- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Конкурс знатоков русского языка»
«Конкурс знатоков русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пещерова О.В. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1команда:
1 конкурс
Расшифруйте транскрипцию и объясните значение данного высказывания:
э
[в'идна пт'ицъ п^-п'эр'jьм/ ^-ч'ьл^в'эк пъ-р'и ч'ам //]
2 конкурс
Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, зодчий, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий?
а)рулевой, ведущий судно
б)строитель, архитектор
в)чиновник по судебному надзору
г)слуга в трактире
д)командир несамоходного судна, лицо, ответственное за палубное имущество
е)наездник на скачках
ж)начальник города
3 конкурс
Вставьте антонимы в стихотворный отрывок. Кто автор этих строк? Как называется прием, который используется автором в стихах?
Не люби, богатый -…
Не люби, ученый - …
Не люби, румяный - …
Не люби, хороший - …
Золотой - полушку …
4 конкурс
Определите, одинаковы ли по значению и употреблению слова:
Стопа и ступня, советник и советчик, сегодня и нынче, ресурсы и резервы, профессия и специальность, приметный и приветливый, приемный и приемочный, представить и предоставить, практичный и практический.
5 конкурс
С данными словосочетаниями составьте предложения. Какие можно подобрать синонимы к этим заимствованным словам в русском языке?
Архаичные конструкции, резюмировать , общественный резонанс, эксклюзивное интервью, коммуникативная функция языка, коммуникабельный человек, корректное высказывание.
6 конкурс
1 команде:
Какой фразеологизм лишний? Почему?
Как дважды два, до седьмого пота, известное дело, проще простого,
7 конкурс
Какое слово состоит из одной приставки, корня , одного суффикса и окончания. Каким способом оно образовано?
Раззадоривший, размокший, растирая, размягчение.
8 конкурс
Расшифруйте данные аббревиатуры и объясните их образование.
СНГ,ООН, ИТА, ПМК, ОАО, ВИЧ, ЦКБ, КБО, ЗЗГТ, МВД.
9 конкурс:
Сочинить стихотворение о русском языке по заданным рифмам, остальное: размер, строки придумываете сами, так, чтобы получилось стихотворение.
Букварь - словарь
Знания - старания
Чтение - учение
Язык - привык
Речь - беречь
10конкурс
Прочитайте своеобразный по словесному оформлению текст - лингвистическую сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые», донесите до слушателей смысл , инсценировав свой «перевод на русский язык» этой сказки.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
2 команда:
1 конкурс
Расшифруйте транскрипцию и объясните значение данного высказывания:
э э
[зъ-с^бои словъ н'ь-уд'и ржал/ зъ-л'уд'м'и н'и -уд'эржыш//]
2 конкурс
Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, зодчий, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий?
а)рулевой, ведущий судно
б)строитель, архитектор
в)чиновник по судебному надзору
г)слуга в трактире
д)командир несамоходного судна, лицо, ответственное за палубное имущество
е)наездник на скачках
ж)начальник города
3 конкурс
Вставьте антонимы в стихотворный отрывок. Кто автор этих строк? Как называется прием, который используется автором в стихах?
Не люби, богатый -…
Не люби, ученый - …
Не люби, румяный - …
Не люби, хороший - …
Золотой - полушку …
4 конкурс
Определите, одинаковы ли по значению и употреблению слова:
Стопа и ступня, советник и советчик, сегодня и нынче, ресурсы и резервы, профессия и специальность, приметный и приветливый, приемный и приемочный, представить и предоставить, практичный и практический.
5 конкурс
С данными словосочетаниями составьте предложения. Какие можно подобрать синонимы к этим заимствованным словам в русском языке?
Архаичные конструкции, резюмировать , общественный резонанс, эксклюзивное интервью, коммуникативная функция языка, коммуникабельный человек, корректное высказывание.
6 конкурс
2 команде:
Какой фразеологизм лишний? Почему?
Наставить нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, морочить голову.
7 конкурс
Какое слово состоит из одной приставки, корня , одного суффикса и окончания. Каким способом оно образовано?
Раззадоривший, размокший, растирая, размягчение.
8 конкурс
Расшифруйте данные аббревиатуры и объясните их образование.
СССР, ФСБ, РСУ, ПАЗ, ОТК, ЖЭК, СМИ,СПИД, НИИ, МИД
9 конкурс:
Сочинить стихотворение о русском языке по заданным рифмам, остальное: размер, строки придумываете сами, так, чтобы получилось стихотворение.
Букварь - словарь
Знания - старания
Чтение - учение
Язык - привык
Речь - беречь
10конкурс
Прочитайте своеобразный по словесному оформлению текст - лингвистическую сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые», донесите до слушателей смысл , инсценировав свой «перевод на русский язык» этой сказки.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
3 команда:
1 конкурс
Расшифруйте транскрипцию и объясните значение данного высказывания:
э
[jи зык б'ьс-к^с'т'эи/ р^ботъjьт и нъ-х^з'аинъ и нъ-г^с'т'эи//]
2 конкурс
Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, зодчий, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий?
а)рулевой, ведущий судно
б)строитель, архитектор
в)чиновник по судебному надзору
г)слуга в трактире
д)командир несамоходного судна, лицо, ответственное за палубное имущество
е)наездник на скачках
ж)начальник города
3 конкурс
Вставьте антонимы в стихотворный отрывок. Кто автор этих строк? Как называется прием, который используется автором в стихах?
Не люби, богатый -…
Не люби, ученый - …
Не люби, румяный - …
Не люби, хороший - …
Золотой - полушку …
4 конкурс
Определите, одинаковы ли по значению и употреблению слова:
Стопа и ступня, советник и советчик, сегодня и нынче, ресурсы и резервы, профессия и специальность, приметный и приветливый, приемный и приемочный, представить и предоставить, практичный и практический.
5 конкурс
С данными словосочетаниями составьте предложения. Какие можно подобрать синонимы к этим заимствованным словам в русском языке?
Архаичные конструкции, резюмировать , общественный резонанс, эксклюзивное интервью, коммуникативная функция языка, коммуникабельный человек, корректное высказывание.
6 конкурс
3 команде:
Какой фразеологизм лишний? Почему?
Бить баклуши, труса праздновать, праздновать лентяя, гонять лодыря.
7 конкурс
Какое слово состоит из одной приставки, корня , одного суффикса и окончания. Каким способом оно образовано?
Раззадоривший, размокший, растирая, размягчение.
8 конкурс
Расшифруйте данные аббревиатуры и объясните их образование.
ЗАО, МЧС, АСУ, ТСО, ЦОД, КПП, ДОУ, ЦДДТ, НКВД, УАЗ
9 конкурс:
Сочинить стихотворение о русском языке по заданным рифмам, остальное: размер, строки придумываете сами, так, чтобы получилось стихотворение.
Букварь - словарь
Знания - старания
Чтение - учение
Язык - привык
Речь - беречь
10 конкурс
Прочитайте своеобразный по словесному оформлению текст - лингвистическую сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые», донесите до слушателей смысл , инсценировав свой «перевод на русский язык» этой сказки.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
4 команда:
1 конкурс
Расшифруйте транскрипцию и объясните значение данного высказывания:
[кон' вырв'ьцъ / д^гон'иш/ ^-сказънъвъ словъ н'ь-в^рот'иш//]
2 конкурс
Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, зодчий, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий?
а)рулевой, ведущий судно
б)строитель, архитектор
в)чиновник по судебному надзору
г)слуга в трактире
д)командир несамоходного судна, лицо, ответственное за палубное имущество
е)наездник на скачках
ж)начальник города
3 конкурс
Вставьте антонимы в стихотворный отрывок. Кто автор этих строк? Как называется прием, который используется автором в стихах?
Не люби, богатый -…
Не люби, ученый - …
Не люби, румяный - …
Не люби, хороший - …
Золотой - полушку …
4 конкурс
Определите, одинаковы ли по значению и употреблению слова:
Стопа и ступня, советник и советчик, сегодня и нынче, ресурсы и резервы, профессия и специальность, приметный и приветливый, приемный и приемочный, представить и предоставить, практичный и практический.
5 конкурс
С данными словосочетаниями составьте предложения. Какие можно подобрать синонимы к этим заимствованным словам в русском языке?
Архаичные конструкции, резюмировать , общественный резонанс, эксклюзивное интервью, коммуникативная функция языка, коммуникабельный человек, корректное высказывание.
6 конкурс
4 команде:
Какой фразеологизм лишний? Почему?
Очертя голову, откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.
7 конкурс
Какое слово состоит из одной приставки, корня , одного суффикса и окончания. Каким способом оно образовано?
Раззадоривший, размокший, растирая, размягчение.
8 конкурс
Расшифруйте данные аббревиатуры и объясните их образование.
СТО, ЦСК, АиФ, ЦАТС, ГОСТ, ГОУ СПО, МОУ, ЗМЗ, ЗАГС, ООО
9 конкурс:
Сочинить стихотворение о русском языке по заданным рифмам, остальное: размер, строки придумываете сами, так, чтобы получилось стихотворение.
Букварь - словарь
Знания - старания
Чтение - учение
Язык - привык
Речь - беречь
10 конкурс
Прочитайте своеобразный по словесному оформлению текст - лингвистическую сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые», донесите до слушателей смысл , инсценировав свой «перевод на русский язык» этой сказки.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!