Методическая разработка по литературе Тема любви в творчестве А. И. Куприна (на примере повести «Олеся»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Саратовской области

ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»







Методическая разработка


по литературе




Тема любви в творчестве А.И.Куприна

(на примере повести «Олеся»)



Автор: Дубовицкая Светлана Николаевна



с. Александров - Гай 2015г.

Аннотация

Данная методическая разработка содержит описание урока литературы по творчеству А.И.Куприна с применением современных информационных технологий и предназначена для преподавателей русского языка и литературы.

Цель написания методической разработки - привитие учащимся интереса к русской классической литературе, в частности, к творчеству А.И.Куприна.









Оглавление

Аннотация ______________________________________________ с. 2

Введение ________________________________________________ с. 4

Основная часть __________________________________________ с. 5

Заключение _____________________________________________ с. 12

Приложения _____________________________________________ с. 13

Приложение 1; Биография Куприна _____________________ с. 13

Приложение 2: Образ Олеси ___________________________ с. 16

Приложение 3: Образ Ивана Тимофеевича _______________ с. 17

Приложение 4: Вопросы тестов ________________________ с. 18

Литература ______________________________________________ с. 20







Введение

Изучению творчества А.И.Куприна уделяется недостаточно учебного времени. Между тем произведения этого писателя заслуживают более внимательного отношения, так как проблемы, поднимаемые им, особенно актуальны сейчас: это нравственность, внимание к внутреннему миру человека, и, конечно, любовь как чувство, возвышающее и облагораживающее человека.

Именно поэтому произведения А.И.Куприна будут интересны юношам и девушкам.

Преподавателю стоит обратить внимание на творчество этого писателя, чтобы использовать урок не только как средство изучения новой темы, но и как метод воспитания чувств у подростков.







Основная часть

Тема урока: Тема любви в творчестве А.И.Куприна (на примере повести «Олеся»).

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, оснащенный современной техникой (обязательное наличие мультимедийного проектора и экрана) и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows XP, пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office, программа «Тестирующая программа».

  • Уроки литературы в 11 кл. на диске (обучающая программа «Кирилл и Мефодий»).

  • Компьютерные слайды с фотографиями по биографии А.И.Куприна, иллюстрациями к повести «Олеся», пейзажами русских художников.

  • Портрет А.И.Куприна.

  • Плакаты с высказываниями А.И.Куприна.

  • Тексты повести А.И.Куприна «Олеся».

Цель урока: анализ повести А.И.Куприна «Олеся» в соответствии с темой урока.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Сообщения учащимся необходимых сведений по творчеству А.И.Куприна.

  • Усвоение учащимися знаний по данной теме.

  • Выработка умения работать с текстом, производить анализ художественного произведения.

  • Выработка умения пользоваться ПК.

Воспитательная:

  • Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности.

  • Воспитание эстетических чувств при прочтении произведения классической литературы.

  • Воспитание нравственности, чуткости, внимательности к внутреннему миру другого человека.

Развивающая:

  • Развитие памяти и внимания учащихся.

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся.

  • Привитие опыта публичных выступлений.

  • Стимулирование интереса к предмету литературы, к русской литературе и, в частности, к творчеству Куприна.

Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Сообщение цели урока.

- Все вы, готовясь к уроку, ознакомились с повестью Куприна «Олеся». И сегодня нашей целью будет провести анализ этой повести и выяснить, какое место занимает тема любви в творчестве этого писателя, каковы особенности раскрытия этой темы, и чем является это чувство для героев его произведений и для самого автора.

- На уроке мы познакомимся с биографией писателя, дадим характеристику главным героям повести, раскроем их взаимоотношения, а также рассмотрим стилевое своеобразие повести, особенности поэтического языка писателя.

  1. Основная часть.

- Творчество Куприна своеобразно и интересно. В нем поражает наблюдательность и удивительное правдолюбие, с которым он описывает жизнь людей. Биография писателя тоже достаточно необычна. Давайте послушаем сообщение о жизни этого замечательного писателя. Одновременно обратите внимание на слайды с фотографиями.

Ученик рассказывает биографию Куприна (см. Приложение 1)

На экране показываются слайды с фотографиями по биографии Куприна.

- Основная тема творчества Куприна - это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть. Вместе с тем писатель ясно видел трагический исход любви, оказавшейся среди тупости и равнодушия, привычек и условностей.

- Обратите внимание на эпиграфы к уроку, записанные на доске:

«Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он - бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему…»

«Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

- Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».

- Когда Куприна спросили, какой свой рассказ он считает лучшим, писатель ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему».

Повесть «Олеся» была особенно дорога Куприну, так как написана по впечатлениям от его поездки в Полесье. Но главным увлечением Куприна там явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот. Охотничьи впечатления, местные байки и легенды дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя.

Как и во многих других рассказах Куприна, слепая ярость вершит судьбы людей - озлобленные, фанатичные женщины расправляются с героиней. Но не это определяет тональность произведения. Художник стремится преодолеть тяжелое впечатление. Его повесть - это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые не находят своего проявления.

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства - любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.

Современная Куприну критика увидела и оценила этот поэтический колорит повести. Вот что сообщала читателю газета (показ слайда):

«Олеся» - удивительный рассказ о Полесье - молчаливой стране, затопленной бором; о тайне этого еще никем не исследованного бора - красавице девушке - «ведьме», «ведьме» любящей, великодушной… Речи «ведьмы» полны такой нежной ласки, такой волнующей тайны, что некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения - лесной симфонии».

- Эта лесная симфония особенно ощутима в пейзажных картинах повести. Вот, к примеру, его один из самых чистых поэтических пейзажей - картина весеннего пробуждения, сотканная из настроений влюбленного человека.

Читается отрывок «Весна наступила в этом году ранняя…»

- Это описание созвучно и картинам русских художников - пейзажистов.

Показ слайдов с репродукциями картин.

- Художники любят делать иллюстрации к произведениям Куприна, потому что его повести и рассказы очень выразительны. Вот, например, иллюстрации художника Е.М. Дробязина к повести «Олеся».

Показываются слайды с иллюстрациями, одновременно делаются комментарии.

- С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви: и смутную тоску, и счастливые секунды восторга, и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы - таинственной и прекрасной - сливается с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.

Показ отрывка из кинофильма (Олеся колдует).

- Что же представляет собой главная героиня повести? Послушаем сообщение.

Ученик делает сообщение об Олесе (см. Приложение 2), одновременно показывается слайд с портретом героини.

- Писатель дает еще несколько характеристик Олеси в тексте.

Учащиеся зачитывают характеристики Олеси из текста.

- Итак, прекрасная полесская ведьма полюбила. Кто же её избранник?

Ученик делает сообщение об Иване Тимофеевиче (см. Приложение 3), одновременно показывается слайд с портретом героя.

Показ отрывка из кинофильма (избиение Олеси).

- Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней.

- Что Иван Тимофеевич боялся даже воображать себе?

(«Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».)

- Ему не хватает тонкости, душевного такта, бережного и чуткого отношения к другому. Эти особенности его характера сразу разгадала Олеся.

Читается сцена гадания Олеси.

- Это лишь оттеняет врожденное благородство простой крестьянской девушки. Не проклятие обидчику, а прощальное прости любимому человеку - вот ее последнее слово. Высказано оно поэтично.

Читается последний абзац повести.

- Такой финал - это торжество любви и полнокровной, радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.

- Кто из героев: Олеся или Иван Тимофеевич - более высок нравственно?

- Изменила ли любовь Олеси Ивана Тимофеевича? Как?

(Он стал более чуток, внимателен к чувствам другого, менее эгоистичен)


  1. Итог урока.

Тема любви проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах Куприна, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности, как чувство, возвышающее и облагораживающее человека, делающее его лучше. Это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть.

А мне осталось поблагодарить вас за работу и внимание и пожелать вам, чтобы и на вашем пути встретилась такая же озаряющая жизнь любовь, и чтобы вы могли за нее бороться.

А теперь мы переходим к компьютерному тестированию, с помощью которого проверим, как вы усвоили материал урока.


  1. Компьютерное тестирование. (см. Приложение 4)


  1. Подведение результатов теста, выставление оценок.









Заключение

Предполагаемым результатом применения методической разработки должно стать проявление интереса учащихся к творчеству А.И.Куприна. Логическим продолжением данной темы будет методическая разработка на примере повести Куприна «Гранатовый браслет».
























Приложения

Приложение1: Биография А.И.Куприна.

«Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий чиновник, умер от холеры, когда сыну шел второй год, оставив семью без средств к существованию. Мать вынуждена была переехать в Москву, устроить двух дочерей в сиротский пансион и поселиться с двухлетним сыном во Вдовьем доме. Когда Александру исполнилось 6 дет, мать отдала его в сиротское училище для малолетних. Казенная обстановка, злобные старые девы-воспитательницы, бесшабашные сверстники - все это причиняло мальчику жестокие страдания. Затем была военная гимназия, кадетский корпус, где царили тупость начальства и всеобщий культ кулака.

Но несмотря на мрачность быта, именно в кадетском корпусе зародилась любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, опустившихся педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов, замечательно читавший воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева.

Юнкерское училище, куда поступает Куприн, приняло в свои стены уже не неуклюжего подростка, а крепкого и ловкого юношу, дорожащего честью мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.

Окончив училище, 20-летний поручик Куприн был направлен в пехотный полк. Там он столкнулся с изнанкой офицерской жизни: отупевшие от муштры бесправные солдаты, жестокие опустившиеся офицеры, убогий провинциальный быт. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), в 24 года Куприн подал в отставку. Он сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету. Иногда он отправлялся в лавочку и любезно обращался к продавщице:

- Опять моя тетушка просила меня купить обрезков для её кошки. Уж вы, пожалуйста, выберите кусочки получше, чтобы тетушка на меня не ворчала.

Получив пакетик, Куприн шел в ближайший трактир, где, устроившись в уголке, уничтожал кошачий обед.

Впечатления о детстве и юности позднее лягут в основу многих его произведений. Например, роман «Юнкера», повести «Кадеты», «Поединок», рассказы «Святая ложь», «Храбрые беглецы».

Куприн был очень колоритной личностью. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Он пел в хоре, был ювелиром, коневодом, репортером, землемером, управляющим имением, работал на заводе, в цирке, в театре, собирая впечатления для своих будущих произведений, таких, как повести «Молох», «Листригоны», рассказы «По заказу», «Алле» и другие. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая большой физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей писателю жизни), организовывал атлетическое общество. Куприн участвовал в Первой мировой войне, командовал ротой и демобилизовался по болезни. В его доме им и его женой был устроен частный лазарет. Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулеры, нищие, монахи, коммерсанты… К жизни он подходил как настоящий исследователь. Куприн много разъезжал, то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Первый свой рассказ Куприн написал в 19 лет. Он назывался «Последний дебют». В этом, несовершенном еще, рассказе проявилось то, что станет характерным для творчества писателя: пристальное внимание к прекрасному чувству любви, к «маленькому человеку», к простым и благородным людям, к тихой красоте природы. Проза Куприна сразу вызвала интерес, а скоро и восхищение читателей. Сам Лев Толстой сказал о молодом авторе: «Настоящий прекрасный талант». Теперь позади годы скитаний, неустроенности.

К Октябрьской революции и к власти большевиков писатель отнесся резко негативно, считая её стихией разрушения и вражды. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету, для чего встречался с Лениным. Но газета запрещена, сам Куприн едва не арестован за статью в защиту братьев царя, великих князей. Он переходит на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает в Париж.

Живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и от тоски по Родине. «Мне надо родное. Всякое - хорошее, плохое - только родное», - говорил он. Один из его знакомых, писатель Рощин, вспоминал: «Знаменитый русский писатель жил в великой бедности, питаясь подачками от тщеславных меценатов, жалкими грошами, которые платили ему за его бесценные произведения, да не очень прикрытым нищенством в форме ежегодных благотворительных вечеров в его пользу».

Незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 года Куприн возвратился вместе с женой в Россию. Перед самым отъездом он сказал дочери, что готов был бы пойти в Москву пешком, лишь бы туда вернуться. Возвратился в Россию совсем не тот писатель, каким его помнили. Уехал он крепким и сильным, а вернулся больным и беспомощным. Писатель умер от рака в Ленинграде в 1938 году».




Приложение 2: Образ Олеси.

«Олеся - художественное открытие Куприна. Вот её портрет:

«Высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Писатель раскрывает красоту человеческой личности. Наивность и властность, женственность и гордая независимость, гибкий, подвижный ум, трогательная смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевная щедрость - эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик лесной красавицы.

Олеся не знакома с цивилизацией, с детства живет среди дремучих лесов Полесья. Она убеждена в таинственной связи её семьи с дьяволом.

Олеся - самобытная, свободная натура, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве. В разладе с людскими судьбами и в полном согласии с могучей, властной и ласковой природой живет Олеся. По мнению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы способна сохранить человеческую душу незамутненной и прекрасной. Как раз такой и является дочь лесов - Олеся».



Приложение 3: Образ Ивана Тимофеевича.

«Герой повести Иван Тимофеевич - неунывающий жизнелюбец, праздный, мечтательный и, по существу, безответственный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страдание любящим его и дорогим людям. Куприн не комментирует поведения своего героя, однако в тоне повествования можно уловить тонкую, едва уловимую насмешку. Куприн вовсе не стремится к разоблачению своего героя. У Ивана Тимофеевича есть свое оправдание - его молодость, он так еще неопытен в чувствах, он виноват перед Олесей, но и сам глубоко страдает. Да и повесть написана совсем молодым писателем, в ней ощутимы настроения юношеской романтики. Действительно, в интересе Ивана Тимофеевича к народному быту и обычаям, в самом его увлечении гордой и самобытной красотой «настоящей полесской колдуньи» - во всем этом много привлекательного, молодого, здорового, свободного и широкого отношения к жизни.

Но увы! Все эти прекрасные качества остаются нереализованными, больше того - оказываются чем-то совершенно противоположным. «Доброта ваша - не хорошая, не сердечная», - говорит Олеся своему будущему возлюбленному. Происходящее подтверждает справедливость её слов.

Стремясь поколебать суеверие Олеси, он толкнул её к неосторожному шагу - пойти в церковь и вызвать гнев темных деревенских женщин. Иван Тимофеевич знал, что может случиться, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить её. «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…»

О благе ли Олеси он заботился? Восхищаясь самобытностью Олеси, герой инстинктивно пытается сломать ее независимость, оригинальность, подвести под общий ранжир. В нашем «тихом и смирном» герое просыпается какой-то инстинкт деспотизма, отсутствие подлинного уважения к любимой».

Приложение 4: Вопросы тестов.


  1. Какое произведение А.И.Куприна является автобиографическим?

А) «Кадеты»

Б) «Молох»

В) «Аllez!»

Г) «Белый пудель»

  1. Какой писатель отметил творчество Куприна, сказав о нем: «Настоящий прекрасный талант»?

А) А.П.Чехов

Б) А.М.Горький

В) А.А.Блок

Г) Л.Н.Толстой

  1. Своими лучшими рассказами Куприн считал два произведения: «Олеся» и …

А) «Последний дебют»

Б) «Поединок»

В) «Юнкера»

Г) «Река жизни»

  1. О какой повести Куприна можно сказать, что она производит впечатление музыкального произведения?

А) «Гранатовый браслет»

Б) «Олеся»

В) «Святая ложь»

Г) «Храбрые беглецы»

  1. Чей это портрет: «Худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом…»

А) Ярмола В) Мануйлиха

Б) Олеся Г) Иван Тимофеевич

6. Какому герою повести «Олеся» принадлежит реплика: «Чтоб я пошел до ведьмачьего кубла? Да пусть меня бог боронит. И вам не советую, паныч».

А) Ярмола

Б) Олеся

В) Мануйлиха

Г) Иван Тимофеевич

  1. Вставьте в монолог Олеси нужные слова: «Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело. Плакать будешь, места себе не найдешь нигде. …»

А) «А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя будешь обо мне думать»

Б) «Так и проживешь всю жизнь, по мне тоскуя»

В) «А потом забудешь меня и заживешь, ни о чем не печалясь»

Г) «Не будет тебе без меня жизни, так и знай»

  1. Выделите основные черты характера Олеси:

А) Робость, неуверенность в себе, боязливость.

Б) Врожденное благородство, такт, женственность и независимость.

В) Нахальство, грубость, бескультурье.

Г) Равнодушие, апатия, безразличие к жизни.

  1. Что помешало Ивану Тимофеевичу жениться на Олесе?

А) Внешние, не зависящие от него обстоятельства.

Б) Запрет родителей.

В) Нелюбовь Олеси.

Г) Внутренняя слабость, безответственность, боязнь.

  1. Любовь в творчестве Куприна - это:

А) Тяжелое испытание, требующее напряжения нравственных сил.

Б) Награда за честную, искреннюю жизнь.

В) Великое и светлое чувство, возвышающее и облагораживающее человека.

Г) Не освещал эту тему в своем творчестве.

Литература


  1. Куприн А.И. «Олеся».

  2. Михайлов О. «А.И.Куприн».

  3. Русская литература XX века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1997.

  4. «Кирилл и Мефодий». Уроки литературы в 11 кл. на электронном носителе.









© 2010-2022