Рабочая программа по литературе 11 класс (В. В. Агеносов) с КТП

2.09 4.09 5.09 9.09 11.09 12.09 16.09 18.09 19.09 23.09 25.09 26.09 30.09 02.10 03.10 7.10; 09.10 10.10 14.10 16.10 17.10 21.10 23.10 24.10 28.10 30.10 31.10 11.11 13.11; 14.11 18.11 20.11 21.11 25.11 27.11 28.11 02.12 04.12 05.12 09.12 11.12 12.12 16.12 18.12 19.12 23.12 25.12; 26.12 II полугодие 12.01 14.01 15.01 19.01 21.01 22.01; 26.01 28.01 29.01 02.02 04.02 05.02 09.02 11.02 12.02; 16.02 18.02 19.02 25.02 26.02 02.03 04.03 05.03 11.03 12.03 16.03; 18.03 19.03 01.04 02.04 06.04 08.04; 09.04 13.04; 15.04 16.04 20.04 22.04 23.04 27.04 29.04 30.04; 04.05 06.05 07.05; 11.05 13.05 14.05 18.05; 20.05; 21.05; 25.05 27.05; 28.05
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе :

  1. Примерной программы по литературе Федеральною базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  2. Федерального компонента государственною стандарта основною общею образования по литературе.

  3. Авторской программы по литературе для 10-11 классов В.В. Агеносова.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку: основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьною предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение Принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения: определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

раскрытии идейно-тематического содержания прок телеки*

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры:

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательскою восприятия художественною текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса: образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественною вкуса: устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий: формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднею (полного) общего образования (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Укатанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

При составлении планирования уроков необходимо предусмотреть в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на папе среднего (полного) общею образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных святей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста.

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и таковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения приведены в таблице « Требования к уровню подготовки выпускников».

В результате изучения курса литературы в 11 классе ученик должен:

Знать/понимать

•образную природу словесного искусства;

•содержание изученных литературных произведений:

•основные факты житии и творчества писателей 20 вв.. этапы их творческой эволюции;

•историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений: •основные закономерности историко-литературною процесса: сведения об отдельных периодах его развития: черты литературных направлений и течений;

•основные теоретико - литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения:

  • анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культурой; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы:

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения:

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.

  • выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно - исследовательские работы;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Компетентности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы: «Темные аллеи»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

А. И. Куприн (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству Горького М.

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX В.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (1 час)

Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу

Г. Аполлинер (1час)

Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (4 часа), в том числе:

Обзор русской поэзии конца 19 - начала 20 вв.(1 час)

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

А. А. Блок (7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству поэтов конца 19-20 веков

М. А. Булгаков (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия».

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.

М. А. Шолохов (9 часов)

Жизнь и творчество.

«Донские рассказы.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".

А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Возвращение». Влияние войны на судьбы людей. Тема детства в произведении.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (8 часов)

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

Сочинение по произведениям ВОВ.

А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А.И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. Г. Распутин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Современная проза.

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Н. М. Рубцов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

А. В. Вампилов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Итоговое сочинение по произведениям литературы хх века.

Резервные уроки (6 часов)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

-Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.






Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы в 11 классе

дата проведения

раздел

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятий

Методическое обеспечение

Задания для самостоятельной работы

план

факт


1.

Россия и литература на рубеже XIX-XX веков. (Обзор).

Введение. Русская литература на рубеже 19-20 вв. Взаимодействие с зарубежной литературой

1

Лекция с элементами беседы.

Вводная статья учебника.

Дополнить конспект лекции из учебного пособия.


2.

Обзор русской литературы первой половины 20 века. Модернизм и реализм.

1

Беседа. Лекция учителя.

Репродукции картин М. Врубеля, М. Нестерова, В. Серова и др. художников.

Чтение стихотворений и рассказов И.А. Бунина.


3

Реализм конца 19-начала 20 веков. И.А. Бунин (6)

Очерк жизни и творчества. Особенности лирики поэта. Кровная связь с природой.

1

Беседа. Лекция учителя.

Презентация "Жизнь и творчество И. Бунина"

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово»


4

Поэтический мир Бунина И.А.

1

Анализ стихотворений.

тексты стихотворений

Чтение рассказа "Господин из Сан-Франциско"


5

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Художественное своеобразие. Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан- Франциско».

1

Анализ рассказа.

Текст рассказа.

Перечитать рассказы Бунина о любви, в том числе из цикла «Темные аллеи». Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.


6

Тема любви в творчестве Бунина. Обзор сборника «Темные аллеи».

1

Анализ рассказа.

Текст рассказа.

Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и
«Солнечный удар»? Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви? Читать рассказ "Чистый понедельник"


7

«Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина.

1

Анализ рассказа.

Текст рассказа.

Ответить на вопросы:
- Как решается в рассказе тема любви?
- Каково значение названия рассказа?


8

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина И.А.

1

Беседа по творчеству И.А. Бунина

Тексты произведений

Написать сочинение по творчеству И. Бунина.


9

А.А. Куприн (2)

Очерк жизни и творчества писателя.

1

Беседа. Лекция учителя.

Презентация "Жизнь и творчество А.И. Куприна

Перечитать рассказ А.И. Куприна "Гранатовый браслет"


10

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

1

Анализ рассказа.

Аудиозапись Второй сонаты Бетховена.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения на тему "Жизнь и творчество М. Горького"


11

А. М. Горький (7)

А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. «Превосходная должность - быть на земле Человеком!»

1

Лекция учителя.

Портрет и фотографии Горького разных лет.

Чтение рассказа «Старуха Изергиль».


12

Раннее творчество М. Горького. (Рассказ «Старуха Изергиль»).

1

Анализ рассказа.

Текст рассказа.

Чтение пьесы «На дне».


13

Пьеса «На дне».

1) «На дне» как социально-философская драма. Образы ночлежников.

1

Беседа с элементами диспута.

Текст пьесы. Фильм-спектакль.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере


14

2).Лука в системе действующих лиц пьесы. Авторская позиция по отношению к Луке.

1

Беседа с элементами диспута.

Текст пьесы. Фильм-спектакль.

Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.


15

3) Спор о правде.( Правда факта - Бубнов; правда утешительной лжи - Лука ;правда веры в человека - Сатин

1

Беседа с элементами диспута.

Текст пьесы. Фильм-спектакль.

Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.


16-17

Сочинение по творчеству Горького М.

2

тение пьесы Б. Шоу «Пигмалион».


18

Зарубежная литература первой половины XX века. (2)

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта. Англия в изображении Б. Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Б. Шоу.

1

Лекция учителя. Анализ пьесы

Учебное пособие.

Чтение стихотворений Г. Аполлинера.


19

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо». Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской лирики.

1

Лекция учителя. Анализ стихотворения.

Текст стихотворения.

Статья учебника о символизме.


20

Поэзия Серебряного века (4)

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» (терминология, основные понятия и течения, представители).

1

Лекция учителя. Анализ стихотворения.

Портреты поэтов.

Выучить стихотворение В. Брюсова.


21

Символизм. «Мучительный дар» Валерия Брюсова.

1

Лекция учителя, разбор стихотворений.

Портрет В. Брюсова. Сборники его стихов.

Выучить стихотворение К. Бальмонта.


22

Акмеизм. В мире удивительных характеров и судеб Гумилёва.

1

Лекция учителя. Анализ стихотворений.

Портреты К. Бальмонта, А. Белого. Сборники стихотворений.

Выучить стихотворение Н.С. Гумилёва.


23

Футуризм. Эгофутуризм Игоря Северянина

1

Лекция учителя, разбор стихотворений.

Портрет Н.С. Гумилева. Сборники стихотворений.

Чтение стихотворений И. Северянина.


24

А. А. Блок.(7)

Очерк жизни и творчества. Циклы лирических произведений: «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» (стихи «Предчувствую тебя», «Фабрика»)

1

Лекция учителя, разбор стихотворений.

Портрет А. Блока. Сборники стихотворений.

Выучить стихотворения А.А. Блока.


25

Мир стихий в поэзии Блока (стихи «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…» ).

1

Беседа по вопросам. Анализ стихотворений.

Художественное чтение(в записи) стихотворений русскими актёрами.

Стихотворение "Незнакомка" выучить наизусть


26

«Страшный мир» в поэзии Блока (стихи «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

1

Беседа по вопросам. Анализ стихотворений.

Художественное чтение(в записи) стихотворений русскими актёрами.

Сделать сообщения «Эволюция темы Родины в лирике Блока»; «Фольклорные образы в
лирике Блока»; «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвященных Родин е»; «Россия -
Восток, Россия - Запад в лирике Блока» (по выбору)


27

«Россия в лирике Блока» (стихи «На поле Куликовом», «Россия», «На железной дороге»). Поэма «Скифы».

1

Анализ стихотворений.

Иллюстрации к поэме

Читать поэму "Двенадцать"


28

Поэма « Двенадцать». Образ Христа в поэме.

1

Аналитическое чтение поэмы.

Иллюстрации к поэме.

Найти образы- символы в поэме. Подготовка к письменной работе по творчеству Блока.


29-30

Сочинение по творчеству А.А. Блока

2

Контроль знаний


31

С.А. Есенин (4)

Очерк жизни и творчества поэта.

1

Лекция учителя. Беседа.

Портреты поэта

Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза». Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).


32

Тема родины и природы в лирике Есенина С.А.

1

Анализ стихотворений.

тексты стихотворений

Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».


33

Тема любви в лирике Есенина С.А.

1

Анализ стихотворений.

тексты стихотворений

Индивидуальное задание: «Прототипы есенинской лирики»


34

Основные мотивы поздней лирики Есенина С.А.( «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…», «Гори звезда моя, не падай», «Мы теперь уходим понемногу» и др.).

1

Анализ стихотворений.

тексты стихотворений

Читать раннюю лирику Маяковского.
Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии поэта.


35

В.В. Маяковский (4)

Очерк жизни и творчества поэта. Маяковский и русский футуризм. Маяковский и революция.

1

Лекция учителя и выступления уч-ся.

Портрет поэта, сборники стихов, иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского.

Наизусть стихотворение.


36

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В.В.

1

Выступления уч-ся. Чтение стихотвор

Сборники стихов.

Наизусть стихотворение.


37

Любовная лирика Маяковского.

1

Анализ стихотворений.

Портреты поэта и его современников.

Сообщение на тему "Адресаты любовной лирики В.В. Маяковского"


38

Сатирические произведения Маяковского В. В. Новаторство поэта. Современные споры о творчестве поэта.

1

аналитическая беседа.

текст пьесы №Клоп"

Объекты сатиры в творчестве Маяковского В.В


39

М. И. Цветаева (2)

«Мой путь не лежит мимо дома - ничьего…». Судьба и стихи Цветаевой М.И.

1

Лекция учителя.

Портрет поэтессы. Сборники стихов.

Чтение стихотворений.


40

Поэтический мир Цветаевой М.И. (Романтические мотивы и патриотическая тема).

1

Анализ стихотворений.

Сборники стихотворений.

Наизусть стихотворение.


41

О.Э. Мандельштам (2)

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Дореволюционный период творчества поэта.

1

Лекция учителя.

Портрет поэта, сборники стихов.

Чтение стихотворений.


42

Второй и третий период Мандельштама О.Э.

1

Анализ стихотворений.

Сборники стихотворений.

Чтение наизусть. Индивид, задания уч-ся.


43

А.А. Ахматова (4)

Жизнь и творчество поэтессы. Художественное своеобразие лирики Ахматовой А.А. Гражданская позиция после революции.

1

Лекция учителя. Выступления уч-ся.

Портрет поэтессы. Сборники стихов.

Чтение стихотворений.


44

Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой А.А.

1

Анализ стихотворений. Комментированное чтение.

Сборники стихотворений.

Наизусть стихотворение.


45

Тема родины в творчестве Ахматовой А.А.

1

Анализ стихотворений. Комментированное чтение.

Репродукции портретов А. А. Ахматовой работы Альтмана, Петрова -Водкина, Анненкова, Модильяни и др.; любимые музыкальные произведения Ахматовой: последние
три сонаты Бетховена, музыка Шопена, Шостаковича

Наизусть стихотворение.


46

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой А.А. «Реквием».

1

Аналитическое чтение поэмы.

Текст поэмы.

Подготовка к письменной работе.


47-48

Сочинение по поэзии конца 19в.- начала 20в.

2

Контроль знаний.



49

М.А. Булгаков (7)

Очерк жизни и творчества писателя.

1

Лекция учителя.

Портреты поэтов и писателей.

Чтение романа «Мастер и Маргарита».


50

Роман «Мастер и Маргарита».Творческая история. Художественное своеобразие.

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Вопросы для анализа.

Вопросы по тексту романа. Просмотр фильма.


51

Три мира в романе

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Вопросы для анализа.

Вопросы по тексту романа. Просмотр фильма.


52

Любовь и творчество

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Вопросы для анализа.

Вопросы по тексту романа. Просмотр фильма.


53

тест по роману "Мастер и Маргарита"

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Вопросы для анализа.

Подготовиться к написанию сочинения по роману Булгакова "Мастер ми Маргарита"


54-55

Сочинение-рассуждение по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

2


56

М. А. Шолохов (9)

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

1

Лекция учителя.

Портрет писателя. Фильм о Шолохове.

Чтение глав романа «Тихий Дон».


57

«Донские рассказы». Изображение Гражданской войны в рассказах.

1

Беседа по рассказам Шолохова.

Тексты рассказов.

Чтение глав романа «Тихий Дон». Просмотр фильма.


58

«Тихий Дон». Картины жизни донских казаков.

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Текст романа. Фильм по роману.

Чтение глав романа. Просмотр фильма.


59

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Фильм по роману.

Чтение глав романа. Просмотр фильма.


60

« В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова М.А.

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Фильм по роману.

Чтение глав романа. Просмотр фильма по роману.


61

Судьба Григория Мелехова.

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Фильм по роману.

Чтение глав романа. Просмотр фильма по роману.


62

Григорий и Наталья. Григорий и Аксинья.

1

Аналитическая беседа по роману.

Текст романа. Фильм по роману.

Подготовиться к написанию сочинения


63-64

Письменная работа по творчеству М. Шолохова.

2

Контроль знаний.

Тесты, вопросы.


65

Платонов А.П. (2)

Очерк жизни и творчества писателя.

1

Лекция учителя, выступления уч-ся с инд. заданиями.

Презентация

Читать рассказ "Возвращение"


66

Анализ рассказа «Возвращение».

1

Беседа

текст рассказа

Просмотр фильма по рассказу


67

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество.

1

Лекция учителя.

Портрет поэта.

Чтение стихотворений.


68

Великая Отечественная война в русской литературе (8)

Общий обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Поэзия периода ВОВ.

1

Лекция учителя, беседа

Презентация "Поэты и писатели периода ВОВ"

Выучить стихотворение военных лет (по выбору), сделать его разбор. Прочитать статью учебника о прозе военных лет.


69

Тема плена в повести К.Воробьёва « Это мы, Господи».

1

аналитическая беседа по повести

текст повести

Прочитать повесть Шолохова "Судьба человека"


70

Шолохов М.А. «Судьба человека».

1

аналитическая беседа

текст

Индивидуальные задания


71

«Лейтенантская проза». Общий обзор, основные представители.

1

Перечитать повесть В. Кондратьева «Сашка». Подобрать наиболее запомнившиеся эпизоды. Ответить на вопрос: чем выделяется образ главного героя среди образов героев других повестей о войне


72

Повесть В. Кондратьева «Сашка».

1

анализ

текст

подготовиться к семинару


73

Урок-семинар по произведениям о ВОВ.

1

беседа, дискуссия

Тесты, вопросы.

Подготовка к письменной работе.


74-75

Классное сочинение по произведениям о ВОВ.

2


76

Твардовский А.Т. (2)

Творчество и судьба поэта. Урок-лекция.

1

лекция учителя

тексты стихотворений

Стихотворение наизусть.


77

Лирика Твардовского А.Т.

1

Чтение и анализ стихотворений.

Сборники стихотворений.

Индивидуальные задания


78

Б.Л. Пастернак (4)

Личность поэта и особенности его художественного мира.

1

Лекция учителя, беседа

портрет Б. Л. Пастернака, репродукции картин и рисунков Л. О. Пастернака

Выучить наизусть стихотворение (на выбор).
Подготовиться к тесту по лирике Б. Пастернака (сделать разбор стихотворений «Мне
хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение»; «Во всем мне хочется дойти...» из
сборника «Когда разгуляется»; «Зимняя ночь»).


79

Лирика поэта («Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути»).

1

Найти в романе «Доктор Живаго» христианские образы, Символы, христианскую лексику;
подумать, какую роль они играют


80-81

Роман «Доктор Живаго».Обзор.

2

анализ, беседа

текст романа.

Взаимоотношения человека и природы в творчестве Пастернака.
Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе «Доктор Живаго»


82-83

Литература «оттепели» (2)

Литературный процесс 60-х годов 20 века. Шаламов В.Т. «Колымские рассказы».

2

лекция, беседа, доклады учащихся

Презентация

Индивидуальные задания


84

А.И. Солженицын.(2)

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.

1

Лекция учителя.

Портрет писателя. Фильм о писателе.

Чтение повести «Один день Ивана Денисовича».


85

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.

1

Аналитическая беседа по повести.

Текст повести.

Вопросы для анализа повестей.


86

Судьба человека в тоталитарном государстве. По страницам повести «Один день Ивана Денисовича».

1

Беседа обобщающего характера.

Тексты повестей.

Подготовка к письменной работе.


87

В.Г. Распутин (3)

Очерк жизни и творчества Распутина В.Г. Специфика прозы «писателей-деревенщиков».

1

Лекция, беседа

портреты писателей

Чтение повести «Прощание с Матёрой».


88

Анализ повести Распутина В.Г. «Прощание с Матёрой».

1

Аналитическая беседа по повести.

Текст повести.

Анализ образов героев.


89

Современная проза писателя. («Нежданно-негаданно», «В ту же землю»).

1

Аналитическая беседа по повести.

Тексты

Сообщения на тему: "Поэзия 70-90-х годов XX века"


90-91

Литература второй половины XX века (7)

Многообразие художественно-стилевых поисков в поэзии 70-90-х годов 20 века (Вознесенский А., Евтушенко Е., Рубцов Н., Бродский И. и др.)

2

Приведите примеры элегических мотивов в поэзии Рубцова (стихотворения «В минуты
музыки печальной», «Звезда полей», «Березы», «Тихая моя родина», «Букет». Стихотворения Бродского или Рубцова наизусть (по выбору)


92

Авторская песня.

1

Беседа обобщающего характера.

Аудиозаписи

Прочитать пьесу Вампилова «Старший сын». Подумать об определении жанра пьесы, попробовать разобраться в системе характеров


93-94

Современная русская драматургия.

2

Лекция, беседа

Портреты драматургов. Фрагменты видеоспектаклей.


95

Обзор литературы народов России.

1

Лекция, беседа

тексты произведений

Составить отзыв на одно из произведений


96

Обзор литературы последнего десятилетия.

1

лекция учителя, чтение и анализ стихотворений

сборники стихотворений современных поэтов, рисунки митьков


97-10

Повторение изученного, подготовка к экзамену

4


101-102

Обобщение изученного материала

2



© 2010-2022