Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы-составители учителя МОУ «СОШ №22»

русского языка и литературы Алешечкина Юлия Валерьевна,

информатики Шленсковая Оксана Александровна

Тема: Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок.

(бинарный урок литературы Хакасии и информатики)

Взаимодействие двух предметов - литературы и информатики позволяет реализовывать следующие цели образовательного процесса:

1 - осуществлять принцип мотивации через прием бинарного урока,

2- активизировать познавательные процессы школьника, позволяющие ему глубоко и с интересом проникать в информационное поле.

Технологии ИКТ как раз и являются тем индуктором, который выводит школьника на более высокий уровень познавательных способностей. Мультимедийный экран задействует два очень важных для познания мира канала - визуальный и аудиальный, ребята самостоятельно работают по анализу данной информации за компьютером. Таким образом, они становятся созидателями собственных умозаключений, оформленных на мониторе. В соответствии с формой урока определены цель и задачи.

Урок разработан в рамках Федеральной целевой программы «Русский. Программа «Русский язык (2006 - 2010 годы)» по проведению систематического наблюдения и анализа баланса русско-национального двуязычия на территории Российской Федерации. Урок проводится на региональном материале с русскими детьми.

Цель: Познакомить учащихся с хакасскими сказками-побасками и осуществить анализ данных сказок с использованием технологий ИКТ.

Задачи: Развить логику анализа сказки-побаски как особого жанра, развить способность конструирования связного текста на основе вышеуказанного анализа, сформировать навыки построения алгоритма работы с фрагментом текста с использованием ИКТ.

Воспитывать интерес к национальной литературе посредством ИКТ.

Оборудование: 1. Компьютерный класс;

2. Мультимедийная установка;

3. Презентация;

4. Раздаточный материал.

Формы:

  1. Групповая;

  2. Индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сформулировать цели урока.

  1. Повторение.

Учитель литературы: Вспомните, какие малые жанры хакасского фольклора мы с вами изучили на предыдущих уроках? (загадки, пословицы). Почему они называются малые жанры? (исходя из объема).

  1. Изучение нового материала по литературе.

На экране высвечивается текст:

Хакасские сказки-побаски

Одним из ранних жанров хакасского фольклора являются побаски, которые обычно рассказывали детям в воспитательных целях. В них говорится о явлениях природы. Побаски - короткие рассказы, основанные на споре и последующем состязании зверей, птиц, растений друг с другом. Повествование обычно начинается с того, что один из двух героев начинает хвастаться, унижая другого. Чаще всего между спорящими происходит состязание. В результате оба терпят поражение. Хакасские сказки-побаски показывают нравственные идеалы благородства, трудолюбия, бескорыстия, справедливости и высмеивают лень, тщеславие, трусость и глупость.

Учитель литературы: Прочитайте предложенный вашему вниманию текст про себя (просмотровое чтение). Далее постарайтесь его осмыслить, просмотрев еще раз (изучающее чтение).

  1. Актуализация имеющихся знаний из уроков литературы.

Учитель литературы: Вспомните, где еще вы знакомились с подобными произведениями? (при изучении сказок о животных).

Что общего у побасок и сказок о животных? (герои-животные, за которыми скрываются люди).

В каких произведениях и когда вы еще встречались с героями-животными? (В начальной школе при изучении басен И.А.Крылова).

О чем рассказывается в побасках? (О происхождении мира и всего живого на земле).

В русской и мировой литературе подобные произведения называются мифы. В хакасском фольклоре эти небольшие рассказы получили название побаски (от слова БАС - «голос»), так как они передавались из уст в уста хакасским народом из поколения в поколение.

  1. Изучение нового материала по информатике.

На экране высвечивается презентация, используя которую учитель информатики объясняет тему «Действия с фрагментом текста», показывая алгоритм выполнения действий. Учащимся выдаются памятки с текстом этих слайдов для вклеивания их в тетрадь.

Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)Духовно-нравственный аспект хакасских сказок-побасок. (бинарный урок литературы Хакасии и информатики)

Учитель информатики: Сл. 1. На информационном этапе урока мы узнаем, какие действия можно выполнять с фрагментом текста.

Сл. 2. Работая с программой БЛОКНОТ, вы убедились, что компьютерный текст можно легко исправить. Теперь вы научитесь копировать повторяющиеся слова и предложения и вставлять их по мере надобности. Чтобы выполнять эти действия, прежде всего необходимо научиться выделять текст. Выделенная часть компьютерного текста называется фрагментом.

Сл. 3. Чтобы выделить текст:

  • Подведите указатель мыши к началу текста, который надо выделить;

  • Перемещайте по тексту мышь с нажатой левой кнопкой (фрагмент выделяется полосой темного цвета)

(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)

Сл. 4. Выделяя фрагмент, мы указываем компьютеру, что именно с этой частью текста хотим выполнить какие-то действия. Например:

Чтобы скопировать фрагмент текста:

  • Выделите фрагмент текста;

  • В меню ПРАВКА выберите команду КОПИРОВАТЬ.

(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)

Вы видите, что ничего при этом не изменилось, так как этот фрагмент текста сохранился в специальной области оперативной памяти, которая называется буфером обмена. Скопированный фрагмент хранится в нем до тех пор, пока вы не скопируете новый. Буфер обмена очищается при выключении компьютера.

Сл. 5. Чтобы вставить копию фрагмента в текст:

  • Щелкните мышью в том месте, куда надо поместить копию фрагмента;

  • В меню ПРАВКА выберите команду КОПИРОВАТЬ.

(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)

При выполнении команды вставить копия из буфера обмена появляется в том месте, которое вы указали.

Копирование в компьютерной программе можно сравнить с фотографированием. При фотографировании изображение сохраняется на пленке. В дальнейшем с каждого кадра негатива можно сделать сколько угодно фотографий. Точно также фрагмент, хранящийся в буфере обмена, можно вставлять много раз в любые места текста.

Сл. 6. Иногда необходимо удалить лишний фрагмент текста. Чтобы стереть фрагмент текста:

  • Выделите текст, который надо удалить;

  • Нажмите клавишу Backspace.

(в программе Блокнот учитель показывает, как это делать)


  1. Обобщение полученных знаний.

Учитель информатики: Изучив алгоритм возможных действий с фрагментом текста, садимся за компьютеры и применяем полученные теоретические знания на практике. Подсказка остается на экране. На панели задач у каждого из вас имеется документ в свернутом виде. Разверните этот документ, и вы увидите задания, выполняя которые, будете выделять, копировать, вставлять, вырезать и удалять фрагменты текста.

Учитель литературы: Выполняя эти действия, вы выясните специфику сказок-побасок, основные духовно-нравственные идеалы хакасского народа, познакомитесь с героями побасок. Изучив этот малый жанр хакасского фольклора, мы с вами объясним происхождение некоторых внешних признаков животных, населяющих нашу малую родину. Приступаем к выполнению первого задания.

Учитель информатики: Прочитайте внимательно первое задание. Чтобы скопировать текст, что вы должны сделать в первую очередь? (выделить текст). А как выделить, вы посмотрите подсказку на экране. Далее? (скопировать его). Что дальше надо делать? (поставить курсор в нужное место). А затем? (вставить фрагмент текста).

Учитель литературы: Выполняя второе задание, вы должны определить те нравственные ценности, которые важны для хакасского народа. Можно ли сделать вывод о том, что у хакасского народа есть свои ценности, отличающие их от других народов? (У любой нации ценности схожи, но есть и свои, присущие только представителям данной культуры, черты характера)

Учитель информатики: Чтобы вырезать текст, что вы должны сделать в первую очередь? (выделить текст). Далее? (вырезать его). Что дальше надо делать? (поставить курсор в нужное место). А затем? (вставить фрагмент текста). Теперь самостоятельно выполните последующие задания, выполняя действия в правильном порядке и обращаясь за помощью к алгоритму на экране. Как правильно вы будите выполнять, такой и результат вы получите по окончанию работы и оценку за нее в журнал по информатике.

Самостоятельная работа

Задание 1: Найдите в тексте особенности побасок. Скопируйте их и вставьте ниже под цифрами:

1.

2.

3.

4.

Задание 2: Найдите в тексте нравственные идеалы, которые показываются в хакасских сказках-побасках. Вырежьте их и вставьте ниже, пронумеровав их.

1.

2.

3.

4.


  1. Хакасские сказки-побаски.

Одним из ранних жанров хакасского фольклора являются побаски, которые обычно рассказывали детям в воспитательных целях. В них говорится о явлениях природы. Побаски - короткие рассказы, основанные на споре и последующем состязании зверей, птиц, растений друг с другом. Повествование обычно начинается с того, что один из двух героев начинает хвастаться, унижая другого. Чаще всего между спорящими происходит состязание. В результате оба терпят поражение. Хакасские сказки-побаски показывают нравственные идеалы благородства, трудолюбия, бескорыстия, справедливости и высмеивают лень, тщеславие, трусость и глупость.

Задание 3: Прочитайте побаску «Медведь и бурундук» и вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова: Бурундук, Медведь, Тридцать, один, предварительно скопировав их. У вас должен получиться связный текст, объясняющий, согласно представлению древних хакасов, существование у бурундука трех полос на спине.

2. Медведь и бурундук

… - это название месяца Январь у хакасского народа. Однажды в середине зимы … и … поспорили, сколько дней в этом месяце. …, не желая лежать в берлоге, басом ревел:

- …, …

- … … … … …, - кричал ….

… разозлился и хватил его лапой по спине. … убежал, но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки … … день.

Задание 4: Прочитайте побаску «Коростель и перепел» и вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова Коростель, Перепел, предварительно скопировав их и изменив, где необходимо, окончания:


3. Коростель и перепел

Удалось как-то … и … двухгодовалую корову украсть. Обрадовались они, засуетились, к себе домой её погнали. По дороге встретилось им болото. Стали они корову через топь переводить, она завязла. … ухватил за хвост, тужится, кряхтит. … кричит ему:

- Тарт / Пол полбас ..тарт / Пол полбас...

… тащил, тащил, чувствует, сил не хватает, и давай кричать:

- Тарт / Пол полбас ..тарт / Пол полбас...

До сих пор не могут они вытащить корову и кричат об этом на каждом болоте.

Задание 5: Выберите в тексте из двух предложенных хакасских слов одно, подходящее по смыслу, ненужное удалите, используя перевод на русский язык (Тарт - «тащи», пол полбас - «невозможно»).



  1. Проверка самостоятельной работы.

Учитель литературы: Путем взаимопроверки каждый проверяет работу своего соседа. На экран вы видите ответы к самостоятельной работе. Развернитесь к своему соседу и проверьте правильность выполнения им заданий.

Задание 1: Особенности побасок.

1. Говорится о явлениях природы;

2. Короткие рассказы, основанные на споре;

3. Происходит состязание;

4. Оба терпят поражение.

Задание 2: Нравственные идеалы:

1. благородства,

2. трудолюбия,

3. бескорыстия,

4. справедливости.

2. Медведь и бурундук

Бурундук - это название месяца Январь у хакасского народа. Однажды в середине зимы Медведь и Бурундук поспорили, сколько дней в этом месяце. Медведь не желая лежать в берлоге басом ревел:

- Тридцать, тридцать...

- Тридцать один…Тридцать один, - кричал Бурундук.

Медведь разозлился и хватил его лапой по спине. Бурундук убежал, но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки тридцать один день.

3. Коростель и перепел

Удалось как-то Коростелю и Перепелу двухгодовалую корову украсть. Обрадовались они, засуетились, к себе домой её погнали. По дороге встретилось им болото. Стали они корову через топь переводить, она завязла. Перепел ухватил за хвост, тужится, кряхтит. Коростель кричит ему:

Тарт. ..тарт...-Перепёл тащил, тащил, чувствует, сил не хватает, и давай кричать:

Пол полбас... пол полбас...

До сих пор не могут они вытащить корову и кричат об этом на каждом болоте.


  1. Оценивание работ.

Учитель литературы: Оценка выставляется в журнал по литературе. Также оцениваются устные ответы учащихся.


  1. Итоги урока.

Мультимедийная презентация закрывается, и ученики должны воспроизвести действия и порядок их выполнения с фрагментами текста.

Учитель информатики: Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие действия можно выполнять с фрагментом текста? (выделение, копирование, вставка, вырезание и удаление).

Учитель литературы: Давайте вспомним, с жанром какого фольклора мы познакомились на уроке? (хакасского). Чем этот жанр отличается от изученных нами ранее? (описанием духовных и нравственных ценностей этого народа). Так что же такое побаска?

  1. Домашнее задание:

По информатике: параграф 1.10, учебника Н.В.Макаровой, выучить порядок действий с фрагментом текста.

По литературе: Нарисовать иллюстрацию к одной из проанализированных побасок (на выбор учащихся).

6

© 2010-2022