Рабочая программа по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по литературе 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УДАЧНЕНСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

руководитель ШМО

_________/ Плясецкая А.В.

Протокол №1

от «20» августа 2015 г.


СОГЛАСОВАНО:

зам.директора по УВР

_________/Казанкова Е.М.


от «26» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

________/Казанков А.Н.

Приказ № 142

от «28» августа 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

базовый уровень

11 класс

Программу составила:

Алексеенко Ирина Александровна

учитель квалификационной категории СЗД





2015

Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………............3

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса……………………………………………………………………………………………....6

  3. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса………………………………………………………………….8

  4. Требования к уровню подготовленности учащихся……………………………………………………………………………………………..9

  5. Содержание курса…………………………………………………………………………………………………………...................................10

  6. Тематический план……………………………………………………………………………………………………………………………….21

  7. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………………………….............22

  8. Критерии оценивания…………………………………………………………………………………………………………………………….31

  9. Описание учебно - методического и материально - технческого обеспечения образовательного процесса………………………………35

  10. Приложения к программе. Лист текущего и промежуточного контроля по предмету……………………………………………………...36

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  12. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Русский язык"»

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

  14. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  15. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г. № 555 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год.

  16. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015 - 2016 уч. году.

  17. Учебный план МБОУ «Удачненская школа» на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю), из расчёта 34 учебные недели


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В. И. Чалмаев, Г. С. Меркин, С. А. Зинин // Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

2. Чалмаев, В. И. Литература. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /

B. И. Чалмаев, С. А. Зинин. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

3. Литература XX века. 11 класс : хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Чалмаев. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

Дополнительная литература для учителя:

1. Алиева, Л. Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка / Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

2. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературы в школе. - М., 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

3. Есин, А. Б. Русская литература XIX века: задачи, тесты, полезные игры / А. Б. Есин. - М. : Флинта, 2000.

4. Зинин, С. А. Методические рекомендации по использованию учебников: В. И. Сахаров,

C. А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В. И. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С. А. Зинин. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

5. Каплан, И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах : пособие для учителя / И. Е. Каплан. - М. : Просвещение, 1964.

6. Крайванова, А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе / А. Р. Крайванова // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984. - С. 40-46.

7. Меркин, Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи : пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

8. Михайлова, И. М. Тесты. Литература 9-11 классы : учебно-метод. пособие для учителя / И. М. Михайлова. - М. : Дрофа, 2002.

9. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе : кн. для учащихся 11 кл. сред.шк. : в 2 ч. / Л. А. Смирнова, А. М. Турков, А. М. Марченко [и др.] ; сост. Е. П. Пронина; под ред. Ф. Ф. Кузнецова. - М. : Просвещение, 1991.



Порядок изучения авторов и их произведений соответствует логике расположения тем по учебнику: Чалмаев, В. П., Зинин, С. А. Литература. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 3 ч. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 11 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории.


Цели обучения


Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.


Общая характеристика учебного предмета


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Планируемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Содержание тем учебного курса по литературе


Наименование

разделов

Содержание тем учебного курса

1

Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры

Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей- классиков

1

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть»

2

И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

3

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Сочинение по творчеству М. Горького

4

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала

5

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм

6

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион»

(Возможен выбор другого зарубежного прозаика.)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу

7

Г. Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабо»

(Возможен выбор другого зарубежного поэта.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии

8

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева

9

Символизм. Истоки русского символизма

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок)

10

В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова

11

К. Д. Бальмонт. Стихотворения:

«Я мечтою ловил уходящие тени...»,

«Безглаголъностъ», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглаголь-ность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей

12

А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии

13

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символи-ческого планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока

14

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника

15

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак)

16

И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северя-нин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества

17

В. В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ

18

Крестьянская

поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Ялюблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Кресть- ! янская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX- начала XX в.

19

Н. С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, 1 фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

20

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой

21

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий...», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля

22

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения,). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского

23

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага-нэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина

24

0. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «1Чо1хе Оаше», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Тпзйа» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

25

М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

26

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

27

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по- ; этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа

28

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя

1

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя

2

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка 1 острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках | нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы)

3

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта

4

Н.М. Рубцов

(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова

5

В. Г. Распутин

(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

6

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования

7

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

8

В. М. Шукшин

(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.) Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина

9

В. В. Быков

(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочкиБаси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа

10

Р. Гамзатов

(Возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова

11

И. А. Бродский

(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве»

12

Б. Ш. Окуджава

(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы

13

А. В. Вампилов

(Возможен выбор другого драматурга второй половины XX века.) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл фй- нала пьесы

14

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные откпики в печати. Сочинение по русской литературе второй половины XX в.

15

Итоговый урок

Резерв




Тематический план


Учеб.часы

Зачет.раб.

Р.р.

В.ч.

К.р.

1

Введение

1





2

Литература 1-й половины XX века (14 ч)



2



3

Зарубежная литература первой половины XXвека

3

1




4

Серебряный век русской поэзии

25


2



5

У литературной карты России

3





6

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14




1

7

Литературный процесс 30 - 40-х годов

20

1

1



8

Литература второй половины XX века

2





9

Литература периода ВОВ

5


1



10

Литературный процесс 50 - 80-х годов

12


1


1





Календарно-тематическое планирование

п/п

Сроки выполнения

Название раздела, темы

Прак. часть

Формы и темы контроля

Оборудование

План.

Факт.



ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (1)

1

01.09.15

1. Введение.Русская литература XX века в контексте мировой культуры

Литература первой половины XX века (14)


2

02.09.15

1.Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX - XX вв.

Текущий контроль

3

07.09.15

2.И.А. Бунин. Личность и художественный мир писателя.

Фронтальный опрос. Анализ текста

4

08.09.15

3.Угасание «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки».

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос Составить опорный конспект

Презентации

5

09.09.15

4.Крах цивилизации в повести Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Создание творческого текста на основе прочитанного произведения

6

14.09.15

5.Исследование национального характера. Рассказы «Деревня», «Чистый понедельник».

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

7

15.09.15

6.Р/р. №1 Сочинение по творчеству И.А.Бунина

8

16.09.15

7.М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»

9

21.09.15

8.Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы.

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

10

22.09.15

9.Горький - драматург. Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения

11

23.09.15

10.Два понимания правды в пьесе: правда факта и правда идеала.

Заключительный контроль

12

28.09.15

11.Проблема счастья в пьесе. Авторская позиция и способы её выражения.

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

13

29.09.15

12.Р/р.№2 Сочинение по творчеству М.Горького.

Заполнить таблицу, работа по материалам учебника

14

30.09.15

13.А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор).

Особенности произведений.

Предвари

тельный контроль.

Фронтальный опрос Работа с карточками

15

05.10.15

14.Утверждение любви как высшей ценности в рассказе «Гранатовый браслет». Трагизм решения любовной темы.

Художеств. фильм.(просмотр)

Зарубежная литература первой половины XX века (3)


Устная проверка знаний.

16

06.10.15

1.Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XXвека

Устная проверка знаний

17

07.10.15

2.Б.Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе.

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Урок-презентация

18

12.10.15

3.Зачётная работа. Литература первой половины XX века.

Серебряный век русской поэзии (25)


Предварительный контроль.

Устная проверка знаний

19

13.10.15

1.Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».

Кратковременная самостоятельная работа.

20

14.10.15

2.Русский символизм и его истоки. Поэты-символисты.

Текущий контроль.

Индивидуальные письменные задания

21

19.10.15

3.Творчество поэтов-символистов. В.Я.Брюсов .Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии.

Текущий контроль.

Тестовые задания

Использование интернет ресурсов

22

20.10.15

4.К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии.

Устная проверка знаний Тестовые задания

23

21.10.15

5.А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности.

24

02.11.15

6.А.А.Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока. Стихотворение «О я хочу безумно жить…»

Кратковременная самостоятельная работа.

25

03.11.15

7.Соотношение идеала и действительности в лирике А.А.Блока. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…»

Срез знаний. Работа по карточкам

26

09.11.15

8.Образы «страшного мира».стихотворения «На железной дороге», « Ночь, улица, фонарь, аптека…»

27

10.11.15

9.Тема Родины в цикле «На поле Куликовом"


28

16.11.15

10.Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторскийопат осмысления событий революции.


29

17.11.15

11.Поэма «Двенадцать»: сюжет, образы и мотивы, своеобразие композиции.

Срез знаний. Работа по карточкам

Урок-презентация

30

18.11.15

12.Р/р № 3 Домашнее сочинение по творчеству А.А.Блока.


31

23.11.15

13.Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.


32

24.11.15

14.И.Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Оригинальность словотворчества.


33

25.11.15

15.В.В.Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.


Проект исслед-кой работы

34

30.11.15

16.Новокрестьянские поэты 1910-х годов. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество(обзор). Образно-стилистический мир поэзий.


35

01.12.15

17.Н.С.Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразиелирических сюжетов.


36

02.12.15

18.А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубина человеческих переживаний. «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…»

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

37

07.12.15

19.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. Стихотворение « Песня последней встречи»


38

08.12.15

20.Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».


39

09.12.15

21.Поэма Ахматовой «Реквием». История создания и публикации. Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.


40

14.12.15

22.Жизнь и творчество М.И.Цветаевой. Основные темы творчества. «Моим стихам написаным так рано…», «Кто создан из камня , кто создан из глины…»


41

15.12.15

23Поэтический мир М. Цветаевой. конфликт мира и бытия, времени и вечности.Стихотворения «Тоска по родине! давно…», «Идёшь, на меня похожий…», «Куст».

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

42

16.12.15

24.Фольклорные и литературные мотивы в лирике М. Цветаевой. «Стихи к А.Блоку».


43

21.12.15

25.Р/р №4 Сочинение по творчеству И.Северянин ,В.В.Хлебников, Н.А.Клюев , Н.С.Гумилёв. А.А.Ахматовой,М.И.Цветаевой.


У литературной карты России (3)




44

22.12.12

1.Жизнь и творчество М.М.Пришвина (обзор). Повесть. «Жень-шень»


Урок-презентация

45

23.12.15

2.М.А.Волоштин. Жизнь и творчество (обзор).


46

11.01.16

3.В.К. Арсеньев. Жизнь и творчество (обзор).

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. (14)


47

12.01.16

1.А.М.Ремазов. Жизнь и творчество (обзор). «Плачи»

48

13.01.16

2.О.Э.Мандельштам . Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Невыразимая печаль».

49

18.01.16

3.Представление о поэте как хранителе культуры. «NotreDame», «Бессонница. Гомер.Тугие паруса…», «Tristia»

50

19.01.16

4.В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике . Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?»

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

51

20.01.16

5.Новаторство Маяковского. Стихотворения «Нате!», «Юбилейное».

Кратковременная самостоя

тельная работа.

Проект, презентация

52

25.01.16

6.Особенности любовной лирики. Стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!».

Групповая работа, сообщения учащихся

53

26.01.16

7.Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Сатирические образы в творчестве Маяковского

Текущий контроль.

Работа по карточкам.

54

27.01.16

8.С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А.С.Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике.

Предварительный контроль. Фронтальный опрос, работа по материалам учебника

55

01.02.16

9.Терминологический диктант. С. Есенин как национальный поэт. Тема России в лирике Есенина. «Гой ты, Рцсь, моя родная!..», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом…»

Викторина, постановка вопросов по теме урока, Тестовые задания

56

02.02.16

10.Природа и человек в лирике Есенина.

57

03.02.16

11.Любовная лирика Есенина.

58

08.02.16

12.Светлое и трагическое в поэзии Есенина.

59

09.02.16

13.Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Тест по творчеству С.А.Есенина.

Урок-презентация

60

10.02.16

14.Контрольная работа №1 по теме «Поэзия начала 20 века».

Литературный процесс 30 - 40-х годов (20)




61

15.02.16

1.Литература 30-х годов. Особенности лирической поэзии.


62

16.02.16

2.Жизнь и творчество М. Шолохова. История создания романа «Тихий Дон».

Постановка вопросов по теме урока

63

17.02.16

3.Система образов в романе

Постановка вопросов по теме урока

64

22.02.16

4.Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

Постановка вопросов по теме урока

65

24.02.16

5.Тема разрушения семейного и крестьянского уклада.


66

29.02.16

6.Женские судьбы в романе «Тихий Дон».


67

01.03.16.

7.Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.


68

02.03.16

8.Р/р №5 Домашнее сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».


69

07.03.16

9.М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Электронная библиотека

70

09.03.16

10.Сочетание реальности и фантастики в романе.

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

71

14.03.16

11.Образы Воланда и его свиты.

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

72

15.03.16

12.Библейские мотивы и образы в романе.

Заключи

тельный контроль

Презентация

73

16.03.16

13.Проблема нравственного выбора в романе.


74

21.03.16

14.Изображение любви как высшей духовной ценности.


Электронная библиотека

75

22.03.16

15.Зачётная работа №2 по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Подготовка.


76

23.03.16

16.Страницы жизни и творчества Б.Пастернака. Тема поэта и поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет».


77

04.04.16

17.Философский характер лирики поэта. Тема человека и природы. «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Быть знаменитым некрасиво…».


78

05.04.16

18.Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении (обзор).


79

06.04.16

19.«Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. Повесть «Котлован».


80

11.04.16

20.Поиск истины, смысла всего сущего платоновскими героями в повести «Сокровенный человек».


Урок-презентация

Литература второй половины XX века (2)




81

12.04.16

1.Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика образов повести «Старик и море»


Исследовательский проект

82

13.04.16

2.Образ рыбака Сантьяго.


Литература периода ВОВ (5)




83

18.04.16

1.ВОВ и её художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза.


84

19.04.16

2.Личность и художественный мир А.Т.Твардовского. Лирика. Размышление о настоящем и будущем России.

Предварительный контроль. Устная проверка знаний

85

20.04.16

3.Поздняя лирика А.Т.Твардовского.


86

25.04.16

4.Народный характер поэмы «Василий Теркин».

Образ главного героя


87

26.04.16

5.Р/р №6 Сочинение по литературе ВОВ


Литературный процесс 50 - 80-х годов (12)




88

27.04.16

1.В. Шукшина. Рассказы: «Верую!», «Алёша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни.

Предварительный контроль. Фронтальный опрос.

Сообщения учащихся.

Медиаресурсы

89

02.05.16

2.Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Видения на Холме», «Листья осенние». Мир русской деревни и картины русской природы.


Урок-презентация

90

03.05.16

3.В.П.Астафьев.Натурофилософская проза «Царь-рыба». Повесть «Пастух и пастушка»


91

04.05.16

4.В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

Групповая работа.

Текущий контроль.

сообщения учащихся

Видеофильм

92

10.05.16

5.А.И.Солженицин. Жизнь и творчество(обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.


93

11.05.16

6.Роман «Архипелаг Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории.


94

16.05.16

7.В.В.Быков . Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения.


95

17.05.16

8.В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество(обзор). Рассказ «Последний замер».


96

18.05.16

9.И.Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет».


Электрон. библиотека

97

23.05.16

10.Б.Ш.Окуджава. Жанровое своеобразие песен.



98

24.05.16

11.Р/р № 7 Сочинение по русской литературе второй половины XX века.



99

25.05.16

12.Контрольная работа №2 «Литература ХХ века»



100

Обобщение и систематизация знаний



101

Резервный урок



102

Резервный урок





















Критерии оценивания

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 1990.

  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.

  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.

  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

  11. Конспекты уроков литературы. 5 - 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.

  12. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. - Казань: РИЦ «Школа»,2007.


Приложение № 1

МБОУ «УДАЧНЕНСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Е.М.Казанкова

____________ 2015 год

___________ ____________

подпись Ф.И.О.

____________ 20__ года





ЛИСТ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

По литературе учащихся 11 класса

Учитель: Алексеенко И.А.

2015-2016 учебный год

п/п

ТЕМА

РАЗДЕЛ

ФОРМА СДАЧИ

ВИД АТТЕСТАЦИИ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 четверть













2 четверть

(1 полугодие - для 10-11 кл)










3 четверть










4 четверть

(II полугодие - для 10-11 кл)















  1. Текущий контроль успеваемости- это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится учителем на учебных занятиях в соответствии с рабочей программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе административные контрольные работы).

Формами текущего контроля являются:

-письменная проверка - домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы, создание (формирование) электронных баз данных, административные контрольные работы и т.д.;

- устная проверка - устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в т.ч. наизусть), стандартизированные устные работы и т.д.;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение.

2. Промежуточная аттестация обучающихся - это нормативно регламентированная деятельность учителя, которая заключается в проведении дополнительного контрольного мероприятия для установления соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы и завершается принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения обучающихся в данном ОУ. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса.

Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом (контрольная работа, сочинение, изложение, диктант, устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования) и в порядке, установленном МБОУ «Удачненская школа» самостоятельно.





Приложение №2

МБОУ «УДАЧНЕНСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЛИСТ

КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учителя Алексеенко И.А.

по литературе 11 класс

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту









































































Приложение № 3

МБОУ «УДАЧНЕНСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ ____________

подпись Ф.И.О.

____________ 20__ года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ ____________

подпись Ф.И.О.

____________ 20__ года



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по _____________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс _______________________________________________________________________


Учитель ______________________________________________________________________


Количество часов: всего ___________ часов; в неделю ___________ часов;


Планирование составлено на основе рабочей программы _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)









с. Удачное, 2015г.

48


© 2010-2022