- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературному чтению «Русские народные побасёнки»
Конспект урока по литературному чтению «Русские народные побасёнки»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасенко К.Э. |
Дата | 28.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
Тема: «Русские народные побасёнки»
Тип урока: комбинированный
Цель урока
Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений.
Предметные.
1.Дать определение побасенки.
2.Прививать интерес к фольклорной культуре.
Регулятивные УУД
-Организация своего рабочего места;
-Принимать и сохранять учебную задачу;
-Оценивать полноту и правильность своих действий.
Познавательные: анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества.
Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника, делать обобщение формулировать вывод.
Коммуникативные УУД
Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;
Умение работать в паре;
Использовать речь для регуляции своего действия, обыгрывание потешек, колыбельных;
Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы.
Личностные УУД
Осознано относиться к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.
Метод и форма обучения: фронтальный опрос.
Оборудование
Используется презентация, учебник, справочная литература.
Ход урока
1.Орг. момент
У.: Я дарю вам свою улыбку,
Вы в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Д.: Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.
Регулятивные УУД
-Организация своего рабочего места
2.Повторение изученного
У.: Ребята, давайте вспомним, что вы изучали дома самостоятельно.
Д.: Потешки, колыбельные песни.
У.: Потешки это…
Д.: Жанр народного творчества, который воспроизводится при обучении речи и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
У.: Давайте выразительно, соблюдая знаки препинания, прочитаем потешки.
Д.: Прочитывают потешки
У.: Колыбельные песни это..
Д.: Небольшое словесно-музыкальное произведение, выражающее чувства человека.
У.: Давайте выразительно, соблюдая знаки препинания, прочитаем колыбельные
Д.: Прочитывают колыбельные
Познавательные (УУД): анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества
3.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному восприятию нового материала
Цель.
Активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
У.: Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся следующие произведения:
Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.
Д.: Потешки
У.: Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт.
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие попросил.
Д.: Колыбельная
У.: Ходит Сон у окон,
Ходит к Дрёме на поклон.
Приходи к нам, Дрёма, в дом,
Принеси нам Угомон
Д.: Колыбельная
У.: А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.
Топ, топ, топ.
Д.: Потешка
У.: Молодцы!
У.: Можете ли вы определить следующий жанр?
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
Д.: Нет
У.: Какую задачу поставим на урок?
Д.: Узнать к какому жанру относится это произведение.
Регулятивные (УУД) принимать и сохранять учебную задачу
4. Открытие новых знаний
1.Речевая разминка (учебник с.42)
1)Упражнение-игра «Задание Слоговика: читай слитно»
-Прочитай слова по слогам, а затем целые слова с правильным ударением.
Д.: Читают в учебнике с.42
2) Лексическая работа со словами
Молотить, горница.
Д.: Молотить- выбивать зерна из колосьев.
Горница- чистая половина избы.
3) Упражнение цепочки слов. Читай слитно, целыми словами.
2.Работа над побасёнками
У.: Где можно найти ответ, к какому жанру относится это произведение:
-Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
Д.: В учебнике
У.: Найдите нужную информацию в учебнике на с 42.
Д.: Читают
У.: Как же называется этот жанр?
Д.: Побасенки.
У.: Правильно, сегодня мы познакомимся с побасенками.
Предположите, что же такое побасенки.
Д.: Высказывают свои предположения
У.: Ответ на этот вопрос найдем в словаре С.М Ожегова.
Д.: Побасенки - короткий занимательный рассказ, анекдот из народной жизни.
У.: Побасенками называют маленькие смешные истории, В них обязательно есть ирония..
Как вы понимаете это слово.
Д.: Ребята высказывают свои предположения
У.: Проверим по словарю Ожегова.
Д.: Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
У.:С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества характера: глупость, жадность, любопытство.
Познавательные (УУД) осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника.
Физминутка
Цель:
реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала
4.Этап применение знаний.
Цель: анализировать, сравнивать, формировать навык чтения, обогащать лексический запас речи.
1. Работа с учебником (рассматривание иллюстраций).
У.: Для вас художник нарисовал иллюстрации к этим побасёнкам.
Рассмотрите их, попробуйте предположить по ним содержание побасенок. С 42-43
Д.: Они о животных, еде, о людях.
2 .Чтение и обсуждение побасенок.
У.: Что рассмешило вас в первой побасенке.
-Бывает так в жизни?
-О каком человеческом качестве идет речь.
Д.: Глупость.
У.: Спрашивающий мальчик действительно глуп, или не подумал, что говорит.
У.: Кто, из вас сообразил, на что у бабы нет времени.
Д.: Чтобы забраться в телегу.
3.Выборочное чтение
У.: Выберите и прочитайте побаски в которых высмеивается лень.
Д.: 4, 5
У.: А теперь те в которых высмеивается глупость.
Д.: 1, 2, 3
Познавательные УУД:
делают обобщение формулируют вывод.
Коммуникативные УУД
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы.
5.Этап творческой работы
Цель: уметь работать в паре, распределить роли, подбирать движение, жесты.
4.Чтение по ролям. Самостоятельная работа над инсценированием
У.: А теперь каждая пара пусть выберет себе ту побасёнку, которая вам понравилась больше всего и подготовит её для показа другим ребятам.
Коммуникативные УУД
Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;
Обыгрывание умение работать в паре.
6. Этап коррекции
У.: Что высмеивал народ в побасенках?
Д.: Лень и глупость.
У.: О каких отрицательных качествах характера в них говориться?
Д.: О нездоровом любопытстве, о лени, глупости, о вранье.
У.: Чему могут научить нас побасенки?
Д.: Нельзя быть похожими на героев побасенок
У.: Что вам понравилось в чтении побасенок?
Д.: Они веселые, забавные, похожи на шутки.
Личностные УУД
Осознано относиться к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.
7. Этап рефлексии
У.: Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живёт:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть- тоска её боится!
Д.: Улыбка
У.: А как вы сегодня работали на уроке?
Регулятивные УУД
Оценивать полноту и правильность своих действий
Домашнее задание.
Попробовать придумать свою побасёнку.