Урок литературы Д. И. Фонвизин «Недоросль» Система образов и принципы создания характеров. Проблемы гражданственности. 8 класс (2 часа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»





















Урок литературы

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Система образов и принципы создания характеров.

Проблемы гражданственности.

8 класс (2 часа)



Учитель Ерохина С.Н.
























Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Система образов и принципы создания характеров.

Проблемы гражданственности. (2 часа)


Цели: 1. Формирование знаний учащихся о принципах создания характеров в пьесе Д.Фонвизина, о проблематике данной комедии.

2. Организация деятельности учащихся по изучению системы образов,

принципов создания характеров в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Развитие самостоятельного мышления и коммуникативной

культуры учащихся.

4. Воспитание интереса к творчеству Д. Фонвизина.

Ход урока


1. Организационный момент

2. Постановка задач урока.

О значении замечательного драматурга-сатирика Фонвизина В.Г. Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина». Какой смысл вкладывал критик в эти слова, нам предстоит определить, изучив комедию «Недоросль».

3. Жизнь и творчество писателя. Выступления учащихся.

4. Слово учителя. Особенности классицистической драмы (под запись).

Драма - род художественной литературы. Предназначена для постановки на сцене.

Для классицистической драмы характерны следующие признаки:

  1. Принцип трех единств:

  • единство времени (действие развивается не более суток)

  • единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое)

  • единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено 5-10)

«Система амплуа». Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Амплуа классицистической комедии - идеальная героиня, герой любовник, второй любовник (неудачник), резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего.

«Говорящие» фамилии.

Задание учащимся. Докажите, что комедия Фонвизина - классицистическая комедия.

5. Письменная работа на знание текста.

1. Кому из героев принадлежат данные слова: «Люблю свиней…а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них такой, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой» (Тарас Скотинин).

2. Какова девичья фамилия Простаковой? (Скотинина)

3. Какие науки преподает Вральман и в качестве кого он служил прежде? (Историю, географию. Служил у Стародума кучером.)

4. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением. Процитируйте его.

5. Назовите претендентов в мужья Софье. (Скотинин, Митрофан, Милон)

6. Перечислите учителей Митрофанушки. (Вральман, Цыфиркин, Кутейкин)

7. Кому из героев принадлежат данные слова: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»? (Стародуму)

8. Какой финальной фразой заканчивается комедия и кто её произносит?

(«Вот злонравия достойные плоды», Стародум)

Взаимопроверка.

6. Герои и события комедии. Работа в группах.

Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учитель инструктирует учащихся.

1 группа Образ Простаковой

  • Кто такая Простакова? Как она относится к своему сыну и мужу? Как относится к крепостным крестьянам?

  • Как относились к образованию?

  • Почему она обучает сына?

2 группа Образ Митрофана

  • Кто такой Митрофан? Каковы основные черты его характера?

  • Чему и как обучается Митрофан?

  • Глуп ли он?

  • Как он относится к учению?

3 группа Учителя в комедии

  • Какие учителя обучают Митрофана?

  • Чему они могут научить?

  • Как к ним относятся в семье Простаковых?

4 группа Образ Скотинина

  • Кто такой Тарас Скотинин?

  • Что интересует его в жизни? Грамотен ли он? Как он относится к образованию?

  • Какие черты характера ему присущи?

5 группа Положительные герои комедии

  • Кого из героев мы можем назвать положительными в комедии? Почему?

  • Каковы взгляды этих героев на воспитание и образование? Приведите цитаты.

  • Кого из героев мы можем назвать резонёром?

7. Выступления учащихся.

8. Выводы. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди 18 столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. - Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботится о душе, а потом - об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной… Но такого закона нет. И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

(Возвращаемся к высказыванию Белинского)

- Назначения комедии - высмеивать недостатки человека и общества. Но у Фонвизина художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки традиционной комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображение в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

9. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке? О чем заставил задуматься сегодняшний урок?

- С какими проблемами столкнулись на уроке? Какие трудности испытывали?

10. Домашнее задание.

  • Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.


© 2010-2022