Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы. Система подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ.

Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ является одной из приоритетных задач учителя- словесника.

Есть изречение: «Главный урок- это экзамен». Но чтобы провести этот главный урок на высоком уровне, требуется предварительная кропотливая работа. И эта работа уже начинается со среднего звена, когда изучается основной курс русского языка.

В рамках компонента образовательного учреждения в 5- 9 классах провожу курс «Русский язык. Анализ текста». Текст, как речевое произведение, является центральной единицей обучения. Поэтому на занятиях курса акцентирую особое внимание на анализ текста. На начальном этапе выполняем задания, связанные с речевым развитием: выразительное прочтение текста, работа над словом, определение темы и идеи, формулирование проблем, составление плана. Следующий этап: рассматриваем вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В ходе анализа текста выполняем разнообразные виды разборов (фонетический, орфографический, морфемный, словообразовательный, морфологический, пунктуационный, синтаксический). Каждый обучающийся ведет тетрадь, в которую заносит схемы, таблицы, алгоритмы правил по орфографии, пунктуации, порядок различных разборов. Эта информация способствует систематизации знаний изученного не только в рамках отдельной темы, но по всему курсу русского языка.

В моем кабинете оборудован стол с простым названием «Обратись к словарю!», на котором расположены «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Новейший словарь иностранных слов и выражений», орфографический словарь, орфоэпический словарь, школьный словарь строения слов русского языка, словарь синонимов, словарь антонимов, школьный фразеологический словарь, «Литературный энциклопедический словарь» и др. Обучающиеся имеют право свободно подойти к столу (на уроке или во внеурочное время) и воспользоваться словарем для решения возникшей проблемы, что позволяет совершенствовать навыки работы со справочной литературой.

Доброжелательная обстановка на моих уроках способствует открытости детей.

Учащиеся чувствуют себя комфортно, свободно выражают своё мнение, пусть даже и неправильное. Любое мнение ученика выслушано, обсуждено, подведено к правильному решению.

В 10- 11 классах на изучение русского языка в рамках федерального компонента выделено по 1 часу. Поэтому подготовку к ЕГЭ организую не только на уроках, но и на курсах, факультативах. Я выстроила свою систему по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Мною разработана программа курса «Готовимся к ЕГЭ», рассчитанная на два года. Хорошо в работе помогает учебно-методические комплексы «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», в которых есть и учебно-тренировочные тесты, и словарь литературоведческих и лингвистических терминов, и теоретический материал.

На занятиях я предлагаю обучающимся отрабатывать задания в той последовательности, в которой они расположены в КИМ. Прежде чем выполнить задание, обучающиеся устанавливают тему вопроса и необходимые знания для его решения. Затем подбираем необходимый материал, обращаясь к справочной литературе, и находим правильный ответ к выполняемому заданию. Предлагаю аналогичные задания для самостоятельной работы из КИМ. Например, задание В- 3 звучит так: «Из предложения 33 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ». Рассматриваем проблемные вопросы: «Какова тема вопроса? Какие знания нам необходимы для решения этого задания?» Обучающиеся устанавливают тему, подбирают справочный материал. Создают таблицу «Способы подчинительной связи», вписывая в неё: вид подчинительной связи, форму зависимого слова, главное слово, зависимое слово, вопросы, примеры. Затем прочитываем данное предложение («Мастер и Маргарита» стоит одиноко не только в творчестве Булгакова, пожалуй, и во всей отечественной, да и мировой литературе.), выписываем все словосочетания, определяя часть речи главного и зависимого слова, и выясняем, что ПРИМЫКАНИЕ представлено словосочетанием «стоит одиноко».

И так поэтапно рассматриваем каждое задание части А и В.

Также на занятиях шаг за шагом отрабатываем алгоритм выполнения задания части С (написание сочинения-рассуждения).

В учебнике для 10-11 классов «Русский язык» А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, по которому мы работаем, основное внимание уделено тексту. Все разделы книги включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в старших классах. Задания, предложенные в упражнениях, помогают глубже понять художественное содержание, особенности языка и стиля. В книге собран материал, который помогает обучающимся создавать различные по стилю и жанру сочинения-эссе, проблемные очерки, аннотации, рецензии и т.д. Вся работа с текстами направлена на овладение «формами языка, выработанными как народом, так и литературой» (К.Д.Ушинский).

Как на уроках, так и на курсах предлагаю ребятам отрывки из художественных произведений для подготовки к написанию сочинения- рассуждения. Прежде всего обращаю внимание обучающихся на задание части С из КИМ, в котором практически прописан план сочинения- рассуждения. Выделяем основные требования к построению текста- рассуждения: (1) тезис (высказывается какая- то мысль, проблема), 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами из читательского опыта или жизненных наблюдений, 3) вывод (или заключение).

Определяем, какие знания необходимы при написании сочинения.

Знакомлю обучающихся с критериями проверки и оценки выполнения задания части С.

После выразительного прочтения текста формулируем проблемы, поставленные автором, подбираем аргументы. «Все приводимые факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое,»- говорю обучающимся. Обращаю внимание детей на логическую и грамматическую связь между тезисом и аргументами.

Создаем устный текст сочинении- рассуждения.

Затем предлагаю записать текст, соблюдая требования построения, орфографические и пунктуационные нормы, поддерживая логическую и грамматическую связь, представляя достоверные факты.

Практически все работы коллективно анализируются, оцениваются по предложенным критериям.

Прочные и глубокие знания обучающихся должны подтверждаться хорошими результатами. Мои учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой аттестации: ГИА-2010 (количественная успеваемость-100%, качественная-75%), ГИА- 2011 год (количественная успеваемость-100%, качественная-71,5%), ГИА-2014 (количественная успеваемость-100%, качественная-100%), ЕГЭ-2012 (средний балл-59), ЕГЭ-2013 (средний балл-58).

Сегодня в образовательный процесс внедряются инновационные технологии обучения, которые позволяют решить ряд возникающих проблем при подготовке к ЕГЭ. Но я уверена, что основным условием решения проблем является большое желание учителя получить высокие результаты своей педагогической деятельности.



© 2010-2022