Урок русского языка «Неопределённые местоимения», 6 класс

Конспект урока, проводимого в рамках двух часов. Начинает урок эмоционально-нравственная зарядка. Задания к высказыванию готовят учащихся к итоговой аттестации. Ответы на вопросы кроссворда позволяют проверить уровень усвоения предыдущего материала. Ролевая игра, в которой задействованы все учащиеся, способствует закреплению пройденных тем. Сказка «Умные спорщики» подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей настоящего урока. Изучение нового материала - решение учебной задачи с ... Проверка домашнего задания. Повторение. Закрепление Мобилизирующий этап Какие же местоимения называются неопределёнными? Как и с помощью чего образуются неопределённые местоимения? Закрепление. "«Морфологическая путаница» В комнате раздались чьи-то шаги. Какой-то дом находится далеко от речки. Кое-кто выполнил работу  неправильно. Несколько задач решил я дома. Кое с чем трудно согласиться. Для группы правополушарных учащихся: составить предложения с указанными местоимениями, подчеркнуть местоимения как члены предложения, объяснить их правописание.Кое(что), какие(то), чьё(то), (не)сколько, (кое)(у)(кого)Для группы левополушарных учащихся: упр. 689Для группы правополушарных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Неопределённые местоимения (2 часа)

Цели: познакомить учащихся с особенностями неопределённых местоимений; формировать умение писать неопределённые местоимения, определять их признаки; развивать интеллектуальные способности учащихся; формировать внимательное отношение к слову

Ход урока

I. Организационный этап

II. Эмоционально - нравственная разминка (текст написан на доске)

Рожала гора с неслыханными стонами,

И вся земля томилась в ожидании,

А родила земля мышь. Для тех написано,

Кто обещает много, а выходит вздор.

Федр, баснописец

- Найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

- Найти слова, правописание которых объясняется их формой.

- Объяснить правописание выделенной орфограммы.

- Какое из предложений СПП? Как вы это определили?

- Местоимения каких разрядов встретились в тексте?

III. Проверка домашнего задания. Повторение.

1. Разгадывание кроссворда (работа в группах)

1



2


3


4





5


6


7



8




9







  1. Указательное местоимение, антоним местоимения «этот»

  2. Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п.

  3. Вопросительное местоимение: какой по порядку

  4. Личное местоимение 3 лица мн.ч. дат.п.

  5. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п.

  6. Неопределённое местоимение, синоним местоимения «кто-то»

  7. Возвратное местоимение

  8. Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый», «всякий»

  9. Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п.

- Итак, какое слово у вас получилось по вертикали? (Отрицательные)

- Чему мы научились на предыдущем уроке? (Правильно писать отрицательные местоимения)

2. Игра «Верю - не верю» (устная отработка правила)

Правила игры: несколько участников становятся в одну шеренгу. На слух учащиеся должны определить правильность утверждения и сказать «верю» или «не верю». При правильном ответе учащиеся делают шаг вперёд. Выигрывает тот, кто дошёл до определённой черты.

  1. Отрицательные местоимения образуются от относительных местоимений прибавлением частиц «не» или «ни», которые превращаются в приставки

  2. Отрицательное местоимение «некого» указывает на предмет

  3. В отрицательном местоимении «никакого» пишу «ни», т.к. приставка без ударения

  4. В отрицательном местоимении «некого» пишу «не», т.к. приставка под ударением

  5. Местоимение «ни с чем» пишу в три слова, т.к. есть предлог

  6. В местоимении «ни о чём» пишу приставку «ни»

  7. В местоимении «ничем» пишу приставку «не»

  8. Местоимение «ни у кого» пишу в одно слово с приставкой «ни»

  9. В местоимении «не с кем» пишу «не», т.к. приставка ударная

  10. В местоимении «ни в чём» пишу приставку «ни», т.к. она ударная

Закрепление

- В отрицательном местоимении

Знай: под ударением «не»,

А «ни» без ударения!

Вот это выучи старательно:

В местоимениях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.

Два слова - помни: никогда!

Никем - ни с кем.

- Запомнил?

-Да!

3. - Проверим, кто усвоил эту тему (работа в группах)

1 группа - «минёры». Ваша задача - записывать слова на доске под диктовку учителя (по - очереди, остальные учащиеся - в тетрадях)

2 группа - «разведчики». Ваша задача - графически обозначить орфограммы в записанных словах, если кто-то из «минёров» допустит ошибку: «разведчик» её исправит

3 группа - «сапёры». Ваша задача - объяснить правописание записанных слов, воспроизведя соответствующее правило

Не умело ничего, никого не замечало, сказать нечего, ни с кем не говорило, не хотело ничего

- А хотите узнать, откуда эти строки? Из стихотворения И. Михайловой

Про Ничего

Жило-было Ничего,

Не умело ничего.

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А по это Ничего

И сказать - то нечего!

- Вот такое Ничего! А как вы его можете охарактеризовать?

III. Физминутка

На уроках не скучаем:

Правила мы изучаем.

Вот немного отдохнём

И опять учить начнём.

Головой мы покачаем

И кистями повращаем,

Глаза на миг закроем

И широко раскроем.

Пальцами пошевелим,

Друг на друга поглядим,

По лицу себя погладим

И на место тихо сядем.

IV. Мобилизирующий этап

- А хотите послушать сказку, которая называется «Умные спорщики»?

- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

- Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-т государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третий посмеялся и говорит:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил. Никто не шёл ни по какой дороге, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказал четвёртый. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорит-то нечего.

- Встретились ли в этой сказке местоимения, которые вы уже знаете? Назовите их.

- Могли ли вы определить, о чём идёт речь?

- Значит, как называется разряд таких местоимений?

- Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.

V. Изучение нового

Работа в группах. Решение учебной задачи.

Некто что-то кое-кто кое у кого

Нечто какой-либо кое-кому кое к кому

Некоторый сколько-нибудь кое-кем кое с кем

Общее задание: записать местоимения в тетрадь, проанализировать их (на что указывают, как пишутся)

Задание 1 группе: произнести вслух слова 1 столбика, сделать вывод, как они произносятся, пишутся, на что указывают.

Слайд презентации «Правописание неопределённых местоимений»

Задание 2 группе: произнести вслух слова 2 столбика, определить, на что указывают и как пишутся.

Слайд презентации «Правописание неопределённых местоимений»

Задание 3 группе: произнести вслух слова 3 столбика, определить на что указывают и как пишутся.

Слайд презентации «Правописание неопределённых местоимений»

Индивидуальное задание (слабому ученику): объяснить, почему пишутся раздельно слова третьего столбика

Слайд презентации «Правописание неопределённых местоимений»

Вывод

- Какие же местоимения называются неопределёнными?

- Как и с помощью чего образуются неопределённые местоимения?

VI. Закрепление

1. «Морфологическая путаница»

Ночь, высокий, кто-то, растение, наше, себя, кое-что, старый, некто, красивый, который

Задание: записать слова группами, устранив морфологическую путаницу (два ученика соревнуются у доски, остальные записывают в тетрадях)

- Какие группы у вас получились?

- Докажите, что слова первой группы - имена существительные, а слова второй группы - имена прилагательные.

- Чем отличаются слова третьей группы от имён существительных и прилагательных? Местоимениями какого разряда представлена третья группа? Объясните правописание данных местоимений.

2. Работа в группах: «левополушарные» и «правополушарные»

Для группы левополушарных учащихся - грамматический диктант: записать предложения под диктовку, подчеркнуть местоимения как члены предложения, объяснив их правописание.

  1. В комнате раздались чьи-то шаги. 2) Какой-то дом находится далеко от речки. 3) Кое-кто выполнил работу неправильно. 4) Несколько задач решил я дома. 5) Кое с чем трудно согласиться.

Для группы правополушарных учащихся: составить предложения с указанными местоимениями, подчеркнуть местоимения как члены предложения, объяснить их правописание.

Кое(что), какие(то), чьё(то), (не)сколько, (кое)(у)(кого)

Для группы левополушарных учащихся: упр. 689

Для группы правополушарных учащихся: составить текст с неопределёнными местоимениями

VII. Итоги урока. Запись домашнего задания.





© 2010-2022