Жизнь и творчество М. В. Хонинова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе.

Тема: « Мои стихи, как эстафету, степные ветры понесут по свету». Жизнь и творчество М. В. Хонинова.

Цели и задачи урока:

1. Знакомство с биографией и творчеством М. Хонинова.

2.Раскрытие особенностей творческого мировосприятия поэта.

3Показать чувство душевного родства с народами Росси, связь с родной землёй.

Проблемный вопрос.

Почему М. В. Хонинова можно назвать человеком - легендой?

Оборудование.

1.Выставка книг М. Хонинова.

2. Портрет М. Хонинова.

3.Раздаточный материал.

4. Литературоведческие словари.

Ход урока.

Вы знакомы с творчеством многих калмыцких писателей и поэтов. Но сегодня мы посвятим наш урок творчеству Михаила Ванькаевича Хонинова. Тема нашего урока написана на доске:

« Мои стихи, как эстафету, степные ветры понесут по свету». Жизнь и творчество М. В. Хонинова.

М. Хонинов среди писателей и поэтов Калмыкии занимает особое место. Это не только поэт, драматург, прозаик, но и человек - легенда. Ещё при жизни он стал героем многих документальных и художественных произведений. Ему посвящены повести Александра Демидова « В атаку поднимался первым» , Андрея Дугинца « Искры под пеплом»; пьеса Цыдженова « Жаворонки везде поют одинаково». О нём писали очерки Д. Кугультинов « Его звали Михаилом Чёрным», А. Исбах « И друг степей - калмык», П. Брайко «Потомок Алого Хонгора». Ему посвятили поэмы В. Михановский « Баллада о горбатом мосте», Н. Поливанов «Миша Чёрный». Много стихотворений- посвящений, написанных Д. Кугультиновым, М. Дудиным, Б. Сангаджиевой, К. Эрендженовым, А. Кукаевым, Э. Лиджиевым, В. Нуровым и др.

Хонинов М.В.родился первого января в с. Цаган - Нур Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Отец, Ванькаев Хонин Ногаевич, работал по найму пастухом. Семья была большая. Черыре сына и дочь. Рано умерла мать. В стихотворении «Отец» он рассказывает о своей семье.

Стихотворение « Отец»- читает подготовленный ученик.

При всей нелёгкой жизни все дети учились в школе. Семилетку будущий поэт окончил в 1934 году и в этом же году поступил в Астраханский техникум искусств.

Вот как пишет он в своём стихотворении « Прощание со старой телегой» о начале своей взрослой жизни.

Звучит стихотворение « Прощание со старой телегой»

Анализ

Мы с вами познакомились с первым этапом жизни поэта. Переходим к следующему.

В 1936 году техникум окончен, с сентября этого же года он начинает работать артистом в Калмыцком драматическом театре и одновременно директором республиканской радиокомпании.

В 1939 году призван на службу в Красную Армию в Забайкальский военный округ.

Начало Отечественной войны встретил 13 июля в степях Смоленщины в районе города Демидова.

Бои шли очень тяжёлые, солдаты оказались в окружении. И только после многодневной блокады кольцо немцев удалось прорвать лишь небольшой группе бойцов, сам же Хонинов, прикрывая своих, остался контуженным на поле боя и несколько дне пролежал в траншее. Этому периоду посвящён роман «Помнишь, земля Смоленская». Нашла его крестьянка из деревни Сенино Стрельцова Мария, которая подлечила его и вернула в строй.

Он уходит в тыл врага, в леса Белоруссии, где организовывает подпольную антифашистскую подпольную организацию. С этого момента начинается его борьба за освобождение Родины в партизанском отряде на Могилёвщине.Он бесстрашный командир отдельной действующей роты, умный и хитрый разведчик. В этот период, по его словам «…я получил кличку Миша Чёрный» .Фашисты называли его роту «дикой дивизией», а за его голову была назначена награда в 10 000 тысяч оккупационных марок.

Его роман «Помнишь, земля Смоленская» , стихотворение «Мать с Березины», поэмы «Бой на Березине» , «Мой райком», повесть «Миша Чёрный - это я» - произведения с биографической основой.

Стихотворение «Мать с Березины» посвящено Прасковье Андреевне Вилиткевич, белорусской женщине, спасшей его. Поработаем с этим стихотворением.

( Звучит стихотворение «Мать с Березины». Делаем анализ.)

Вывод. Описывается один из моментов военной жизни. Встреча с белорусской женщиной, которая спасает раненого партизана, не делает различия между своим и чужим сыном. Они все для неё сыновья. Она - мать! Мать-живое воплощение бескорыстной любви, заботы, ласки.

К Прасковье Андреевне Вилиткевич М. В. будет всю свою жизнь испытывать глубокое чувство уважения.

Образ матери в этом стихотворении перерастает в образ многонациональной Родины, которую он любил.

За участие в освобождении Минска от фашистских оккупантов Михаил Ванькаевич был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Переходим к следующему этапу его жизни.

К ордену полагался и отпуск. Но когда он приехал на Родину, то увидел только пепелища. , русская женщина, отдала ему письмо жены. Конечно же, он мог бы вернуться в Белоруссию, куда звали его боевые товарищи. Но он был верен своим корням. Мог бы избежать трагической судьбы, но он разделил её со своими родными и близкими, своим народом.

(Звучит отрывок из поэмы «Мой путь»)

Продолжаем лекцию.

С 1944 по 1957 годы работал в Красноярском и Алтайском краях школьным военруком, лесорубом, горноспасателем в шахте,прорабом, инженером - строителем.

В 1957 году вернулся на Родину. С августа 57 года работал директором республиканской радиокомпании, а с сентября 57 года директором Калмыцкого государственного драмтеатра. Дыл специальным корреспондентом журналов «Крокодил» и «Огонёк».

С 1967 по 1969 годы учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Член Союза писателей СССР с июня 1961 года. Член Литфонда СССР с 1964 года.

За личные подвиги в Великой Отечественной войне награждён орденом Боевого Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени, медалью «»За победу над Германией 1941 -1945 гг»

В Минске в музее боевой славы есть фотография Михаила Хонинова.

В 1981 году Михаила Ванькаевича не стало. Послушаем его стихотворение- завещание «Стану красным тюльпаном»

(Звучит стихотворение)

В 2003 году Большецарыновской средней школе №2 было присвоено имя Михаила Ванькаевича Хонинова.

Подводим итоги нашего урока- лекции. Задумывались ли вы над тем, почему обыкновенные, на первый взгляд, слова в поэтическом произведении становятся многозначительными, весомыми, а лаконичные строки автора очень ёмкими, создающими почти зримый образ? Это происходит потому, что по- настоящему талантливый поэт создаёт в своём произведении два уровня: сам текст и подтекст. Текст воспринимается умом; подтекст воздействует на сердце читателя, оживляет чувства, не оставляет равнодушным. Такова поэзия М. В. Хонинова

Итак, познакомившись с творчеством М. Хонинова, мы можем говорить, что это человек- легенда. Он пережил войну, ранения,ссылку,потерю близких, но остался человечным, любил свою Родину, имел беспокойную совесть, т.к. жил жизнью своей страны и своей эпохи. Творчество его высокодуховное и высоконравственное, как и полагается классике. И такие произведения мог написать только истинный поэт.

Наш урок мне хочется закончить словами, которые я вынесла в эпиграф.

(прочитать эпиграф)

Римма Михайловна Хонинова унаследовала поэтический дар отца.Это прекрасная поэтесса, писательница, исследовательница не только творчества своего отца, но и других калмыцких поэтов.

Д.з. Выучить наизусть стихотворение М. В. Хонинова. (по выбору)


© 2010-2022