- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рекомендации по написанию итогового сочинения
Рекомендации по написанию итогового сочинения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мажарова Г.Г. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендации для написания выпускного сочинения
1.Писать сочинение необходимо только по произведению, которое вами прочитано. Ваше незнание текста всегда будет заметно проверяющему.
2. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?.
3. Какие основные проблемы поставил автор? ( нравственного выбора - «Судьба человека», истинного и ложного патриотизма - «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.).
4. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический, социальный, психологический)
5. Укажите особенности композиции. Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.
6. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы - Штольц и Обломов, сопоставление - князь Андрей и Пьер).
7. Сформулируйте авторскую позиция. С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?
8. Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос. Например, тема - «Образ Чацкого».
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого? б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.
9. Напишите план
а) Вступление (озаглавьте) историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьт) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.
в) Заключение (озаглавьте). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?
10. Помните:
-
Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
-
Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
-
Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли.
-
При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
10. Избегайте пересказа: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты - краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.
11. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев. Вступление и заключение по объему должны составлять не более 1/3 сочинения.
14. Избегайте речевых штампов и повторов.
Источник: ctege.info/ege-2015/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-11-klasse.html
Источник: ctege.info/ege-2015/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-11-klasse.html