- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)
Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алёшечкина Ю.В. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Авторы-составители учителя МОУ «СОШ №22»
русского языка и литературы Алешечкина Юлия Валерьевна,
информатики Шленсковая Оксана Александровна
Тема: Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок.
(бинарный урок литературы Хакасии и информатики)
Взаимодействие двух предметов - литературы и информатики позволяет реализовывать следующие цели образовательного процесса:
1 - осуществлять принцип мотивации через прием бинарного урока,
2- активизировать познавательные процессы школьника, позволяющие ему глубоко и с интересом проникать в информационное поле.
Технологии ИКТ как раз и являются тем индуктором, который выводит школьника на более высокий уровень познавательных способностей. Мультимедийный экран задействует два очень важных для познания мира канала - визуальный и аудиальный, ребята самостоятельно работают по анализу данной информации за компьютером. Таким образом, они становятся созидателями собственных умозаключений, оформленных на мониторе. В соответствии с формой урока определены цель и задачи.
Урок разработан в рамках Федеральной целевой программы «Русский. Программа «Русский язык (2006 - 2010 годы)» по проведению систематического наблюдения и анализа баланса русско-национального двуязычия на территории Российской Федерации. Урок проводится на региональном материале с русскими детьми.
Цель: Познакомить учащихся с хакасскими сказками-побасками и осуществить анализ данных сказок с использованием технологий ИКТ.
Задачи: Развить логику анализа сказки-побаски как особого жанра, развить способность конструирования связного текста на основе вышеуказанного анализа, сформировать навыки построения алгоритма работы с фрагментом текста с использованием ИКТ.
Воспитывать интерес к национальной литературе посредством ИКТ.
Оборудование: 1. Компьютерный класс;
2. Мультимедийная установка;
3. Презентация;
4. Раздаточный материал.
Формы:
-
Групповая;
-
Индивидуальная.
Ход урока
-
Организационный момент.
Сформулировать цели урока.
-
Повторение.
Учитель литературы: Вспомните, какие малые жанры хакасского фольклора мы с вами изучили на предыдущих уроках? (загадки, пословицы). Почему они называются малые жанры? (исходя из объема).
-
Изучение нового материала по литературе.
На экране высвечивается текст:
Хакасские сказки-побаски
Одним из ранних жанров хакасского фольклора являются побаски, которые обычно рассказывали детям в воспитательных целях. В них говорится о явлениях природы. Побаски - короткие рассказы, основанные на споре и последующем состязании зверей, птиц, растений друг с другом. Повествование обычно начинается с того, что один из двух героев начинает хвастаться, унижая другого. Чаще всего между спорящими происходит состязание. В результате оба терпят поражение. Хакасские сказки-побаски показывают нравственные идеалы благородства, трудолюбия, бескорыстия, справедливости и высмеивают лень, тщеславие, трусость и глупость.
Учитель литературы: Прочитайте предложенный вашему вниманию текст про себя (просмотровое чтение). Далее постарайтесь его осмыслить, просмотрев еще раз (изучающее чтение).
-
Актуализация имеющихся знаний из уроков литературы.
Учитель литературы: Вспомните, где еще вы знакомились с подобными произведениями? (при изучении сказок о животных).
Что общего у побасок и сказок о животных? (герои-животные, за которыми скрываются люди).
В каких произведениях и когда вы еще встречались с героями-животными? (В начальной школе при изучении басен И.А.Крылова).
О чем рассказывается в побасках? (О происхождении мира и всего живого на земле).
В русской и мировой литературе подобные произведения называются мифы. В хакасском фольклоре эти небольшие рассказы получили название побаски (от слова БАС - «голос»), так как они передавались из уст в уста хакасским народом из поколения в поколение.
-
Изучение нового материала по информатике.
На экране высвечивается презентация, используя которую учитель информатики объясняет тему «Действия с фрагментом текста», показывая алгоритм выполнения действий. Учащимся выдаются памятки с текстом этих слайдов для вклеивания их в тетрадь.
Учитель информатики: Сл. 1. На информационном этапе урока мы узнаем, какие действия можно выполнять с фрагментом текста.
Сл. 2. Работая с программой БЛОКНОТ, вы убедились, что компьютерный текст можно легко исправить. Теперь вы научитесь копировать повторяющиеся слова и предложения и вставлять их по мере надобности. Чтобы выполнять эти действия, прежде всего необходимо научиться выделять текст. Выделенная часть компьютерного текста называется фрагментом.
Сл. 3. Чтобы выделить текст:
-
Подведите указатель мыши к началу текста, который надо выделить;
-
Перемещайте по тексту мышь с нажатой левой кнопкой (фрагмент выделяется полосой темного цвета)
(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)
Сл. 4. Выделяя фрагмент, мы указываем компьютеру, что именно с этой частью текста хотим выполнить какие-то действия. Например:
Чтобы скопировать фрагмент текста:
-
Выделите фрагмент текста;
-
В меню ПРАВКА выберите команду КОПИРОВАТЬ.
(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)
Вы видите, что ничего при этом не изменилось, так как этот фрагмент текста сохранился в специальной области оперативной памяти, которая называется буфером обмена. Скопированный фрагмент хранится в нем до тех пор, пока вы не скопируете новый. Буфер обмена очищается при выключении компьютера.
Сл. 5. Чтобы вставить копию фрагмента в текст:
-
Щелкните мышью в том месте, куда надо поместить копию фрагмента;
-
В меню ПРАВКА выберите команду КОПИРОВАТЬ.
(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)
При выполнении команды вставить копия из буфера обмена появляется в том месте, которое вы указали.
Копирование в компьютерной программе можно сравнить с фотографированием. При фотографировании изображение сохраняется на пленке. В дальнейшем с каждого кадра негатива можно сделать сколько угодно фотографий. Точно также фрагмент, хранящийся в буфере обмена, можно вставлять много раз в любые места текста.
Сл. 6. Иногда необходимо удалить лишний фрагмент текста. Чтобы стереть фрагмент текста:
-
Выделите текст, который надо удалить;
-
Нажмите клавишу Backspace.
(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)
-
Обобщение полученных знаний.
Учитель информатики: Изучив алгоритм возможных действий с фрагментом текста, садимся за компьютеры и применяем полученные теоретические знания на практике. Подсказка остается на экране. На панели задач у каждого из вас имеется документ в свернутом виде. Разверните этот документ, и вы увидите задания, выполняя которые, будете выделять, копировать, вставлять, вырезать и удалять фрагменты текста.
Учитель литературы: Выполняя эти действия, вы выясните специфику сказок-побасок, основные духовно-нравственные идеалы хакасского народа, познакомитесь с героями побасок. Изучив этот малый жанр хакасского фольклора, мы с вами объясним происхождение некоторых внешних признаков животных, населяющих нашу малую родину. Приступаем к выполнению первого задания.
Учитель информатики: Прочитайте внимательно первое задание. Чтобы скопировать текст, что вы должны сделать в первую очередь? (выделить текст). А как выделить, вы посмотрите подсказку на экране. Далее? (скопировать его). Что дальше надо делать? (поставить курсор в нужное место). А затем? (вставить фрагмент текста).
Учитель литературы: Выполняя второе задание, вы должны определить те нравственные ценности, которые важны для хакасского народа. Можно ли сделать вывод о том, что у хакасского народа есть свои ценности, отличающие их от других народов? (У любой нации ценности схожи, но есть и свои, присущие только представителям данной культуры, черты характера)
Учитель информатики: Чтобы вырезать текст, что вы должны сделать в первую очередь? (выделить текст). Далее? (вырезать его). Что дальше надо делать? (поставить курсор в нужное место). А затем? (вставить фрагмент текста). Теперь самостоятельно выполните последующие задания, выполняя действия в правильном порядке и обращаясь за помощью к алгоритму на экране. Как правильно вы будите выполнять, такой и результат вы получите по окончанию работы и оценку за нее в журнал по информатике.
Самостоятельная работа
Задание 1: Найдите в тексте особенности побасок. Скопируйте их и вставьте ниже под цифрами:
1.
2.
3.
4.
Задание 2: Найдите в тексте нравственные идеалы, которые показываются в хакасских сказках-побасках. Вырежьте их и вставьте ниже, пронумеровав их.
1.
2.
3.
4.
-
Хакасские сказки-побаски.
Одним из ранних жанров хакасского фольклора являются побаски, которые обычно рассказывали детям в воспитательных целях. В них говорится о явлениях природы. Побаски - короткие рассказы, основанные на споре и последующем состязании зверей, птиц, растений друг с другом. Повествование обычно начинается с того, что один из двух героев начинает хвастаться, унижая другого. Чаще всего между спорящими происходит состязание. В результате оба терпят поражение. Хакасские сказки-побаски показывают нравственные идеалы благородства, трудолюбия, бескорыстия, справедливости и высмеивают лень, тщеславие, трусость и глупость.
Задание 3: Прочитайте побаску «Медведь и бурундук» и вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова: Бурундук, Медведь, Тридцать, один, предварительно скопировав их. У вас должен получиться связный текст, объясняющий, согласно представлению древних хакасов, существование у бурундука трех полос на спине.
2. Медведь и бурундук
… - это название месяца Январь у хакасского народа. Однажды в середине зимы … и … поспорили, сколько дней в этом месяце. …, не желая лежать в берлоге, басом ревел:
- …, …
- … … … … …, - кричал ….
… разозлился и хватил его лапой по спине. … убежал, но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки … … день.
Задание 4: Прочитайте побаску «Коростель и перепел» и вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова Коростель, Перепел, предварительно скопировав их и изменив, где необходимо, окончания:
3. Коростель и перепел
Удалось как-то … и … двухгодовалую корову украсть. Обрадовались они, засуетились, к себе домой её погнали. По дороге встретилось им болото. Стали они корову через топь переводить, она завязла. … ухватил за хвост, тужится, кряхтит. … кричит ему:
- Тарт / Пол полбас ..тарт / Пол полбас...
… тащил, тащил, чувствует, сил не хватает, и давай кричать:
- Тарт / Пол полбас ..тарт / Пол полбас...
До сих пор не могут они вытащить корову и кричат об этом на каждом болоте.
Задание 5: Выберите в тексте из двух предложенных хакасских слов одно, подходящее по смыслу, ненужное удалите, используя перевод на русский язык (Тарт - «тащи», пол полбас - «невозможно»).
-
Проверка самостоятельной работы.
Учитель литературы: Путем взаимопроверки каждый проверяет работу своего соседа. На экран вы видите ответы к самостоятельной работе. Развернитесь к своему соседу и проверьте правильность выполнения им заданий.
Задание 1: Особенности побасок.
1. Говорится о явлениях природы;
2. Короткие рассказы, основанные на споре;
3. Происходит состязание;
4. Оба терпят поражение.
Задание 2: Нравственные идеалы:
1. благородства,
2. трудолюбия,
3. бескорыстия,
4. справедливости.
2. Медведь и бурундук
Бурундук - это название месяца Январь у хакасского народа. Однажды в середине зимы Медведь и Бурундук поспорили, сколько дней в этом месяце. Медведь не желая лежать в берлоге басом ревел:
- Тридцать, тридцать...
- Тридцать один…Тридцать один, - кричал Бурундук.
Медведь разозлился и хватил его лапой по спине. Бурундук убежал, но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки тридцать один день.
3. Коростель и перепел
Удалось как-то Коростелю и Перепелу двухгодовалую корову украсть. Обрадовались они, засуетились, к себе домой её погнали. По дороге встретилось им болото. Стали они корову через топь переводить, она завязла. Перепел ухватил за хвост, тужится, кряхтит. Коростель кричит ему:
Тарт. ..тарт...-Перепёл тащил, тащил, чувствует, сил не хватает, и давай кричать:
Пол полбас... пол полбас...
До сих пор не могут они вытащить корову и кричат об этом на каждом болоте.
-
Оценивание работ.
Учитель литературы: Оценка выставляется в журнал по литературе. Также оцениваются устные ответы учащихся.
-
Итоги урока.
Мультимедийная презентация закрывается, и ученики должны воспроизвести действия и порядок их выполнения с фрагментами текста.
Учитель информатики: Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие действия можно выполнять с фрагментом текста? (выделение, копирование, вставка, вырезание и удаление).
Учитель литературы: Давайте вспомним, с жанром какого фольклора мы познакомились на уроке? (хакасского). Чем этот жанр отличается от изученных нами ранее? (описанием духовных и нравственных ценностей этого народа). Так что же такое побаска?
-
Домашнее задание:
По информатике: параграф 1.10, учебника Н.В.Макаровой, выучить порядок действий с фрагментом текста.
По литературе: Нарисовать иллюстрацию к одной из проанализированных побасок (на выбор учащихся).
6