Рабочая программа по русскому языку 8 класс на основе авторской по М. М. Разумовской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.

Рабочая программа

по русскому языку

8 класс


на 2015-2016учебный год

Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку к учебнику 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (М.: Дрофа, 2011г.)



Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория









Тюменцево 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской СОШ на 2015-2016 учебный год с учетом Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Русский язык», программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной шко­лы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта(М.: Дрофа, 2011 г.)

Актуальность. Обучение по предмету «Русский язык» является базовым и предполагает овладение конкретными лингвистическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для лингвистической деятельности и необходимых для повседневной жизни, формированию представлений об идеях и методах русского языка, о русском языке как форме описания и методе познания действительности, формированию представлений о русском языке как части общечеловеческой культуры, понимания значимости родного языка для общественного прогресса.

Цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  • Воспитание гражданственности и патрио­тизма, любви к русскому языку; сознатель­ного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

  • развитие речевой и мыслительной деятель­ности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимо­действию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устрой­стве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресур­сах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализи­ровать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения: осуществлять информационный поиск, из­влекать и преобразовывать необходимую ин­формацию;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Специфика . Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам про­граммы. Она конкретизирует содержание тем обра­зовательного стандарта и дает распреде­ление учебных часов по разделам курса, выполняя две основные функции: информационно-методическаяфункция позво­ляет всем участникам процесса получить представ­ление о целях, содержании, общей стратегии обуче­ния, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета и организационно-планирующая, преду­сматривающая выделение этапов обучения, структу­рирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, проектный метод обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.

Технологии обучения: информационные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии.

Виды деятельности: объяснение по алгоритму, работа с текстом, составление миниатюры, работа с различными словарями, комплексный анализ текста, тренировочные упражнения, учебное исследование, комментированное письмо, различные виды диктантов (распределительный, выборочный, предупредительный, объяснительный, контрольный), практическая работа, словарно-орфографическая, лексическая, орфоэпическая работы, составление таблиц и схем, индивидуальная работа по карточкам, составление текста со словами данной орфограммы, лингвистический рассказ, синтаксическая пятиминутка, творческие задания, запись предложений под диктовку, контрольное списывание, работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой, редактирование текста, творческое списывание, беседы по картинам, работа , терминами, элементами речи дискуссионного характера.

Формы контроля: Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Формы оценки:

Результаты обучения предмета «Русский язык» приведены в требованиях к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса

1 - «Знать/понимать»:

  • основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;

  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изучен­ные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.

2 - «Уметь»:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

  • по словообразованию: объяснять зна­чение слова, его написание и грамматические при­знаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

  • по морфологии: распознавать части ре­чи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

  • по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочи­нительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию пред­ложений в речи;

  • по орфографии: характеризовать изучен­ные орфограммы, объяснять их правописание; пра­вильно писать слова с изученными орфограммами;

  • по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5-7 классах.

Употреблять, пользоваться толковым, фразеологиче­ским словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

  • по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к мор­фемной структуре; толковать значение слова исхо­дя из его морфемного состава; пользоваться этимологическим и словооб­разовательным словарями;

  • по морфологии: распознавать изученные части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употребле­нии слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограмма­ми, слова общественно-политической и мораль­но-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться ор­фографическим словарем; -

  • по синтаксису: различать изученные ви­ды простых и сложных предложений; интонацион­но выразительно произносить предложения изу­ченных видов;

  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

  • различать и определять изученные стили речи; анализировать текст, нахо­дить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, на­ходить в нем фрагменты с иным типовым значени­ем (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, пере­дающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особен­ности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании но­мера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обна­ружении интересной (нужной) информации пере­ходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксиро­вать главное содержание прочитанного в виде тези­сов.

  • слушать информационные теле- и радиопереда­чи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источ­ников; пользоваться лингвистическими сло­варями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости: подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохра­нять в изложении, близком к тексту, типологиче­скую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

  • создавать тексты изученных стилей и жан­ров; уметь видеть проявление физического и.психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и: пере­давать его словами, пользуясь богатой синоними­кой глаголов, наречий, прилагательных и сущест­вительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состоящие челове­ка, прочитанное по его внешности с помощью фото­графии, репродукции картины, в непосредствен­ном общении. Создавать устные и письменные вы­сказывания художественного и публицистическо­го стилей, раскрывая в них свое отношение к пред­мету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состоя­ния человека, сочинения повествовательного ха­рактера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного , опыта учащихся); сочинения-размышления, сочи­нения дискуссионного характера на морально-эти­ческую тему с доказательством от противного. Пи­сать заметки в газету, рекламные аннотации.

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выра­жать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан­ному, услышанному, увиденному:

  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные пра­вила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оцени­вать свою речь с точки зрения ее правильно­сти, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершен­ствовать и редактировать собственные тек­сты.

  • с учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать вы­разительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистиче­ского стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экс­прессивный повтор, вопросно-ответную форму из­ложения.

3 - «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:

  • осознания роли родного языка в развитии ин­теллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и со­знательного отношения к родному языку;

  • удовлетворения коммуникативных потреб­ностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

  • получения знаний по другим учебным пред­метам.

Формы оценки:

Нормы и основные критерии оценки

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связ­ного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых по­нятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самосто­ятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» - хорошо

ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» - удовлетворительно

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» - плохо

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1» - очень плохо

ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Нормы и основные критерии оценки письменных работ

1. Оценка диктанта.

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам. Объем текстов для диктантов: для VIII класса - 120-130 слов

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

-трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

- слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании ы и и после приставок;

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав лен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от существительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

За безошибочную работу

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.

«4» - хорошо

2 орфографические ошибки

Наличие в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

«3» - удовлетворительно

4 орфографические ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок)

Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2» - плохо

8 орфографических ошибок

допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1» - очень плохо

При большем количестве ошибок, чем предусмотрено критериями оценки «2».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

ученик выполнил все задания верно

«4» - хорошо

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3» - удовлетворительно

ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

«2» - плохо

ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий

«1» - очень плохо

ставится, если ученик не выполнил ни одного задания

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

нет ошибок

нет ошибок

«4» - хорошо

допущено 1-2 ошибки

допущено 1-2 ошибки

«3» - удовлетворительно

допущено 3-4 ошибки

допущено 3-4 ошибки

«2» - плохо

допущено до 7 ошибок

допущено до 7 ошибок

«1» - очень плохо

допущено более 7 ошибок

допущено более 7 ошибок

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в зависимости от программного учебного материала того или другого класса). Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и содержанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске. Примерный объем текстов для изложения: в VIII классе - 220-350 слов

Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким: для VII-VIII классов -- 1-2 страницы

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки - по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая отметка, за содержание и речь, считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Место предмета. На изучение предмета отводится 3 часа в неде­лю, итого 102 часа за учебный год.


Учебно-тематический план

Дата

урока

Наименование раздела программы, тем уроков, количество часов на раздел, тему

Элементы содержания урока

Планируемые результаты урока


О языке 1 ч

02.09

1.

Русский язык в семье славянских народов

Содержание и назначение УМК. Язык как средство общения. О роли русского языка как национального языка русского народа, отражении в языке культуры и истории народа. Праславянский язык. Три группы славянских языков. Русский язык в семье славянских языков.

Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык; языки, родственные русскому языку.

Уметь: рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков; читать и анализировать текст, составлять вопросы.


Трудные случаи правописания (по изученному ранее) 5 ч +1 р.р.

04.09

2.

Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастий, наречий

Прилагательное, причастие и на­речие. Условия выбора Н и НН в сло­вах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфоэпические нормы. Определение условий выбора нужной орфограммы, соблюдение

Знать: условия выбора Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

Уметь: различать прилага­тельные, причастия и наречия и определять их состав; отвечать на вопросы, анализи­руя правильность выбора орфограммы; списывать текст, выполнять задания.

07.09

3.

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

Повторение. Правила слит­ного и раздель­ного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы.

Знать: правила слитного и раз­дельного написания не к ни с раз­ными частями речи.

Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни; составлять таблицу не и ни с разными частями речи, приводить примеры, выполнять выборочный диктант

09.09

4.

Дефисное написание слов

Дефис как орфо­графический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов.

Знать: условия написания дефи­са в разных частях речи.

Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять де­фис в словах; работать с учебником, вспоминать правило дефисного написания слов, отрабатывать его в упражнениях.

11.09

5.

Написание наречий и их омонимов других частей речи

Условия слитно­го, полуслитного и раздельного на­писания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омони­мичные части речи

Знать: условия слитного, полу­слитного и раздельного напи­сания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Уметь: отличать наречия от омо­нимичных частей речи и правильно их писать ; вспоминать написание наречий и их омонимов . Письменно выпол­нять упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Повторять по­нятие морфемы, графически выделять морфемы в слове.

14.09

6.

Р/Р

Повторение. Речь и её разновидности. Текст, тема текста, основная мысль. Стили речи.

Урок развития речи. Повторение и обобщение изученного по данной теме в 5-7 классах. Повторение стилей речи. Стили речи и их признаки

Знать: стили речи и их признаки.

Уметь: правильно и доказатель­но определять стилистическую принадлежность текста; читать тексты, определять стили речи. Выполнять упражне­ния, отрабатывающие данное правило: вставлять пропущенные буквы, про­ставляя ударение и подбирая проверочные слова.

16.09

7.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры.

Уметь: писать текст под диктов­ку, применяя изученные орфограммы и соблюдая основные правила орфографии, выполнять грамматическое задание к нему.


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение 5 ч + 1р.р.

18.09

8.

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова

Синтаксис. Пунк­туация. Словосоче­тание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Знать: понятие словосочета­ние; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу вы­ражения главного слова; типы подчинительной связи слов в словосочетании.

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; находить главное и зависимое слово в сло­восочетании и определять спосо­бы их выражения; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; со­ставлять схемы словосочетаний и подбирать словосочетания к го­товым схемам.

21.09

9.

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Смысловая и грам­матическая связь слов в словосочета­нии. Виды слово­сочетаний (имен­ные, глагольные, наречные). Типы подчинительной связи слов в слово­сочетании (согла­сование, управле­ние, примыкание).

Знать: способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Уметь: вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи; производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний.

23.09

10.

Значение словосочетания.

Значение словосочетаний. Схемы словосо­четаний.

Знать: значение словосочетаний в предложении.

Уметь: правильно употреблять словосочетания в составе предложений; понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения.

25.09

11.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания

Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, пережи­ваний. Основные типы предложений. Грамматическая основа предложе­ний.

Знать: понятие предложение; ос­новные типы предложений.

Уметь: распознавать и употреб­лять в речи предложения, разные по цели высказывания, интона­ции; находить грамматическую основу предложений; отличать предложения от словосочетания

28.09

12.

Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Выделение роли предложения для выражения мысли, чувств. Грамматическая основа Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонация.

Знать: понятие предложение; ос­новные типы предложений; прямой и обратный порядок слов в предложении.

Уметь: распознавать и употреб­лять в речи предложения, разные по цели высказывания, интона­ции; находить грамматическую основу предложений.

30.09

13.

Р/Р

Контрольная работа №1

Изложение «Как я покупал собаку»

Тема. Основная мысль. План текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

Знать: структуру изложения, признаки отбора языкового материала

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль.


Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 12 ч + 4 р.р.

02.10

14.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Знать: главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего; строение простого пред­ложения; понятие интонация; основные элементы и виды ин­тонации.

Уметь: находить грамматиче­скую основу простых предло­жений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки, выражать эмоциональ­ность высказываний; находить подлежащее в предложениях, определять способ его выражения, выполнять синтаксический разбор предложений.

05.10

15.

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка.

Главные члены предложения. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых

Знать: понятия главные члены предложения; понятие сказуемое; способы выражения сказуемого, виды сказуемых.

Умеют находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения.

07.10

16.

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка.

09.10

17.

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное) Связка.

12.10

18.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать: условия постановки тире между главными членами пред­ложения.

Уметь: определять способы выражения подлежащего и ска­зуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними

14.10

19.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

16.10

20.

Р/Р

Повторение. Типы речи. «Легко ли быть молодым». Классное сочинение.

Типы речи, их признаки. Рассуждение. Языковой материал для сочинения

Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочине­нием-рассуждением.

Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоя­тельно составлять текст-рассуж­дение на заданную тему

19.10

21.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложе­ния. Роль второстепенных членов предложения.

Знать: понятия второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство, определение; способы выражения второстепенных членов.

Уметь: распознавать в предложе­нии второстепенные члены, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения; определять смысловую и худо­жественную функцию определе­ний.

21.10

22.

Определение согласованное и несогласованное

Определение. Виды определений (согласованные и несогласованные) Способы выра­жения определе­ний. Смысловая и художественная функция опреде­лений. Согласова­ние определения с определяемым словом

Знать: понятие определение, виды определений, способы выражения определения

Уметь: распознавать согласован­ные и несогласованные опреде­ления, указывать способы их выражения; согласовывать определение с определяемым словом.

23.10

23.

Приложение как особый вид определения

Приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом.

Знать: понятие приложение, условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом.

Уметь: объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом.

26.10

24.

Виды обстоятельств

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств.

Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоя­тельств, разряды обстоятельств по значению.

Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к кото­рым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятель­ствам, определять их значение и способ выражения; подчерки­вать обстоятельства как члены предложения; выполнять синтак­сический разбор предложений.

28.10

25.

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота

Организация повторения.

Знать: понятие сравнительный оборот, выделение его запятыми.

Уметь: находить сравнительный оборот, выделять его

запятыми; работать с текстами, включающими сравнительные обороты.

30.10

26.

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота

09.11

27.

Р/Р

Повторение. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

Текст. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и сти­листическая роль порядка слов. Пря­мой и обратный порядок слов

Знать: способы и средства связи предложений в тексте; понятие порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов.

Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст, выполнять комплексный анализ текста.

11.11

28.

Р/Р

Репортаж как жанр публицистики

Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства.

Знать: особенности жанра репортажа, правила его построения, харак­терные языковые средства.

Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творче­ское задание к нему

13.11

29. Р/Р

Репортаж- повествование

Репортаж-повествование. Особенности репортажа-повествования, правила его построения, характерные языковые средства.

Знать: особенности репортажа-повествования, правила его построения, характерные языковые средства.

Уметь: самостоятельно писать репортаж-повествование.


Односоставные простые предложения. 8 ч + 2 р.р.

16.11

30.

Виды односоставных предложений

Односоставные и двусоставные предложения. Виды односостав­ных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи. Пунктуация в односоставных предложениях с осложняющими элементами .

Знать: понятия односоставные/ двусоставные предложения; виды односоставных предложений.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правиль­но ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами.

18.11

31.

Определённо-личные предложения

Определенно-личные предло­жения. Значение, структурные особенности опре­деленно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Определенно-лич­ные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных пред­ложениях, в состав которых входят определенно-лич­ные предложения.

Знать: понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них.

Уметь: распознавать определен­но-личные предложения и ис­пользовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят определен­но-личные предложения.

20.11

32.

Неопределённо-личные предложения

Неопределенно-личные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности неопре­деленно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Неопределенно-личные предло­жения в разных стилях речи. Пунк­туация в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения

Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности не­определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них.

Уметь: распознавать неопре­деленно-личные предложения и использовать их в речи; пра­вильно ставить знаки препина­ния в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения

23.11

33.

Обобщённо-личные предложения

Обобщенно-лич­ные предложе­ния. Значение, структурные осо­бенности, сфера употребления об­общенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-лич­ные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных пред­ложениях, в состав которых входят об­общенно-личные предложения

Знать: понятие обобщенно-личные предложения; значение, струк­турные особенности, сферу упо­требления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них.

Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и ис­пользовать их в речи; правиль­но ставить знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят обобщенно-личные предложения

25.11

34.

Обобщённо-личные предложения

27.11

35.

Безличные предложения

Безличные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности безлич­ных предложений, способы выраже­ния сказуемого в них. Безличные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных пред­ложениях, в состав которых входят безличные предло­жения

Знать: понятие безличные пред­ложения; значение, структурные особенности, сферу употребле­ния безличных предложений, способы выражения сказуемого в них.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят безличные предложения

.

30.11

36.

Безличные предложения

02.12

37.

Р/Р

Контрольная работа №2 Изложение в жанре репортажа (упр.367)

Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерны языковые средства.

Знать: особенности репортажа, правила его построения, харак­терные языковые средства.

Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творческое задание к нему.

04.12

38.

Р/Р

Репортаж-описание, его строение

Особенности репортажа-описания, правила его построения, характерны языковые средства

Знать: особенности репортажа-описания, правила его построения, характерные языковые средства.

Уметь: самостоятельно писать репортаж-описание.

07.12

39.

Назывные предложения

Назывные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. На­зывные предложе­ния в поэзии

Знать: понятие назывные пред­ложения; значение, структурные особенности назывных предло­жений, способ выражения грам­матической основы в них.

Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в худо­жественных текстах


Неполные предложения 2 ч

09.12

40.

Понятие о неполных предложениях

Полные и непол­ные предложения. Синонимическая замена неполных предложений пол­ными. Опущение членов предло­жения. Отличие неполных предло­жений от полных предложений с нулевой связкой, обобщенно-лич­ных и назывных предложений. Роль неполных предло­жений в художест­венных текстах. Использование неполных пред­ложений в разго­ворной речи. Тире в неполных пред­ложениях.

Знать: понятия полные/неполные предложения.

Уметь: различать полные и не­полные предложения; выполнять синонимическую замену не­полных предложений полными; отличать неполные предложения от полных предложений с нуле­вой связкой, обобщенно-личных и назывных предложений; опре­делять роль неполных предложе­ний в художественных текстах; использовать неполные предло­жения в разговорной речи; пра­вильно и обоснованно ставить тире в неполных предложениях

11.12

41.

Понятие о неполных предложениях


Предложения с однородными членами 12 ч + 2 р.р.

14.12

42.

Р/Р

Статья в газету, понятие о жанре

Статья - один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, её строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьёй в газету.

Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строе­ние, особенности, характерные языковые средства; правила ра­боты над статьей в газету.

Уметь: анализировать и редак­тировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету

16.12

43.

Однородные члены предложения, их признаки

Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов. Способы выражения сочинительной связи между однородными членами. Интонация перечисления. Знаки препинания.

Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однород­ных членов; способы выражения сочинительной связи между од­нородными членами.

Уметь: распознавать однородные члены в предложении и ука­зывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения явля­ются однородными; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с одно­родными членами и правильно расставлять в них знаки препина­ния; находить ряды однородных членов; анализируя тексты, опре­делять роль однородных членов в речи

18.12

44.

Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов

Способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения. Группы сочинительных союзов по значению. Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными и не связанными союзами. Схемы предложений с однородными членами.

Знать: способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению.

Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними. Соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания.

21.12

45.

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения. Признаки однородности. Запятая между однородными определениями.

Знать: понятия однородные/неод­нородные определения; признаки однородности.

Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определе­ния на письме запятой

23.12

46.

Однородные и неоднородные определения

25.12

47.

Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами.

Ряды однородных членов. Пунктуация в предложениях с однородными членам. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами.

Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однородных членов; способы выражения сочинительной связи между однородными членами.

Уметь: распознавать однородные члены предложения и указывать средства сочинительной связи между ними; уметь определять, какие члены предложения являются однородными; правильно расставлять знаки препинания; находить ряды однородных членов.

28.12

48.

Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами.

11.01

49.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Однородные члены предложения. Об­общающие слова при однородных членах. Знаки пре­пинания при об­общающих словах. Предложения с об­общающими слова­ми при однородных членах и предло­жения с именными составными сказуе­мыми. Схемы пред­ложений с обоб­щающими словами при однородных членах.

Знать: понятие обобщающее сло­во; правила пунктуации в предло­жениях с обобщающими словами при однородных членах.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщаю­щих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами; различать предложения с обобщающими словами при од­нородных членах и предложения с именными составными сказуе­мыми

13.01

50.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

15.01

51

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

Знать: понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составными именными сказуемыми.

18.01

52

Р/Р

Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста

Статья - один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, её строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьёй в газету.

Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строе­ние, особенности, характерные языковые средства; правила ра­боты над статьей в газету.

Уметь: анализировать и редак­тировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету

20.01

53.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложения с однородными членами»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

22.01

54.

Анализ диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему.


Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями 11 ч + 2 р.р.

25.01

55.

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

Обращение, его особенности. Зва­тельная интонация предложений с об­ращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи.

Знать: понятие обращение; осо­бенности обращения.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; читать предложения с обраще­ниями, соблюдая их интонаци­онную особенность; правильно ставить знаки препинания при обращениях; определять роль об­ращений в речи

27.01

56

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

29.01

57.

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

Вводные слова и предложения. Интонация вводности. Пунктуация в предложениях с вводными словами. Группы вводных слов по значению.

Знать: понятие вводные слова и предложения; группы вводных слов по значению.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами, выполнять синонимическую замену.

01.02

58.

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

03.02

59.

Вводные слова и омонимичные конструкции

05.02

60.

Вставные конструкции и знаки препинания при них

Вставные конструкции. Интонация предложений с вставными конструкциями. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями.

Знать: понятие вставные кон­струкции.

Уметь: читать предложения с вставными-конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями

08.02

61.

Вставные конструкции и знаки препинания при них

10.02

62.

Р/Р

Контрольная работа №3 Изложение «Что значит быть воспитанным» (статья)

Тема. Основная мысль. План текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

Знать: структуру изложения, признаки отбора языкового материала

Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль

12.02

63.

Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да и нет. Интонационное выделение междометий. Роль слова да в предложениях (частица, союз, утвердительное слово)

Знать: понятие междометие; правила пунктуации в предложениях с междометиями и словами да и нет.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да и нет; при чтении предложений выделять междометия интонацией, определять роль слова да в предложении.

15.02

64.

Обобщение по теме « Обращение, вводные слова и вводные конструкции».

Повторить, обобщить, систематизировать материал, изученный по теме « Обращение, вводные слова и вводные конструкции».

Знать: теоретический материал по теме « Обращение, вводные слова и вводные конструкции».

Уметь: применять полученные знания, умения на практике.

17.02

65.

Контрольный диктант №3 по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

19.02

66.

Р/Р

Портретный очерк; общее представление о жанре

Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка.

Знать: понятие очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части.

Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно.

22.02

67.

Анализ диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему.


Предложения с обособленными членами. 17 ч + 5 р.р.

24.02

68.

Понятие обособления. Обособление определений.

Обособление. Условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных определениях. Интонационное выделение обособленных определений.

Знать: понятие обособление; условия обособления определений.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определения; при чтении предложений выделять обособленные определения; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

26.02

69.

Обособленные согласованные распространённые и нераспространённые определения.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

Знать: условия обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения; при чтении предложений выделять обособленные определения; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

29.02

70.

Обособление одиночных и несогласованных определений и определений с обстоятельственным значением

Обособление одиночных и несогласованных определений и определений с обстоятельственным значением

Знать: условия обособления одиночных и несогласованных определений и определений с обстоятельственным значением.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособлении одиночных и несогласованных определений и определений с обстоятельственным значением.

02.03

71.

Обособление одиночных и несогласованных определений и определений с обстоятельственным значением

04.03

72.

Р/Р

Портретный очерк

Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка.

Знать: понятие очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части.

Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно.

07.03

73.

Обособление несогласованных определений

Обособление несогласованных определений

Знать: условия обособления несогласованных определений.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные несогласованные определения; при чтении предложений выделять обособленные несогласованные определения; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

09.03

74.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

Условия обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению. Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях. Интонационное выделение обособленных определений.

Знать: условия обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определения и приложения, относящихся к личному местоимению; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

11.03

75.

Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

Знать: условия обособления согласованных приложений.

Уметь: правильно ставить знаки препинания перед союзом как.

14.03

76.

Обобщение по теме «Обособление определений и приложений»

Повторить, обобщить, систематизировать материал, изученный по теме «Обособление определений и приложений».

Знать: теоретический материал «Обособление определений и приложений».

Уметь: применять полученные знания, умения на практике.

16.03

77.

Контрольный диктант №4 по теме «Обособленные определения и приложения»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

18.03

78.

Анализ диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему.

21.03

79.

Р/Р

Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин»

Биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве. Творческая история картины
«Портрет Ф.И. Шаляпина». Тема сочинения. План сочинения. Языковой материал для
сочинения по кар­тине. Употребле­ние разных видов односоставных предложений

Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю карти­ны «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко).

Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употреб­ляя в нем разные виды односо­ставных предложений; связно и последо­вательно излагать свои мысли

23.03

80.

Обособление обстоятельств.

Способы выражения обстоятельств. Условия обособления обстоятельств. Знаки препинания при обособленных членах. Роль обособленных обстоятельств в речи. Ошибки, связанные с употреблением обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Знать: способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; предупреждать ошибки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор предложений.

25.03

81.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

04.04

82.

Обособление дополнений и обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами

Условия обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами

Знать: условия обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами.

Уметь: разграничивать обособленные и необособленные дополнения и обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

06.04

83.

Р/Р

Контрольная работа №4

Сочинение в жанре портретного очерка

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Знать: структуру сочинения в жанре портретного очерка, признаки отбора языкового материала.

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.

08.04

84.

Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие члены предложения. Виды уточняющих членов. Признаки уточняющих членов. Обособление уточняющих членов предложения. Предложения с уточняющими обстоятельствами и неоднородными и неоднородными обстоятельствами.

Знать: понятие уточняющие члены предложения, виды уточняющих членов, признаки уточняющих членов.

Уметь: разграничивать уточняющие члены предложения; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и неоднородными и неоднородными обстоятельствами; выделять знаками препинания.

11.04

85.

Обособление уточняющих членов предложения

13.04

86.

Контрольный диктант №5 по теме «Обособленные члены предложения»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

15.04

87.

Анализ диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему.

18.04

88.

Р/Р

Урок-деловая игра «Мы делаем газету»

Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами

Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства

Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами»

20.04

89.

Р/Р

Урок-деловая игра «Мы делаем газету»


Прямая и косвенная речь. 6 ч

22.04

90.

Способы передачи чужой речи: прямой и косвенной.

Способы передачи чужой речи на письме. Прямая и косвенная речь. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте (пря­мая и косвенная речь); структуру предложений с прямой и косвен­ной речью.

Уметь: различать прямую и кос­венную речь; правильно расстав­лять знаки препинания в пред­ложениях с прямой и косвенной речью.

25.04

91.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь. Структура предложений с прямой речью. Место слов автора по отношению к прямой речи. Знаки препинания при прямой речи. Схемы предложений.

Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью.

Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; указывать глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение; ставить знаки препинания при прямой речи; составлять схемы предложений с прямой речью и предложения по схемам

27.04

92.

Диалог

Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформления диалога Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформ­ления диалогов. Диалоги в худо­жественных тек­стах. Обращения и вводные слова.

Знать: понятия диалог, репли­ка; структуру диалога; правила оформления диалогов.

Уметь: определять, сколько чело­век участвует в диалоге; записы­вать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог, употребляя в нем обращения и вводные слова.

29.04

93.

Употребление прямой и косвенной речи

Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи на письме. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Схемы предложений. Употребление.

Знать: понятие прямая и косвенная речь; структуру предложений с прямой и косвенной речью.

Уметь: разграничивать прямую речь косвенную; употреблять предложения с прямой и косвенной речью; определять формы лица глаголов говорения, которые вводят косвенную речь в предложение; ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи; составлять схемы предложений с прямой косвенной речью и предложения по схемам.

02.05

94.

Цитата как способ передачи чужой мысли. Выделение цитаты знаками препинания.

Цитата. Способы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунктуация при цитировании. Цитата. Спосо­бы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунк­туация при цитиро­вании. Сообщение по теме учебного исследования «Ко­гда цитаты заклю­чаются в кавычки»

Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформле­ния цитат на письме.

Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки пре­пинания при цитировании

04.05

95.

Контрольный диктант №6 за курс 8 класса

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему


Повторение

06.05

96.

Повторение изученного в 8 классе по разделу «Развитие речи»

Признаки текста, основные нормы русского литературного языка

Знать: теоретический материал по разделу «Развитие речи», изученный в 5-8 классах.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки.

11.05

97.

Повторение изученного по разделу «Односоставные предложения»

Односоставные предложения, обособленные определения и обстоятельства, прямая и косвенная речь.

Знать: теоретический материал, изученный 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки.

13.05

98.

Повторение изученного по разделу «Обособленные определения и обстоятельства»

16.05

99.

Повторение изученного по разделу «Обособленные определения и обстоятельства»

18.05

100.

Повторение по разделу «Прямая и косвенная речь»

20.05

101.

Обобщение по курсу русского языка в 8 классе

Знать: теоретический материал, изученный 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки.

23.05

102.

Обобщение по курсу русского языка в 8 классе



Приложение

Объекты и средства материально-технического обеспечения курса

Условные обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1экз., кроме специально оговоренных случаев, в том числе используемые для постоянной экспозиции);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.):


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная

школа

Старшая

школа

Примечание

1.

Закон «Об образовании РФ»

Д

Названные документы входят в состав обязательного программно-методического

обеспечения кабинета русского языка и литературы

2.

Стандарт общего и полного среднего образования по русскому языку

Д

3.

Авторская программа по курсу русского языка основной школы

4.

Русский язык: учебник для 8 класса. общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-12-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2011.

Д

5.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8кл»/ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М.Разумовской. - М.: Дрофа, 2010.

Д

Библиотечный фонд

Учебные пособия и методическая литература по курсу Русский язык

1.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. -М., 2000

Д

Учебники допущены Министерством образования и науки РФ.

2.

Груздева Е.Н. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова.- М., 2014

Д

3.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.

Д

4.

Никулина М.Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: 2013

Д

5.

Петрова Е.В. Русский язык. 8 класс. Итоговая аттестация. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий.- М., 2014

Д

6.

Повторение и контроль знаний. Русский язык. 8 класс. Тесты, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением/ авт-сост.: И.Н.Дубовец.- М.: Планета, 2011. - 160 с.

Д

7.

Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./ Составитель О.А.Финтисова- Волгоград: Учитель. 2004.

Д

Справочники и пособия по курсу Русского языка

1.

Александрова. Словарь синонимов русского языка.

Д

Д

2.

Бирюкова. Учебный словарь трудностей русского языка.

Д

Д

3.

Бурцева. Новый орфографический словарь-справочник.

Д

Д

4.

Бурцева. Семёнова. Словарь иностранных слов

Д

Д

5.

Бурцева. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.

Д

Д

6.

Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка.-СПб.: «Просвещение», 1994.

Д

Д

7.

Гац. Методический блокнот учителя русского языка.

Д

Д

8.

Гуськова. Популярный словарь русского языка

Д

Д

9.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Д

Д

10.

Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок.

Д

Д

11.

Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка.

Д

Д

12.

Лексические трудности русского языка.

Д

Д

13.

Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка.

Д

Д

14.

Миаков. Крючков. Орфографический словарь.

Д

Д

15.

Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Российский фондкультуры;-2-е изд., испр. И доп.-М.: АЗЪ,1995.

Д

Д

16.

Рогожникова. Словарь устаревших слов русского языка.

Д

Д

17.

Русский язык. Большой справочник для школьников.

Д

Д

18.

Русский язык. Энциклопедия.

Д

Д

19.

Саяхова. Тематический словарь русского языка.

Д

Д

20.

Семёнова. Новый краткий словарь иностранных слов.

Д

Д

21.

Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи.

Д

Д

22.

Скобликова. Обобщающая работа по орфографии.

Д

Д

23.

Тихонов А.Н.Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М.,1990.

Д

Д

24.

Ушков. Большой толковый словарь современного русского языка.

Д

Д

25.

Черных. Историко-этимологический словарь русского языка.2 тома

Д

Д

26

Чеснокова. Школьный словарь строения и изменения слов.

Д

Д

27.

Яранцев. Русская фразеология. Словарь-справочник.

Д

Д

Дидактические материалы по курсу Русского языка

1.

Дейкина. Пахнова. Русский язык. Раздаточный материал. 8кл

Ф

Используются во время выполнения практических работ

2.

Дидактический материал по русскому языку. 8 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися/авт-сост. Н.О. Крамаренко. - Волгоград: Учитель, 2007.

Д

3.

Львова. Русский язык в кроссвордах.

Д

4.

Полежаева Е.А. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. 8-й класс.- Ростов - на-Дону, 2003

Д

5.

Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку», 8-й класс.- М., 2013

Д

Печатные пособия

1.

Львова. Папка с раздаточным материалом. Схемы-таблицы по русскому языку.

Д

Д

Используются во время выполнения практических работ

2.

Таблицы по курсу русского языка.

Ф

Ф

Портреты

1.

Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19-20 в.в. (комп.)

Д

Д

Информационно-коммуникационные средства

1.

Мультимедийные обучающие программы

2.

Электронные наглядные пособия

Технические средства обучения

1.

Компьютер

2.

Мультимедийный пректор

3.

Средства телекоммуникации

Выход в Интернет

4.

Интерактивная доска

5.

Принтер

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные презентации по отдельным темам

















Лист внесения изменений и дополнений


п/п


Дата


Причины изменений

(прописываются конкретные обоснования)


Содержание изменений

Подпись сотрудника, внесшего изменения

Подпись

курирующего

администратора




































































































28


© 2010-2022