Урок на тему Антонимы 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чичибаева Динара Байболатовна

Алматинская область

Жамбылский район СШ Жайсан


Класс:5

Тема: Антонимы

Цели: 1.знать: определение антонимов , антонимической пары

2.уметь: подбирать антонимы к слову, использовать в речи антонимы

3. воспитание любви к природе, умение видеть красоту осенней поры.

Тип урока: изучение нового материала

Методы урока: репродуктивный, практический

Оборудование: разноуровневые задания на листочках, текст учебника,кроссворд

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка к уроку, организация внимания учащихся

- Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Приготовились к уроку.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Беседа:

- Ребята, посмотрите в окно.

- Какая на дворе пора? Осень.

Правильно. А к какой осени вы отнесете её ранней или поздней?

- Почему? Чем отличается ранняя осень от поздней осени?

- Какими бывают листья осенью и весной?

- Какая погода стоит осенью и весной?

- А как одеваются люди осенью и весной?

III. Изучение нового материала

1) Теоретический материал стр.51

Слова, обозначающие противоположные значения, называются антонимами.

- При беседе употребили ли мы такие слова ?

- Запишите в тетради эти слова (на доске записываются слова)

ранняя - поздняя зеленые - желтые

весна - осень теплая - холодная

2) Выразительное чтение текста упр.120 стр.51 учителем, а затем учениками

Задание: определить тему, озаглавить текст «Осень в лесу» , «Осенний лес»

Вопросы к тексту:

- Почему в сентябре лес кажется странным?

- Как вы понимаете выражения рядом весна и осень?

- Найдите и выпишите слова-антонимы.

Работа у доски: весна- осень, желтый - зеленый, поблекшие - зацветающие, теплое - холодное, увядание - расцвет, грустно - радостно, песни - тишина

3) Учитель: Антонимы оживляют речь, делают её выразительнее. Вот почему поэты и писатели часто используют антонимы.

Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина на стр.52

- Найдите антонимы: направо - налево, днем - ночью, долго ли - коротко ли, надеть - снимать


  1. Закрепление нового материала. Выполнение разноуровневых заданий.

1-уровень.

Задание 1: Спишите пословицы, подчеркните антонимы

Слово - серебро, молчание - золото.

В умной беседе ума наберешься, в глупой - свой потеряешь.

Когда я ем, я глух и нем.

Меньше говори, больше делай.

Задание 2. Подбери к словам антонимы.

Веселиться -…..,добрый-…,жить-…, надеть-…,конец-…, радостный-…,вниз-…, тихий -…., холод -…

2уровень.

Задание 1: Со словами-антонимами в рамках стр.51-53. составить

предложения

Задание 2: Игра в лото «Антонимы»

Ученикам раздаются карточки, на них написаны слова-антонимы.

Ученики должны закрыть ими лото. Кто быстро и правильно закроет все слова в лото, тот и победитель. Слова - антонимы записываются в тетради.

3уровень.

Задание 1: Прочитай теоретический материал стр.52 Ответь на вопрос:

Что такое диалог и монолог?

Восстановите диалог упр.124 стр.54. Работа в парах.

Задание 2: Прочитать текст. Упр.122. Озаглавить текст. Ответить на вопрос:

Почему осенние месяцы так называются?

- К выделенным словам подобрать антонимы.

Задание3: Заполните кроссворд «Антонимы»

д

н

ё

м



о

с

е

н

ь



н

а

ч

а

л

о



н

а

д

е

т

ь


н

а

п

р

а

в

о


п

о

з

д

н

и

й


х

о

л

о

д

н

о


м

о

н

о

л

о

г



  1. Рефлексия:

- Итак, ребята, что вы нового узнали на уроке?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего они нужны?

- Что такое диалог и монолог?

VI. Домашнее задание:

Упр.128 стр. 55 Выписать антонимы, фонетический разбор слова-отгадки

Посчитать баллы, выставить оценки в листы самооценивания



© 2010-2022