Сочинение как форма итоговых испытаний

Мы пытаемся сделать одну из попыток проанализировать сочинение как форму итоговых испытаний и дать учителям конкретные практические методические рекомендации по подготовке к ним обучающихся. Статья не случайно построена в виде методической лекции, обращенной к аудитории учителей русского языка и литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение… Сочинение… Сочинение...

Почему одно и то же слово повторяется трижды? Да потому, что речь пойдет о трех разных видах сочинения.

Сочинение первое. Это сочинение в формате основного государственного экзамена (ОГЭ, ГИА-9). То, которое предстоит писать абсолютно всем нашим ученикам. Эта часть работы представляет собой альтернативные творческие задания, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Тем не менее все они строятся по типичной структуре текста-рассуждения: тезис, аргументы (два!), с помощью которых тезис доказывается, вывод, утверждающий истинность тезиса. Именно тезис является краеугольным камнем всего сочинения. И именно здесь наши ученики испытывают наибольшие затруднения. Как помочь детям преодолеть эти затруднения?

В сочинении 15.1 (на лингвистическую тему) тезис представляет собой объяснение смысла приведенного высказывания. Нельзя процитировать мнение ученого и сразу приступить к аргументам. Языковое клише «Попробуем разобраться в смысле данного высказывания» предполагает его интерпретацию. Отсутствие пояснений чревато потерей баллов. В процессе работы с цитатой целесообразно выделить в ней грамматическую основу: подлежащее чаще всего является языковым явлением, о котором следует говорить, а сказуемое указывает на то, что «делает» данное явление, то есть определяет его роль в тексте.

В сочинении 15.2 (на морально-этическую тему) в качестве тезиса выступает объяснение (толкование!) смысла заданного предложения или фрагмента текста. Пожалуй, это самое сложное задание, поскольку требует анализа всего текста в целом (обратите внимание: только в сочинении 15.2 оба аргумента ученики должны привести из прочитанного текста). Чтобы понять фрагмент, ученику необходимо определить, какова тема данного текста, его идея (т.е. что хотел сказать автор), как она отражена в предложенном фрагменте, соответствует ли авторская позиция его пониманию цитаты. Помните: для девятиклассников тексты подбираются таким образом, что позиция автора отражает общепринятые нормы морали, а потому с ней трудно не согласиться.

В сочинении 15.3 (толкование значения слова) тезисом является не только определение, которое ученики дают заданному слову, но и комментарий к нему. А чтобы написать комментарий, нужно помнить о том, что предложенный для анализа текст имеет непосредственную связь с текстом для изложения и часто именно в последнем можно найти материал для комментирования определения.

Сочинение второе. Это уже привычное нам сочинение в формате ЕГЭ. Кажется, сколько об этом сказано! И все-таки наши ученики продолжают делать досадные ошибки.

Ошибка первая - структурная. Выпускники не умеют читать задание, разбираться в его формулировке. Давайте примем это на свой - учительский - счет. Это мы не смогли достучаться до каждого нашего ученика, что сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку строится по определенному шаблону: проблема - комментирование проблемы - позиция автора - собственное отношение к поднимаемой проблеме - аргументация теперь уже своей точки зрения. Соблюдение данного шаблона напрямую связано с критериями оценивания работы. (Критерии К1-К5).

Ошибка вторая - понятийная. Это самая распространенная ошибка. Наши ученики в качестве проблемы заявляют тему текста. В результате получают нули по критериям К1-К-4.

Давайте разберёмся. Тема - это то, о чем идет в тексте речь. О чести.. О достоинстве… О благодарности… О выборе. Но ведь, например, выбор выбору рознь. Можно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, а можно говорить о выборе блюда на обед. Неужели эти «выборы» равноценны?

Проблема - это сложный вопрос, который решает автор в предлагаемом тексте. Так если это ВОПРОС, не лучше ли учить детей формулировать проблему именно в форме вопроса. Тогда и направление рассуждений самим ученикам будет понятно. Да и аргументы подобрать будет легче.

Комментирование проблемы. Одно из самых слабых звеньев в сочинениях выпускников. Не зря ведь в 2016 году именно в критерий «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» внесены изменения: вместо двух баллов теперь можно получить три. Неумение комментировать проблему - это тоже наша недоработка. И по качеству, и по количеству. Сколько мы пишем на уроках сочинений-рассуждений? Всегда ли верно оцениваем их? Насколько целенаправленно проводим работу над ошибками? Мы почему-то считаем, что если ученики в работе обращаются к исходному тексту, значит все в порядке. А как автор пришел к решению поднятой им проблемы? Ведь его точка зрения на чем-то основана. Вот потому в критериях 2016 года необходимость приведения примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, напрямую связана с количеством баллов. То есть дети должны аргументировать не только свою, но и авторскую позицию.

Говоря об аргументации собственной позиции автора сочинения, следует сказать, что недостаточно упомянуть произведение и даже назвать его автора. Необходимо включить свои аргументы в заданные проблемой текста рассуждения, т.е. увидеть связь между своими примерами и примерами автора. Только в этом случае сочинение будет представлять собой единое целое.

Сочинение третье. Это итоговое сочинение по литературе, которое наши ученики пишут в декабре.

Насколько это новый для нас вид работы? Если вы пишете с учениками сочинение (как это и предусмотрено всеми Программами) после изучения произведения, то для Вас и Ваших детей это не такое уж и сложное испытание. Главное помнить, что это сочинение по литературе. Основная ошибка детей - создание монологического высказывания по шаблону сочинения в формате ЕГЭ и даже ОГЭ по русскому языку. Выпускники объясняют смысл предложенной фразы (темы), в лучшем случае формулируют проблему и заявляют свою позицию по данной проблеме и приводят два аргумента (по 3-4 предложения) из разных произведений. Результат - нераскрытая тема и «незачет».

Как строится сочинение по литературе?

Оно имеет трехчастную композицию:

  • Вступление

  • Основная часть

  • Заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Оно может содержать ответ на заданный вопрос, содержать биографические или исторические сведения, имеющих важное значение для последующего анализа текста, или объяснение литературоведческих терминов, если они использованы в формулировке темы.

Главное во вступлении - описание темы -> формулирование проблемы -> выдвижение тезиса, который будет доказываться в основной части. Тезисное утверждение - это, как правило, спорная точка зрения, которую автор сочинения пытается доказать.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части наши ученики должны продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Им следует избегать пересказа литературного произведения, изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть - это проверка того, насколько верно понята тема. Это доказательства тезиса. Каждое доказательство (а их должно быть минимум два!) состоит из аргументов и фактов. Факты призваны ответить на вопрос КАК? Они включают в себя конкретные примеры из произведения. Аргументы основываются на логике и рассуждениях. Их назначение - ответить на вопрос ПОЧЕМУ? В единстве КАК и ПОЧЕМУ секрет убедительного доказательства.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой органически связанной с предыдущим изложением.

Мы может по-разному относиться ко всем формам итоговой аттестации, но следует принять их как данность и целенаправленно учить детей созданию связного монологического высказывания в соответствии с поставленной перед ними задачей.

© 2010-2022