Научно-исследовательская работа Архетипическое значение мотива помощника, воплощенное в образе лошади

Научно-исследовательская работа - форма проектной деятельности, значение которой в становлении личности ребенка, развитии его творческого потенциала трудно переоценить. Она ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. НИР - это простор для творческой инициативы учащегося и педагога, тесное сотрудничество, мотивирующее ребенка к самостоятельным открытиям . Данная научно-исследовательская работа может служить вспомога...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей современных технологий управления № 2» г.Пензы








Научно-исследовательская конференция школьников











АРХЕТИПИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА ПОМОЩНИКА,

ВОПЛОЩЕННОЕ В ОБРАЗЕ ЛОШАДИ

(ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)




Автор: Иксанов Руслан, 7 а кл.

Научный руководитель: Близнина М.М.




г.Пенза, 2015 год



Содержание


Введение

Глава I. Роль лошади в жизни человека

Глава II. Архетип как литературоведческий термин

II.1. Понятие архетипа

II.2. Обусловленность архетипического значения мотива помощника традициями русского фольклора

Глава III. Образ коня и его значение

III.1. Исследование актуальности выбранной темы

III.2 Этимология слов «конь», «лошадь»

III.3. Использование архетипического значения в образе коня как средство выражения авторской позиции

Заключение






Введение

Животное, всем нам знакомое с детства,

Века с человеком живёт по соседству,

Как верный и преданный друг помогает,

А он о ней песни и сказки слагает.

Давно эта дружба у нас началась…

И я лошадям посвящаю рассказ1

Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют». Нельзя не согласиться с этим утверждением, и недаром многие люди называют своим любимым животным - лошадь.

Разделяя с человеком его труды, его походы, лошадь была и остается нашим верным спутником. Ей посвящены сказки и песни, произведения мировой литературы, живописи, драматургии.

Почему образу лошади в произведениях русской литературы придается особая роль? Не потому ли, что мы бессознательно воспринимаем ее как помощника, без которого не представить само развитие человеческой цивилизации? А общение с лошадьми? Не оно ли обусловило воспитание в людях лучших качеств: доброты, ответственности, гуманности. Размышления над этими вопросами привели к появлению гипотезы: обращаясь в произведениях к образу лошади, писатели придают ему архетипическое значение помощника.

Гипотеза обусловила цель исследования: адресуясь к произведениям русской литературы, входящим в школьную программу по предмету для 5-6 класса, доказать присутствие архетипического значения мотива помощника в образе лошади.

В соответствии с поставленной целью определились основные задачи исследования:

- познакомиться с понятием «архетип» как литературоведческого термина;

- наметить произведения для анализа;

- рассмотреть образ лошади с точки зрения нравственного значения, придаваемого ему автором;

- провести социологический опрос среди учащихся 6а класса;

- обобщить материалы исследования, сделать необходимые выводы.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

  • синектики (мозговой штурм - выдвижение гипотезы);

  • поисковый, сбор информации (работа в Интернете, в библиотеке);

  • социологический опрос;

  • диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм);

  • анализ полученных данных;

  • создание и защита презентации в среде Payer Point.

Актуальность настоящего исследования видится в воспитывающем значении образа лошади, являющейся верным спутником человека в жизни.

Новизна исследования объясняется тем, что в материалах, связанных с понятием архетипа в литературоведении, образ лошади специально не рассматривается.

Практическое значение данной работы несомненно: оно может быть востребовано как дополнительный материал при изучении произведений русской литературы по программе 5-6 класса, а также основа проекта.

Глава I. Роль лошади в жизни человека

Лошадь - животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком в трудах, путешествиях, военных походах.

Предполагается, что впервые лошадь была приручена людьми в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово (территория Башкортостана). Там же были найдены самые древние останки лошади, которые датируются рубежом VII-VI тыс. до н.э. В степях Евразии лошади были одомашнены за много тысяч лет дол того, как они попали на юг, на терриории

-------------------------------------------

1. konniimir.narod.ru/stihi.htm

распространения древнейших ближневосточных цивилизацй. Ещё одна версия отсылает нас к археологической культуре Аль-Магар, недавно обнаруженной в Саудовской Аравии. Остатки лошадей, наконечники стрел, изображения лошадей на предметах обихода ярко свидетельствуют о том, что ремесло древних было тесно связано с лошадьми.2

Выносливость, быстрота движения, высокая способность к полезной производительности издавна делают лошадь разносторонним рабочим животным и дают возможность пользоваться животными в сельском хозяйстве, в других отраслях промышленности, а также в военном деле и в спортивных целях.

Разнообразные потребности людей за всю историю их общения с лошадьми трудно перечислить: лошадь была нужна и как тягловая сила, и как средство передвижения, и как ценное продуктивное животное, и как предмет коллекционирования и эстетического наслаждения, и как верный друг. Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без удивительного помощника - лошади. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! А сколько даёт самому человеку возможность заботиться о лошадях! Доброту и отзывчивость, ответственность и чуткое восприятие красоты - без всего этого жизнь человека вряд ли была бы полной.

Лошадь считается благородным животным. Недаром в геральдике конь совмещает в себе качества нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, ловкость лисицы. В гербе всегда представляется в профиль. Интересно и отношение к конской сбруе: ей издавна придавалась магическая роль: в наузе, привешиваемой на ремне или шнуре под шеей лошади хранились обереги, бумажки с заговорами.

Без лошади не представить и современный мир, ведь, несмотря на развитие технического прогресса, существует множество потребностей человека, реализовать которые возможно только с использованием лошади.

Глава II. Архетип как литературоведческий термин

II.1. Понятие архетипа

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени. Но он переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, этот разрыв на языке религии осмысляется как «грехопадение». Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Эту роль и выполняют некие образы, с которыми человек бессознательно связывает «охранительное» значение. Они открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от

непосредственного соприкосновения с тем, что он не может объяснить, воспринять, осмыслить.

Понятие «архетип» рассматривается биологами, психологами, социологами, культурологами. Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг2, и с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание обеспечивается материалом сознательного опыта.

Мы рассмотрим архетип как литературоведческий термин3. Слово «архетип» образовано от двух греческих корней: arche - «начало» и typos - «образец», то есть значение его можно определить как «первообраз», «праформа», «первичный тип». Разграничивают два понятия: архетип и архетипический образ. Под архетипом понимаются изначальные, фундаментальные

образы и мотивы, лежащие в основе общечеловеческой символики мифов, сказок и других

-------------------------------------------

2. Ru.wikipedia.org.Домашняя лошадь.

3. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/105

продуктов художественного воображения. Архетипы имеют символический, а не аллегорический характер, это широкие, часто многозначные метафоры, а не знаки. Архетипический образ - это образ художественного произведения, в котором архетип получает конкретное воплощение.

Таким образом, архетип - образ, в котором проявляется бессознательное, действующее на сознание опосредованно, когда влияние архетипа не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется - бессознательно)3 и сопровождается эмоциями. Эти "виды действия" заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном - совокупности архетипов.

II.2. Обусловленность архетипического значения мотива помощника традициями русского фольклора.

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями4.

Нетрудно найти параллель в славянской народной мудрости, вспомнив строчки народных песен: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда», «Добрый конь подо мною, господь надо мною», «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!»5. Как видим, здесь сопрягаются воедино значение веры в помощь Бога и надежды, возлагаемой на коня как помощника человека.

Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова "беречь") в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Не случайно у Астафьева В.П. в рассказе «Конь с розовой гривой»6 «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом. Фигурки коня служили талисманом крестьянам и горожанам, по ассоциации с оберегами былинных героев, защищавших границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь - верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, - ржёт "во всю голову", бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Когда читаем в былинах7, что богатыри сели на "добрых коней", мы понимаем, что речь идет о надежной защите, опоре, без которой русским героям пришлось бы туго. Конь - это и оборона, и некая мудрая сила. Недаром обращаются с конем уважительно, с почтением. Вспомним Илью Муромца: у исцеленного богатыря, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, и будущий защитник земли русской ведет с конем диалог, навсегда определяющий их отношения. Илья просит служить ему "верой-правдою", конь же предлагает человеку испытание - готов ли тот владеть им? Илья садится на коня, и мудрое животное сразу признаёт в нём своего хозяина.

Забота о коне - важное и непременное условие. Человек берет на себя обязательство «ходить» за верным другом, любовь и ласка словно приумножают силу, что природой заложена в богатырского жеребца. Странники советуют Илье вырастить себе боевого коня из жеребёнка.

А корми его пшеницей да белояровой,

А ещё пои его... да ключевой водой,

...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая

Ещё добра-де лошадь богатырская.

Между прочим, и богатырская жизнь начинается с того момента, как Илья обрёл сильного коня. В этом и проявляется архетипическое значение мотива помощника, воплощенное в образе коня. Без коня нет силы, нет опоры для всадника, и потому самое страшное для воина - разлучение с конём. Когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:

- Мы убьём его, пограбим-ко,

-----------------------------

3. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/218

4. slavyans.myfhology.info/panteon/dadgbog.html

5. Там же

6. modernlib.ru/books/astafev_viktor_petrovich/kon_s_rozovoy_grivoy/read/

7. modernlib.ru/books/eposi_legendi_i_skazaniya/russkie_bilini/

Со конём его разлучим-ко!

А богатырь-то... всех до одного

В одночасье погубил подряд...

Конь богатырский - главное оружие Ильи в борьбе с «погаными». «Потоптал конем змеенышей», «ринул коня на силу нечистую». Самый значимый подвиг Ильи - разгром татарского нашествия - не был бы возможен без коня:

...припускал он коня богатырского

На эту рать - силу великую...

За землю российскую

Да за вдов, за сирот, за бедных людей.

Даже о судьбе своей Илья говорит, ассоциируя её с норовистой лошадью:

...А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезжаю,

А судьба для меня - за коня!

Мотив «судьба-помощница», связанная с образом былинного коня, наполняется архетипическим значением.

Архетипическое значение мотива помощника реализуется и в других фольклорных жанрах, например в детских считалках, загадках8:

А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идёт,

Травку рвёт-

Что вырвет,

То в пучок.

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Таким образом, олицетворяя в образе коня силу, мудрость, выносливость, верность, исполнение долга, народ видит в нём помощника, без которого нет жизни ни воину, ни пахарю. Недаром испокон веков крестьяне называли коня кормильцем, а воины - боевым товарищем.

Глава III. Образ коня и его значение

III.1. Исследование актуальности выбранной темы

Познакомившись с понятием архетипа и рассмотрев проявление архетипического значения мотива помощника, воплощенного в образе коня в русском фольклоре, мы оказались перед необходимостью выделить из школьной программы по русской литературе для 5-6 класса произведения, в системе образов которых есть образ лошади, коня. Их немало. Приведу как пример следующие:

  1. Былины, пословицы, загадки.

  2. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

  3. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

  4. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

  5. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

  6. И.С. Тургенев. «Муму».

  7. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».

  8. И.С. Тургенев «Бежин луг».

  9. Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир».

  10. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

  11. П.П. Ершов «Конёк - горбунок»

  12. К.Паустовский «Тёплый хлеб»

  13. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

  14. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

Во всех перечисленных произведениях не просто упоминаются кони как персонажи или

элемент обстановки, окружающей действующих лиц, с образами животных связана

--------------------------------------------

8. zestword.ru/poslovicy-i-pogovorki/

особая авторская позиция, в которой и проявляется архетипическое значение упомянутых образов.

Образ коня, лошади всегда привлекателен для читателя. Доказательством явились результаты социологического опроса, проведенного в 6 а классе. В нём принимали участие 29 человек.

КНаучно-исследовательская работа Архетипическое значение мотива помощника, воплощенное в образе лошадиак показали данные анкетирования, для 78% ребят лошадь является любимым животным. Рейтинг ответов на вопрос «Почему?» выглядит следующим образом:



На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?» шестиклассники ответили так (упоминать можно было несколько произведений):


41,3 %

«Конёк - горбунок» П.П. Ершова

41,3%

«Лошадиная фамилия» А.П.Чехова

68,9%

«Теплый хлеб» К.Г. Паустовского

17%

«Бежин луг» И.С.Тургенева

68,9 %

«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева

17%

«Бородино» М.Ю.Лермонтов

6,8 %

Не знаю

По мнению учащихся, значение лошади для человека выражается в следующем:

Научно-исследовательская работа Архетипическое значение мотива помощника, воплощенное в образе лошади

Вопрос: «Какое значение связывает с образом коня автор в том или ином произведении (имелось в виду произведение, названное самим респондентом)?» - вызвал настоящее затруднение ребят.

Данные социологического опроса показали, что шестиклассники имеют общее представление о лошадях, в котором реализовалось архетипическое значение мотива помощника, абсолютно бессознательно трактуемое большинством учеников класса. Вследствие этого нам показалось важным рассмотреть значение образа коня (лошади) в произведениях русской литературы, входящих в программу для 5-6 классов, доказав значимость этого образа.

III.2 Этимология слов «конь», «лошадь»

В нашем исследовании чередуются слова «лошадь», «конь». Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша». Тюркские племена кочевали в южно - русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку9.

В.И.Даль пишет так: "Конь - м. стар. комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча". «Лошадь, ж., лошадка…вообще конь; особ. Не жеребец и не кобыла, меринъ»10.

Данные сведения приведены в работе для предотвращения разночтения значений исследуемого образа.

III.3. Использование архетипического значения в образе коня как средство выражения авторской позиции.

Мир художественного произведения сложен и глубоко своеобразен, в нём передана специфика авторской творческой концепции. События, действующие лица, их портреты, высказывания и окружающая обстановка (пейзаж, интерьер, вещи) - таков неполный перечень единиц и компонентов изобразительности. Авторская картина мира может быть постигнута в ходе анализа целого произведения, а может быть воспринята в результате анализа значений образной системы, в частности, восприятия архетипического значения мотивов, реализующихся в том или ином образе. Докажем это на примере ряда произведений русской литературы.

С раннего детства мы помним замечательную сказку Ершова «Конек-Горбунок» (конёк - уменьшительно-ласкательное слово от «конь»). Для своего хозяина, Иванушки-дурачка, он мудрый наставник, «старший брат», не раз и не два спасавший «меньшого» от беды. Он -

Игрушечка-конёк,

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

В словах «игрушечка-конёк» с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов передано отношение автора к данному герою сказки - восхищение, умиление и признательность. Неказистый вид подчеркивается недаром: тем разительнее контраст между внешними и внутренними качествами горбунка. По словам матери-кобылицы:

...на земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет...

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит...

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал "игрушка-горбунок" для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти.

Через этот образ проецируется и отношение автора к Иванушке, который, постепенно становясь лучше, умнее, толковее, в финале сказки обретёт свою истинную внешность, когда внешнее и внутреннее будут приведены в абсолютную гармонию. Залогом этой гармонии - поведении Иванушки, для которого конек-горбунок безусловная ценность, не просто помощник, а брат. Привязанностью, преданностью платит за любовь и Конёк, и это главное, что выделяет Конька-горбунка в повествовании Ершова П.П11. Преданность Коня человеку не может не восхищать.

Интересную роль выполняет конь в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Будучи принадлежностью врага, конь, тем не менее, словно не желает носить своего страшного хозяина и спотыкается, что сулит чуду-юду неудачу, поражение в бою. Мысль о том, что добро, поставленное на службу злу, противоречит законам природы, по которым должен жить человек, тоже заключает в себе архетипическое значение.

Конь не просто сопровождает человека, для представителей крестьянского мира конь - одно целое с ними, а значит, и чувства близки, если не тождественны. Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова мы видим, что сражение воедино сплотило всех. В кровавой сече бьются не только люди, но и кони, "чувствовавшие" приближение врага. Вот как описан момент атаки у

-----------------------------------------------------

9. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term

10. classes.ru/all-russian/ В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

11. stihi-rus.ru/deti/Erchov.htm П. Ершов Конек-горбунок

М.Ю.Лермонтова12:

...Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди...

Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решая тем самым его судьбу - попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.

Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом - малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: "Ну, Карабах, завтра послужим". Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.

Уже в сражении Петя прокричал:

"-Ура! Ребята... наши!.." - и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице"13 Как изменилось поведение лошади, когда "Петя скакал ... вдоль по барскому двору и, вместо того, чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону": "лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю"13. Лошадь уже чувствовала смерть своего седока. Так, в образе лошади обыграно некое мистическое значение: неодолимость рока, судьбы.

Гибель коня от вражеской пули приводит к плену Жилина из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»14. Ассоциации выстраиваются прямые: нет опоры, в качестве которой выступает конь, - нет свободы, нет счастья для героя.

Привязанностью за привязанность, любовью за любовь «платят» коням деревенские мальчишки из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». «Лошадушки мои», - любовно величает крестьянских кляч деревенский паренек, и рабочие коняги в произведении Тургенева предстают грациозными, сильными, красивыми животными, словно любовь человека опоэтизировала их: «мимо меня промчался отдохнувший за ночь табун»15.

Отношение к коню как к ценности, важной составляющей крестьянской жизни декларируется в рассказе К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»16. Сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею, и поводом становится страшный поступок сироты Фильки, чье очерствевшее сердце накликало на село великую беду. Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминуемый голод, страх за себя и других, - запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит. Эта мысль как некая заповедь сопровождает нас с раннего детства, формируясь в нашем подсознании как некая архетипическая формула.

Общение с лошадьми оборачивается настоящим счастьем. Например, счастливы крестьянские ребятишки, выросшие среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле - "днём мухи и оводы не дали бы им покоя". Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они о "прянике конём". Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». "Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями", лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан «трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки - это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»17.

Образ «розового коня» встречается нам и в стихотворениях С.Есенина ( "Не жалею, не зову, не --------------------------------------------------

12. stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm М.Ю.Лермонтов Бородино

13. Вокруг тебя - мир…: Книга для ученика, 5 класс. - М., 1999.

14. rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0243.htm Л.Н.Толстой Кавказский пленник

15. modernlib.ru/books/turgenev_ivan_sergeevich/bezhin_lug/read/ И.С.Тургенев Бежин луг

16. books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/ К.Г.Паустовский Теплый хлеб

17. modernlib.ru/books/astafev_viktor_petrovich/kon_s_rozovoy_grivoy/read/

плачу…", 1921 г.)18 Конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Благодаря дополнительной символике цвета жизнь предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" ( 1924 г. )19

Опоэтизированным предстает образ коня и в знаменитой «птице-тройке» Н.В.Гоголя. Отрывок из поэмы «Мертвые души»20 был проанализирован во время факультативного занятия. "Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!" И в этом отрывке архетипическое значение мотива помощника реализуется в образе коня с удивительной силой и яркостью. Крестьянская Русь - «лошажья» держава - не ведает своей судьбы, но никакие беды не способны уничтожить дух силы, выносливости и терпения, что стал нарицательным и для образа крестьянства, и для образа коней. Автор, Н.В.Гоголь, восхищается этим "божьим чудом", его грацией, красотой, неповторимостью.

"Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?"

Ответом на этот вопрос и являются произведения русской литературы, в которых образы коней призваны не только выразить авторскую позицию, но и, воплотив архетипическое значение мотивов помощи, надежды, судьбы, воспитать в русском человеке патриотизм, гуманизм, веру в будущее родной страны и её народа.

Заключение

Прошли те времена, когда лошадь была главным помощником человека: помогала осваивать дальние страны, справляться с тяжелым крестьянским трудом, решать исход войн на полях сражений. Но уважение, любовь к лошади по-прежнему неотъемлемая характеристика отношения человека к своему четвероногому другу. Недаром с 1998 года отмечается День лошади - раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.

Поэты и писатели воспевали любовь к коню с тех самых пор, когда человек начал приучать это великолепное чудо природы,- умное, верное, трепетное. Представители искусства (художники, скульпторы, архитекторы), изображая коня-любимца, увековечивают не только красоту животного, но и успех человека, потому что выведение породы, отличающейся красотой, грацией, гармонией, резвостью, силой, - всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют работы скульптора Э.Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена на одноимённом памятнике (автор Э.Гиляров): это гордость коллектива за орловскую породу коней 200-летнего существования. У основания памятника коню из Баболны (Венгрия) выбита надпись: «Самому верному другу». Все эти факты лишь подтверждают, что с образом лошади в сознании и подсознании человека связана мысль о верном друге, надежном помощнике.

Таким образом, подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы:

- анализ материала показал, что основой изображения коня в художественной литературе становится архетипические мотивы, главными из которых являются мотив боевого товарища, мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания), мотив помощника. Последний словно вбирает в себя все предыдущий, заключая суть архетипического образа.

Сопоставив русскую мифологию и произведения классической литературы, мы выяснили, что конь на протяжении существования человеческой истории является символом

---------------------

18. stihi-rus.ru/1/Esenin/74.htm С.Есенин Антология русской поэзии

19. Там же

20. Н.Гоголь Мертвые души. Художественная литература, 1972. 416 стр.

добра и счастья.

С каждым годом человек, всё более совершенствуясь, движется "по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений". Но никогда не стоит забывать наследие прошлого. Нельзя забывать, кому мы обязаны своим быстрым восхождением к прогрессу.













Список использованной литературы:


  1. Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23

  2. Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27

  3. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698

  4. Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117

  5. «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова, с.1-7,48

  6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)

  7. ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm

  8. referatik.com.ua/subject/

  9. Н.Р. Байжанова «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm

  10. Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42

  11. stihi-rus.ru/1/Esenin/74.htm С.Есенин Антология русской поэзии

  12. Н.Гоголь Мертвые души. Художественная литература, 1972. 416 стр.

  13. stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm М.Ю.Лермонтов Бородино

  14. Вокруг тебя - мир…: Книга для ученика, 5 класс. - М., 1999.

  15. rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0243.htm Л.Н.Толстой Кавказский пленник

  16. modernlib.ru/books/turgenev_ivan_sergeevich/bezhin_lug/read/ И.С.Тургенев Бежин луг

  17. books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/ К.Г.Паустовский Теплый хлеб

  18. modernlib.ru/books/astafev_viktor_petrovich/kon_s_rozovoy_grivoy/read/

  19. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term

  20. classes.ru/all-russian/ В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

  21. stihi-rus.ru/deti/Erchov.htm П. Ершов Конек-горбунок

  22. konniimir.narod.ru/stihi.htm

  23. Ru.wikipedia.org.Домашняя лошадь.

  24. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/105

  25. zestword.ru/poslovicy-i-pogovorki/

Научно-исследовательская работа Архетипическое значение мотива помощника, воплощенное в образе лошади

© 2010-2022