Литературная композиция Любовь в творчестве поэтов серебряного века

Цель: углубить знания о поэзии Серебряного века, формировать эстетическое восприятие лирики у старшеклассников на внеклассном мероприятии. Задачи: 1. Познакомить учащихся с любовной лирикой Б. Пастернака, М. Цветаевой, К. Бальмонта, А. Ахматовой, Н. Гумилева; 2. Воспитывать у учащихся любовь к русской поэзии; искусству слова; 3. Развивать речь учащихся, продолжая работу над выразительным чтением стихов.   Оборудование: магнитофон,  мультимедийная  установка, компьютер, музыкальные диски, свечи,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Нижегородская область, Арзамасский район.






Рубрика «Калейдоскоп творческих идей»




Литературно - музыкальная композиция.

«Любовь в творчестве поэтов Серебряного века».



Литературная композиция Любовь в творчестве поэтов серебряного века

Работу выполнила:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Наумовская ООШ

Галкина Вера Владимировна

Адрес: 607220, Нижегородская область,

Арзамасский район, с. Наумовка,

ул. Молодежная д.2, кв. 2

тел.:89200345462












2014г

Литературно - музыкальная композиция.

Тема: «Любовь в творчестве поэтов Серебряного века».

Цель: углубить знания о поэзии Серебряного века, формировать эстетическое восприятие лирики у старшеклассников на внеклассном мероприятии.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с любовной лирикой Б. Пастернака, М. Цветаевой, К. Бальмонта, А. Ахматовой, Н. Гумилева;

2. Воспитывать у учащихся любовь к русской поэзии; искусству слова;

3. Развивать речь учащихся, продолжая работу над выразительным чтением стихов.

Оборудование: магнитофон, мультимедийная установка, компьютер, музыкальные диски, свечи, книги, фотографии, портреты, гитара.

Ход мероприятия:


Ученик 1:








Ведущий 1:










Ведущий 2:




Ученица 1:





Ученица 2:





2 учащихся:

















Ученица:




Ученица 1:





Ученица 2:


Ученица 3:


Ученица 4:


Ученица 5:


Ученица 6:


Ученица 7:


Ученица 8:


Ученица 9:


Ученица 10:


Волков:

И. Бродский:

Волков:

И. Бродский:

Волков:

И. Бродский:

Ведущий 2:


Ведущий 1:

Ученик 1:


Ученик 2:



Ведущий 1:

Ученик:

Ученица:







Ученица:

Ведущий 1:


Ученица:






Ведущий 2:


Ученица:


Ученик:


Ученица:


Ученик:


Ученица:



Ученик:


Ученица:

Ведущий 1:

Выключается свет, зажигаются свечи, звучит романс на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачевой. На слайде фотографии поэта, зимние пейзажи, огонь. Один куплет песни и повтор в исполнении ученика.

Мело, мело во всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени

Скрещенья рук, скрещенье ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела[18, с. 43].

- Борис Леонидович говорил: «В ряду чувств любовь занимает место притворно смирившейся космической стихии. Любовь так же проста и безусловна, как сознание и смерть, азот и уран. Это не состояние души, а первооснова мира»[10, с.76].

Звучит мелодия на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме» в исполнении А. Пугачевой.

На слайде фотографии поэта, зимние пейзажи, огонь.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, - никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют[19, с.84].

- Пастернак - большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, один он будет. Ибо, по-настоящему, его еще нет: лепет, щебет, дребезг, - весь в Завтра! - захлебывание младенца, - и этот младенец - Мир. Захлебывание. Задохновение. Пастернак не говорит, ему некогда договаривать, он весь разрывается, - точно грудь не вмещает: а - ах! Наших слов он еще не знает: что-то островитянски - ребячески - перворайски невразумительно - и опрокидывающее…

Таким видела Пастернака Марина Цветаева.

Звучит романс «Уж, сколько их упало в эту бездну» в исполнении А. Пугачевой.

Под музыку Albioni-Adagio(Zamfir) звучит стихотворение М. Цветаевой «Идешь на меня похожий»

На слайде портреты М. Цветаевой (снимки из семейного альбома)…

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прости - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…-

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли[24, с. 62].

Исполнение песни «Мне нравится, что вы больны не мной…» учащимися под гитару. На слайде - пейзажи.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной-

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не - гулянья под луной.

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами![24, с. 49]

- Любовь Цветаевой - это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один из ее избранников. Ведь для Марины она равна Безмерности. Поэт обрушивала на объект своего чувства море эмоций, чувств, мыслей, писем, стихов…[11, с. 29].

Чтение стихотворения «Вчера еще в глаза глядел…» по строфам:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глухая, а ты умен,

Живой, а остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей Земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал - мне.

Мой милый, что тебе я сделала?

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь, Там подступает

Смерть - садовница,

Само - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое…-

За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала![11, с. 56].

Художественное инсценирование. Двое юношей в костюмах начала ХХ века. У одного из них в руках томик стихов, у другого бокал вина.

  • Считаете ли Вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?

  • К поэзии неприменимы прилагательные.

  • И все-таки - разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского?

  • Только глагольными окончаниями…

  • Ну, а это? «О вопль женщин всех времен: мой милый, что тебе я сделала!» Это уж такой женский крик…

  • Знаете - и да, и нет, конечно, по содержанию - это женщина. Но по сути … По сути - это просто голос трагедии (кстати муза трагедии - женского пола, как и все прочие музы). Голос колоссального неблагополучия.

Из письма М. Цветаевой: «Вчера вечером я вышла из дома … Надвигался дождь. И я приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, Он умчал меня в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя»

Учащиеся танцуют вальс, на слайде - презентация.

- Кто-то написал: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно!» Может быть, обычный человек и не может рассказать, но есть люди, как сказал А. Блок: «называющие ее по имени, отнимающие ароматы у живого цветка, люди эти - поэты. Один из них - К. Бальмонт». Что для него любовь?

Я люблю тебя.

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,

Я люблю тебя дольше, дней мне дано на земле.

Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле

Я тебя полюбил неожиданно, сразу нечаянно

Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза. И, прозрев,

Поразится, что в мире изваянность спаяна,

Что избыточно вниз, в изумруд, изумилась бирюза.

Помню Книгу.

Раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.

Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?»

Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.

И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет [2, с. 71].

- На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге, слове - клеймо - печать - звезда - поэта.

Поочередное чтение стиха. « Я буду ждать тебя мучительно»

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года,

Ты манишь сладко - исключительно,

Ты обещаешь навсегда.

Ты вся - безмолвие несчастья,

Случайный свет во мгле земной,

Неизъяснимость сладострастия,

Еще непознанного мной.

Своей усмешкой вечно - кроткою,

Лицом, всегда склоненным ниц,

Своей неровною походкою

Крылатых, но не ходких птиц.

Ты будишь чувства тайно - спящие, -

И знаю, не затмит слеза

Твои куда-то прочь глядящие,

Твои неверные глаза.

Не знаю, хочешь ли ты радости,

Уста к устам, прильнуть ко мне,

Но я не знаю высшей сладости,

Как быть с тобой наедине.

Не знаю, смерть ли ты нежданная,

Иль нерожденная звезда,

Но буду ждать тебя, желанная,

Я буду ждать тебя всегда [2, с. 153].

- Он, как птица, взлетел на крыльях творчества. Еще и еще. Все выше и выше. Он горел в творчестве, в нем искал Правду. И главное в нем искал неустанно, всегда, везде и во всем дорогу у Солнцу…

Учащиеся исполняют вальс. На слайдах - фотографии К. Ба-льмонта.

- Изо всех мук сиротства она особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят, меня любят, но я не люблю, - такова была ее излюбленная тема… У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. (На слайде фотографии из семейного альбома А. Ахматовой, пейзажи).

Песня последней встречи.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: « Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно - желтым огнем[1, с. 96].

- Воспоминания о Н. Гумилеве: « Влюбчивость Гумилева известна - с кем только он не прогуливался вечерами, кому только он не назначал свидания и не посвящал стихи! Но любовью его, самой большой, выстраданной, осталась Анна Андреевна»[10, с. 67].

Перекрестное чтение стихов А. Ахматовой и Н. Гумилева под музыку.

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

И я стану - Христос помоги! -

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Ее душа открыта жадно

Лишь Медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый,

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнуться лукаво…

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.

- Честь, мужество, отвага - это важнейшие жизненные принципы Н. Гумилева. Он - мечтатель и воин, но счастье в его жизни было невозможным.

Еще не раз Вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня.

Но меж других единый необманный.

Он мог стать Вашим тоже, и не стал,

Его Вам было мало или много,

Должно быть, плохо я стихи писал

И Вас неправедно просил у Бога.

Но каждый раз Вы склонитесь без сил

И скажите: «Я вспоминать не смею,

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею»[7, с. 80]


© 2010-2022