Контрольная работа по русскому языку для 9 класса в формате ОГЭ

Методическая разработка представляет собой проверочную контрольную работу по русскому языку для 9 класса в формате ОГЭ. Может быть использована в образовательном процессе для проверки качества знаний выпускников 9 классов. Работа направлена на отработку выполнения тестовых заданий и написания творческого задания в виде сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Возможно использовать как диагностическую работу, а также итоговую контрольную работу. Работа рассчитана на 90 минут. К работе прила...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа 9 класс

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7; В1 - В9; С2.

(1)Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род - родник - Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. (2)Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. (3)Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей…

(4)По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. (5)Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. (6)Грустно признать, но на клочке земли, припавшем к трём берёзам, частенько видишь кучу бетонного мусора или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. (7)Песчаный берег украшают автомобильное колесо или какие-то старые ящики.

(8)Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже перечислить. (9)И как-то неловко уже после этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. (10)О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

(11)Вспомним народные песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле берёзонька стояла…». (12)В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нём - кустом калины, берёзой, одиноко стоящим дубом.(13)Восстановите в памяти полотно Шишкина «Среди долины ровныя» (писалось с натуры!). (14)А теперь она немедленно поскучнеет, поблёкнет.

(15)Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. (16)Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (17)Наш общий дом - Родина - должен оставаться прекрасным во всех его уголках. (18)Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга (По В. Пескову).

Песков Василий Михайлович (1930-2013) - советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. В настоящее время - журналист газеты "Комсомольская правда", ведущий популярной рубрики "Окно в природу".

Задания А1 - А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 - А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 - А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответов содержится информация, необходимая для обоснования тезиса: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём».

1.Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род - родник - Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой.

2. Вспомним народные песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле берёзонька стояла…».

3. Забота об облике нашей земли представляется очень важной.

4. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «беречь» (предложение 5):

1. быть осторожным, охранять себя от чего-нибудь;

2. не тратить, не расходовать;

3. хранить;

4. тревожиться.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

2. На зелёную траву падают пёстрые листья.

3. Над свалившейся тучей, как над чёрной горной кручей, звёзды блещут серебром.

4. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове бережём все согласные мягкие.

2. В слове грустно есть непроизносимый согласный.

3. В слове встречаешь мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного.

4. В слове чувство 6 звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1. тропинка

2. песчаный

3. пейзаж

4. уберите

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением?

1. представляется

2. перечислить

3. припавший

4. поблёкнет

А7. В каком слове правописание суффикса зависит от спряжения глагола?

1. увидите

2. останавливало

3. поездивший

4. выступающий

Задания В1 - В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 - В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Среди предложений 1 -3 найдите глагол, употреблённый в переносном значении. Запишите его.

В2. Замените словосочетание «сыновнего чувства» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

В4. Среди предложений 11 - 18 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род - родник - Родина) прорастает(1) , как всё большое(2) , из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка(3), текущая в ивняках по степи(4), зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей…По праву человека(5), изрядно поездившего(6), должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли(7), но бережём плохо то(8), что надо непременно беречь.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Признать свою ошибку(1), извиниться(2), если ты виноват(3), не бояться попасть в глупое или трудное положение ради выручки товарища(4) - это вовсе не значит поступиться собственным достоинством(5), а наоборот, сохранить его!

В8. Среди предложений 4 - 10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением.

В9. Среди предложений 4 -8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

С 2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста С. И. Ожегова: «Метафора - оборот речи - употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Метафорический язык часто означает «иносказательный», или «образный» язык (в переводе с древнегреческого метафора и означает "перенос")».

Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами С. И. Ожегова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



© 2010-2022