Урок литературы на тему Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева Конь с розовой гривой. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича - Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем».

- Какова цель нашего сегодняшнего урока? ( Цель - проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.)

  1. Беседа по вопросам.

  1. Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  1. Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  1. Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  1. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Увал - пологий холм.

Туесок - берестяная корзина с крышкой.

Заполошная - суетливая.

Бадога - длинные поленья.

Шаньга - булочка с творогом.

Заимка - земельный участок, вдали от села.

Поскотина - пастбище, выгон.

Яр - крутой край оврага.

5.Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

6.Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

7.Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к

вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

8.Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

3. Групповая работа по тексту. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

  1. группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

  2. группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…»)

  1. группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?

  2. группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?

Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?

(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»)

4. Итог урока.

- Итак, к чему мы подошли к концу урока? Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Какие жизненные уроки получил герой? Попробуйте их сформулировать.

1.Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

2.Признайся в содеянном

3.Раскаяние приносит облегчение

4.Спешить делать добро

5.Надо быть милосердным всегда

6.Люби ближнего своего как самого себя

5. Заключительное слово учителя.

- Этот рассказ о детстве - замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

6. Самооценка (листы самооценки на партах).

7. Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

© 2010-2022