Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кафедра русского языка и литературы








Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка и литературы

Практическая работа

слушателя курсов

заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподающих русский язык и литературу

ГЛЕЧИК ИННЫ ВИКТОРОВНЫ

Научный руководитель -

Дорофеев Ю.В.















Симферополь - 2014

В ФГОС начального общего и основного общего образования определен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на развитие умений и навыков учащихся, применение полученных знаний в практических ситуациях.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся. В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности, словесных и наглядных, методов обучения.

Практическая работа объединяет в себе все формы познавательной деятельности:

  • Индивидуальную;

  • Фронтальную;

  • Групповую;

  • Коллективную.

Изучением уроков-практикумов занимались С.О.Караман, В.В.Онищук, М.М.Фицула, Т.В.Никишина. В своих работах они предупреждают, что практическая работа - это не перечень заданий и упражнений, которые необходимо выполнить, пользуясь пособиями. Учителю нужно позаботиться о том, чтобы ученику было приятно получать задания, обобщать и демонстрировать их во время практической деятельности, проявлять себя при этом как личность. При таком условии данный тип урока займет одно из главных мест среди всех типов уроков, поскольку исключительно практическая деятельность (которая идет после понимания теории) дает возможность не только осознать изучаемый материал, повторить, обобщить, но и реализовать себя.

Уроки-практикумы проводятся с целью подачи ученикам разносторонних и упорядоченных сведений по предмету, обучения их самостоятельно добывать знания. Работать со справочной литературой.

Основная задача уроков-практикумов - совершенствование умений, знаний и навыков. На таких уроках выполняются специально подобранные задания в основном конструктивного характера. Во время работы целесообразно разрешить ученикам пользоваться таблицами, схемами, словарями, учебниками, справочниками, алгоритмами. Урок-практикум может содержать элементы поимка, исследования, наблюдения, игры, в зависимости от материала, возраста детей, уровня предыдущей подготовки.

Используем следующую структуру урока-практикума:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока.

  2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Практическая работа:

1.Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу с комментированием, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. Обговаривание и теоретическая интерпретация полученных результатов. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, скорость и правильное выполнение задания.

Дополнительные звенья практической работы для учащихся достаточного и высокого уровня:

- формулировка собственной цели занятия;

- составление собственной инструкции для работы;

- опережающее задание (практическая деятельность вне школьного времени);

- выполнение разноуровневых упражнений на конечный результат;

- создание дополнительных познавательных ситуаций;

- создание собственных проектов, алгоритмов, отчетов по теме (перед практикумом обязательно создается «банк идей», кторый выносится на защиту, обговаривание).

Уроки-практикумы легко внедрить в учебный процесс при условии соблюдения следующих принципов:

  • Последовательность обучения: от простого к сложному. Каждое задание разрабатывается с опорой на предыдущее.

  • Доступность материала для полного понимания учащимися.

  • Гибкость и динамичность обучения.

  • Учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

  • Приемы повышения мотивации и высокой активности учащихся.

  • Разнообразие форм и видов учебной деятельности.

  • Условия развития ученика как индивида.

  • Фактор взаимодействия учителя и ученика.

  • Объективность, четкость и формализованность контроля учебной деятельности.

Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Обратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности. Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие - закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают специальные, производные комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

• знание правил выполнения действий;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

Практикум - единственная форма урока, которая способствует наиболее полной реализации требований программы по русскому языку, стандартов образования. Она дает возможность соединить несколько нетрадиционных уроков в одном, получив при этом желаемый результат и удовлетворение от полной реализации личности каждого ребенка во время урока. (Приложение 1).



Приложение 1

Виды упражнений для уроков-практикумов

I. Урок-практикум русского языка в 5 классе на тему «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном как самостоятельной части речи».

1.Работа с текстом.

Выразительно прочитать текст. Определить тему и основную мысль высказывания. Подобрать заголовок.

2.Работа в парах «На контроле» - работаем с учебником. В предложениях на месте пропусков вставить существительные в одной из падежных форм.

Разбор коллективный: 1 вариант читает предложения, 2 вариант слушает, контролирует и, если необходимо, исправляет ошибки. Записываем в тетрадь. Зачитать, что записали.

3. Работа по карточкам: 1 вариант - из 4 существительных просклонять 2. 2 вариант - определяет, где необходимо, группу существительных.

Можно пользоваться опорными карточками. Если возникают вопросы, поднять руку.

Два ученика у доски склоняют существительные степь, край.

4.Грамматический диктант. Учитель диктует слова в именительном падеже, 1 вариант записывает в родительном падеже, 2 вариант - в творительном. Обмен тетрадями, взаимопроверка. Учитель читает правильные ответы, исправляют карандашом.

5. Творческое задание: восстановить поэтические строки. Вставив на месте точек пропущенные имена существительные. Определить род, число, падеж, синтаксическую роль.

6. Языковая игра «Третий лишний».

7. Распределительный диктант: данные существительные распределить в соответствии с родом.

8.Самостоятельная работа. Записать существительные в 2 колонки: в первую те, что употребляются только в единственном числе, во вторую - во множественном.

Дополнительно: подобрать антонимы, составить предложения.

9.Работа со словарем.

10.Д/з. Составить тесты по теме «Имя существительное». 1 вариант: 5 заданий с вариантами ответов. 2 вариант: 7 заданий с конструированными ответами. 3 вариант: 9 заданий (6 с вариантами ответов, 2 с конструированными ответами, 1 - творческое задание).

II.Урок-практикум в 9 классе на тему «Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи».

1.Практический семинар «Распределение товара».

Разные виды предложений - товар. Учитель читает предложение - ученики поднимают карточку с указанием вида предложения.

2.Пороизводство «лингвистической продукции». Работа с текстом.

- Послушайте текст, дайте название. Определите тему, главную мысль. Определите тип, стиль текста. Найдите предложения с разными видами связи, выпишите, сделайте синтаксический разбор. (Возможно использование информационной карточки).

3. Конкурентная борьба:

а) провести рекламную кампанию (1 вариант - смешную, 2 вариант - удивляющую).

б) проработка орфографических материалов на время: выписать за 1 минуту как можно больше слов с орфограммами (1 группа - в корне, 2- в суффиксах, 3 - в приставках); синтаксический разбор словосочетаний; словообразовательный разбор; конкурс лингвистов-синтаксистов (методом «пресс» доказать, что предложение СС, СП, БС.

4. Домашнее задание: составить рекламу:

1 группа - ССП;

2 группа - СПП;

3 группа - БСП.

Требование: креативность, яркость, наглядность. Проза или стихи. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.



© 2010-2022