Конспект урока по литературному чтению «Русские народные побасёнки»

Урок: литературного чтения Тема:  «Русские народные побасёнки» Тип урока: комбинированный Цель урока Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений. Предметные. 1.Дать определение  побасенки. 2.Прививать интерес к фольклорной культуре. Регулятивные УУД -Организация  своего рабочего  места;   -Принимать и сохранять учебную задачу; -Оценивать полноту и правильность своих действий. Познавательные: анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тема: «Русские народные побасёнки»

Тип урока: комбинированный

Цель урока

Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений.

Предметные.

1.Дать определение побасенки.

2.Прививать интерес к фольклорной культуре.

Регулятивные УУД

-Организация своего рабочего места;

-Принимать и сохранять учебную задачу;

-Оценивать полноту и правильность своих действий.

Познавательные: анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества.

Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника, делать обобщение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;

Умение работать в паре;

Использовать речь для регуляции своего действия, обыгрывание потешек, колыбельных;

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Личностные УУД

Осознано относиться к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.

Метод и форма обучения: фронтальный опрос.

Оборудование

Используется презентация, учебник, справочная литература.





Ход урока

1.Орг. момент

У.: Я дарю вам свою улыбку,

Вы в ответ поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Д.: Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.

Регулятивные УУД

-Организация своего рабочего места

2.Повторение изученного

У.: Ребята, давайте вспомним, что вы изучали дома самостоятельно.

Д.: Потешки, колыбельные песни.

У.: Потешки это…

Д.: Жанр народного творчества, который воспроизводится при обучении речи и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

У.: Давайте выразительно, соблюдая знаки препинания, прочитаем потешки.

Д.: Прочитывают потешки

У.: Колыбельные песни это..

Д.: Небольшое словесно-музыкальное произведение, выражающее чувства человека.

У.: Давайте выразительно, соблюдая знаки препинания, прочитаем колыбельные

Д.: Прочитывают колыбельные

Познавательные (УУД): анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества

3.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному восприятию нового материала

Цель.

Активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

У.: Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся следующие произведения:

Сорока, сорока, сорока белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

Д.: Потешки

У.: Ай, баю, баю, баю,

Ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт.

Коту лапти плетёт.

А кот лапти износил

И другие попросил.

Д.: Колыбельная

У.: Ходит Сон у окон,

Ходит к Дрёме на поклон.

Приходи к нам, Дрёма, в дом,

Принеси нам Угомон

Д.: Колыбельная

У.: А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.

Топ, топ, топ.

Д.: Потешка

У.: Молодцы!

У.: Можете ли вы определить следующий жанр?

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Д.: Нет

У.: Какую задачу поставим на урок?

Д.: Узнать к какому жанру относится это произведение.

Регулятивные (УУД) принимать и сохранять учебную задачу

4. Открытие новых знаний

1.Речевая разминка (учебник с.42)

1)Упражнение-игра «Задание Слоговика: читай слитно»

-Прочитай слова по слогам, а затем целые слова с правильным ударением.

Д.: Читают в учебнике с.42

2) Лексическая работа со словами

Молотить, горница.

Д.: Молотить- выбивать зерна из колосьев.

Горница- чистая половина избы.

3) Упражнение цепочки слов. Читай слитно, целыми словами.

2.Работа над побасёнками

У.: Где можно найти ответ, к какому жанру относится это произведение:

-Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Д.: В учебнике

У.: Найдите нужную информацию в учебнике на с 42.

Д.: Читают

У.: Как же называется этот жанр?

Д.: Побасенки.

У.: Правильно, сегодня мы познакомимся с побасенками.

Предположите, что же такое побасенки.

Д.: Высказывают свои предположения

У.: Ответ на этот вопрос найдем в словаре С.М Ожегова.

Д.: Побасенки - короткий занимательный рассказ, анекдот из народной жизни.

У.: Побасенками называют маленькие смешные истории, В них обязательно есть ирония..

Как вы понимаете это слово.

Д.: Ребята высказывают свои предположения

У.: Проверим по словарю Ожегова.

Д.: Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

У.:С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества характера: глупость, жадность, любопытство.

Познавательные (УУД) осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника.

Физминутка

Цель:

реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала

4.Этап применение знаний.

Цель: анализировать, сравнивать, формировать навык чтения, обогащать лексический запас речи.

1. Работа с учебником (рассматривание иллюстраций).

У.: Для вас художник нарисовал иллюстрации к этим побасёнкам.

Рассмотрите их, попробуйте предположить по ним содержание побасенок. С 42-43

Д.: Они о животных, еде, о людях.

2 .Чтение и обсуждение побасенок.

У.: Что рассмешило вас в первой побасенке.

-Бывает так в жизни?

-О каком человеческом качестве идет речь.

Д.: Глупость.

У.: Спрашивающий мальчик действительно глуп, или не подумал, что говорит.

У.: Кто, из вас сообразил, на что у бабы нет времени.

Д.: Чтобы забраться в телегу.

3.Выборочное чтение

У.: Выберите и прочитайте побаски в которых высмеивается лень.

Д.: 4, 5

У.: А теперь те в которых высмеивается глупость.

Д.: 1, 2, 3

Познавательные УУД:

делают обобщение формулируют вывод.

Коммуникативные УУД

строить речевое высказывание в устной форме;

кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы.

5.Этап творческой работы

Цель: уметь работать в паре, распределить роли, подбирать движение, жесты.

4.Чтение по ролям. Самостоятельная работа над инсценированием

У.: А теперь каждая пара пусть выберет себе ту побасёнку, которая вам понравилась больше всего и подготовит её для показа другим ребятам.

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;

Обыгрывание умение работать в паре.

6. Этап коррекции

У.: Что высмеивал народ в побасенках?

Д.: Лень и глупость.

У.: О каких отрицательных качествах характера в них говориться?

Д.: О нездоровом любопытстве, о лени, глупости, о вранье.

У.: Чему могут научить нас побасенки?

Д.: Нельзя быть похожими на героев побасенок

У.: Что вам понравилось в чтении побасенок?

Д.: Они веселые, забавные, похожи на шутки.

Личностные УУД

Осознано относиться к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.

7. Этап рефлексии

У.: Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть- тоска её боится!

Д.: Улыбка

У.: А как вы сегодня работали на уроке?

Регулятивные УУД

Оценивать полноту и правильность своих действий

Домашнее задание.

Попробовать придумать свою побасёнку.

© 2010-2022