ к разгадке

Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе

ВН проводится для учащихся 5-6 классов.











Заранее назначаются ведущие.

Учащиеся заучивают стихи, соответственно оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.)

Ход игры

Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 В класса.

Девиз нашей игры: "Выучить русский язык!"

"Перед вами громада - русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его"

(Н.В.Гоголь)

Представление команд

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда "Веселых и находчивых"

Наш девиз: "Будем активно мыслить!"

Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник - КВН
Чтоб этот праздник - КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда "Любознательных"

Наш девиз: "Пусть ум победит силу!"

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы - шутки.

Капитану 1 команды

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква "Ц")

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

В каком слове отрицание "нет" слышится сто раз? (стонет)

Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Капитану 2 команды

Что общего у дня и ночи? ("Ь" знак на конце)

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

Что находится между горой и оврагом? (буква "И")

Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

комбайнер (водитель комбайна)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

вахтер (дежурный сторож)

щавель (растение)

силос (ком для скота)

квартал (часть города)

Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. "Ведь пословица недаром молвится", "Без пословицы не проживешь". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.

1 команде

В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).

Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

2 команде

Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).

Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону" скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

1 команде: Жутко жуку жить на суку.

2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.

5 конкурс: В поисках фразеологизмов.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?

1 команде - слово рука

2 команде - слово голова

6 конкурс: Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).

Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.

1 команде

Скажи "родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем).

(А.Л.Барто)

2 команде

Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.

(Я.А.Козловский)


7 конкурс: Прочитайте высказывание.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.


Плакат 1 команде

Плакат 2 команде

К

Й

Г

А

И

У

А

Р

Н

О

Ы

И

О

Н

Б

К

М

Г

З

Р

З

Ч

М

Е

Ю

И

М

Й

О

О

Я

У

Ш

Т

Л

Т

А

А

Ш

Х

(Любите наш могучий язык!)

(Хорошо знай грамматику)


Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.

Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.





© 2010-2022