Урок по литературе для 9 класса «Слово о С. Есенине и его творчестве»

Урок построен в форме литературной гостиной. Кабинет оформлен следующим образом. Столы накрыты скатертями, на столах свечи в подсвечниках,  на стулья надеты чехлы, на доске портрет С. Есенина, на стенде и на доске рисунки детей, отражающие мир стихов поэта. Данный урок является  результатом выполнения домашнего задания учащимися. Дети сообщают интересные факты из жизни и творчества С. Есенина. Каждый факт сопровождается чтением наизусть стихотворения. В течение урока звучат песни на слова поэта....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе

Учитель Сопова Алла Сергеевна.

МБОУ СОШ № 36 г. Усть - Лабинска Краснодарского края.

Тема урока: «Слово о С. Есенине и его творчестве»

Форма проведения урока: урок - гостиная

Цели урока: расширить знания учащихся о личности С.Есенина и его творчестве; показать основные темы и мотивы лирики поэта; совершенствовать навыки литературного чтения, способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Оформление. Кабинет оформлен под литературную гостиную. Столы накрыты скатертями, на стулья надеты чехлы. На доске портрет С. Есенина, на стенах плакаты:

«Чувство родины - основное в моём творчестве».

С. Есенин

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдёт вражда времён,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

С. Есенин

Горька судьба поэтов всех времён,

Тяжелее всех она казнит Россию.

В .Кюхельбекер

Быть поэтом - это значит то же.

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С. Есенин

«Чувство родины - основное в моём творчестве».

С. Есенин

На столе портреты С. Есенина в рамках разного размера, сборники его стихов разных изданий, на стенде и на доске рисунки учащихся, отражающие мир стихов поэта, свечи в подсвечниках, цветы.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Над окошком месяц…»

На экране сменяются слайды с изображением С. Есенина и его родных.

Слово учителя. Петербург. 1925 год,31 декабря. По Никитскому бульвару траурный кортеж направляется на Страстную площадь, к памятнику А.С. Пушкина. Затем путь лежит на Ваганьковское кладбище. Хоронят русского поэта Сергея Есенина. За его гробом идёт несметное количество людей, провожающих любимого поэта в последний путь.

30 лет было отведено поэту прожить на этой земле. Его судьба является подтверждением старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». « Ведь я мог дать не то, что дал» - признается поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном, о России.

Сегодня мы с вами, как вы уже знаете, поговорим о замечательном, великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине.

Чтец. Читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»

Ученица. Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.
В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.


Ученик. Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 -17 годам». В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина « Радуница» вышел в 1916году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, свидетельствуют о том, что связь поэта с деревенским миром детства была ещё прочна. В стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: « Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть…» Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а сам автор чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной

Ученица. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. В декабре 1914 Есенин бросает работу. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете «Новь», «Парус», «Заря…»В это время поэт посещает занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее. Тема обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: …Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришёл на эту землю, / Чтоб скорей её покинуть (1914 год).

Ученик. В 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, оно поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина, действительно, оказалась скоротечной и трагичной. Вскоре Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге. Весной 1915 года поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие.

Чтец. Читает стихотворение «Запели тёсаные дороги»

Ученик. Родина, Россия была для поэта началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: « Россия… какое хорошее слово… и «роса» и «сила» и «синее что-то»

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

(«Запели тёсаные дороги»)

Для Родины он берёг самые заветные эпитеты. Слово Русь было для него любимой рифмой.

Чтец. Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

…..

О пашни, пашни, пашни

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…

Ученица. Есенин часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины - основное чувство в моём творчестве».Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Образ родины у поэта неотделим от образа природы.

Чтец. Читает стихотворение С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»

Ученик. В стихах Есенина запечатлён прекрасный облик нашей Родины и тогда,

когда

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

« Нивы сжаты, рощи голы»

и тогда, когда она превращается в

В несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

«Несказанное, синее, нежное…»

Ученица. С родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна берёзового ситца». Природу он всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивая её: спит черёмуха в белой накидке», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «отговорила роща золотая» Русская природа разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбыточными мечтами. В ряде его произведений, в том числе и в стихотворении «Отговорила роща золотая…», прослеживается тема подчинённости человеческой жизни законам природы.

Звучит песня «Отговорила роща золотая…»

Ученик. В стихах поэта мы видим его жизнь, его думы, его переживания. Лирическая повесть С. Есенина о себе и о времени предельно искренна и правдива. Читая её, мы видим сначала деревенского мальчика, желтоволосого, с голубыми глазами, который впервые познал рифму и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова». Потом перед нами кудрявый, весёлый юноша, бросающий со сцены слова: « Взвихренной конницей рвётся к новому берегу мир». Затем мы видим человека, потерявшего опору под ногами, растерянно взирающего на движения жизни: «Куда несёт нас рок событий…». И вот он уже зрелый мастер, ясно сознающий своё призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином».

Ученица. Образ поэта живёт и движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что кажется писались они самой нежностью:

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай - под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь…

«Снежная замять дробится и колется»

Ученик. А с какой нежностью пишет поэт о матери! Разве могут оставить кого-то равнодушным трогательные строки стихотворения «Письмо матери» О первом чтении его вспоминает писатель Иван Евдокимов: « Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная фигура поэта…

Я вернусь, когда раскинет ветви

По- весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивает Евдокимов,- потому что зажало мне крепко и жестоко горло…»

Звучит песня «Письмо матери»

Ученица. Стихотворения о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. В 1924 - 1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы»

Чтец. Читает стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Ученица. С какой нежностью пишет поэт о животных, «братьях наших меньших»! С животными его роднило ему самому свойственное простодушие и незащищённость. В этих стихах Есенин признаётся: «Для зверей приятель я хороший», «Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать». Как-то придя в гости к великому артисту Качалову, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Через несколько дней он вручил Качалову стихи, посвящённые Джиму.

Чтец. Читает стихотворение «Собаке Качалова»

Ученица. Время Есенина отмечено пожарами мировой войны, крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, октябрьскими залпами «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем:

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

Сергей Александрович считал себя певцом русской деревни. « Я последний поэт деревни»- пишет он в стихотворении (1920 г.), посвященном своему другу писателю Мариенгофу. Поэт с болью воспринимал перемены, происходившие там после революции, видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие. Ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. Поэту жаль было разрушенную гражданской войной страну, её русские деревни, жаль было «Русь уходящую».

Чтец. Читает отрывок из поэмы «Гуляй поле»

Ученик. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нём преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь - воспоминания поэта о своей жизни.

Чтец. Читает отрывки из стихотворений

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

«Снежная равнина, белая луна…»

Синий туман, снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

«Синий туман, снеговое раздолье…»

Здесь поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.

Ученица. Тихая боль с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слёзы.

«Начал читать «Синий туман, снеговое раздолье…» - рассказывает Грузинов.- Вдруг остановился, никак не мог прочесть заключительные 8 строк этого стихотворения. Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова. Его душили слёзы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой, с трудом дочитал последние строки.

Чтец. Читает стихотворение «Все успокоились, все там будем…»

Учитель. Зимний цикл - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось немного.

Звучит песня на слова С. Есенина в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…»

Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Всё это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издёрганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушёл из жизни. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

Чтец. Читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Рефлексия.

Ребята, спасибо вам за прекрасную работу, вы все хорошо подготовились к уроку. Мне очень понравились ваши рисунки, отражающие мир стихов поэта, я восхищена замечательным чтением стихотворений. Работу каждого из вас я оцениваю пятью баллами.

А сейчас прошу вас ответить на следующие вопросы:

- Понравился ли вам урок?

- Что особенно понравилось?

- Что не понравилось?

- Что вам дал этот урок?

- Что нового вы узнали о поэте?

- Что можете сказать о поэтическом языке Есенина?

- Какие художественные приёмы он использует?

- В чём причина столь широкой популярности его стихов?

- Какие темы и мотивы преобладают в его творчестве?

- Почувствовали ли вы себя единым целым, работая на уроке?

Домашнее задание. Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный…»







© 2010-2022