Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса по программе СКОУ VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

«Рассмотрено»



на заседании МО

учителей_коррекционного обучения__________

Протокол № __ от ____

Руководитель МО

______ _____________


«Согласовано»



Заместитель директора по УВР МКОУ «Охочевская СОШ»

________ А.Л.Бышкина

«__» ____ 2015___ г.


«Утверждено»



Директор МКОУ «Охочевская СОШ»

________ Л.Ю. Севостьянова


«Введено в действие»



Приказ № ____

от «__» _____ 2015__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



чтению и развитию речи

II ступень обучения

9 класс



Федосовой Галины Ивановны

(первая квалификационная категория)



Год составления программы 2015-2016 учебный год

Срок реализации программы 1 год.



д. 1-я Семеновка Щигровского района Курской области



Структура рабочей программы:

  • титульный лист (название программы);

  • содержание;

  • пояснительная записка;

  • содержание тем учебного курса;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • перечень учебно - методического обеспечения;

  • список литературы (основной и дополнительный)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Тематика произведений.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально - этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного.

Содержание тем учебного курса


Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».


Из произведений русской литературы ХIХ века.
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня - крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».
Из произведений русской литературы ХХ века.


М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Произведения для внеклассного чтения.
П. Ершов «Конёк - горбунок», стихотворения А. Пушкина, Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А. Чехов «Унтер Пришибеев», стихотворения С. Есенина, Э. Сетон - Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», стихотворения М. Цветаевой, Д. Даррелл»Живописный жираф».

Произведения для заучивания наизусть.
М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов, тем.

Дата по плану

Тип урока

Вводимые понятия

Примечание

1

Устное народное творчество.

Изучение нового материала.

Фольклор, устное народное творчество.

2

Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…»

Изучение нового материала.

Народные песни

3

Былины. «На заставе богатырской»

Изучение нового материала.

былина

4

Р/Р. Сочинение-миниатюра по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Развитие речи

миниатюра

5

Сказки. « Василиса Премудрая».

Объяснение нового материала.

Волшебная сказка

6

Сказка «Лиса и тетерев».

Комбинированный.

Диалогическая речь, сказки о животных.

7

Р/Р. Изложение по сказке (о животных).

Развитие речи

8

Василий Андреевич Жуковский. Литературная сказка «Три пояса»

Изучение нового материала.

Литературная сказка

9

Р/Р. Отзыв о сказке «Три пояса»

Развитие речи

Отзыв

10

Внеклассное чтение

П. Ершов «Конек - горбунок».

Комбинированный.

главная мысль произведения

11

Иван Андреевич Крылов. Басня «Кот и повар»

Комбинированный.

Басня

12

Внеклассное чтение по басням И.А. Крылова

Комбинированный.

мораль

13

Александр Сергеевич Пушкин. Страницы из биографии и творчества великого поэта

Изучение нового материала

Лицей, ссылка.

14

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая.

Комбинированный.

песнь

15

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая.

Комбинированный.

16

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья.

Развитие речи

17

Р/Р. Урок-беседа по вопросам к поэме «Руслан и Людмила».

Комбинированный.

18

19

«Барышня - Крестьянка» Чтение и обсуждение

Изучение нового материала.

Комбинированный.

повесть

20

Повторение пройденного по творчеству Пушкина

Урок - игра.

21

Письменная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Проверка знаний

22

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Лермонтов - художник и поэт»

Изучение нового материала.

23

Стихотворение «Тучи»

Комбинированный.

Тема одиночества

24

Баллада «Морская царевна»

Комбинированный.

баллада

25

26

Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь», или «Утопленница». Чтение и анализ произведения.

Изучение нового материала.

Комбинированный урок

Добро и зло в повести

27

Р/Р. Работа по картинам А. И. Кунджи «Украинская ночь»» и И. Н. Крамского «Русалка»

Комбинированный.

живопись

28

Письменная работа по повести Н.В. Гоголя.

Развитие речи

29

Николай Алексеевич Некрасов «Рыцарь на час»

Комбинированный.

лирика

30

Н. А. Некрасов. Поэма «Саша»

Комбинированный.

поэма

31

Выразительное чтение стихотворений Некрасова .

Комбинированный.

32

Афанасий Афанасьевич Фет «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…»

Комбинированный.

33

Антон Павлович Чехов Рассказ «Злоумышленник»

Объяснение нового материала.

Читать осознанно, правильно, выразительно.

34

Рассказ «Пересолил»

Комбинированный.

Читать осознанно, правильно, выразительно.

35

Р/Р. Рассказ по плану («Пересолил»)

Комбинированный.

Пересказывать текст по плану полно и выборочно

36

Внеклассное чтение А.П.Чехов «Дом с мезонином»

Комбинированный.


37

Литература 20 в.

Максим Горький «Песня о Соколе»

Изучение нового материала.

Антитеза, бесстрашие и трусость, высокие идеалы и бездуховность.

38

Р/Р. Урок выразительного чтения.

Развитие речи

39

Владимир Владимирович Маяковский «Необычное приключение…»

Изучение нового материала.

неологизмы

40

Марина Ивановна Цветаева.

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…», «Вчера ещё в глаза глядел»

Изучение нового материала.

Лирический герой лирики Цветаевой

41

Урок выразительного чтения стихотворений М. Цветаевой.

Развитие речи

42

Константин Георгиевич Паустовский «Стекольный мастер»

Изучение нового материала

43

Урок заучивания отрывка из рассказа «Стекольный мастер»

Повторение.

44

Внеклассное чтение по рассказам К. Паустовского.

Комбинированный.

45

Сергей Александрович Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Изучение нового материала.

Лирика природы

46

Р/Р. Сочинение по плану «Нивы сжаты, рощи голы…»

Развитие речи

47

Творчество С. А. Есенина «Собаке Качалова»

Комбинированный урок

Адресаты стихотворений

48

Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека»

Рассказ в рассказе

49

Р/Р. Беседа по содержанию рассказа «Судьба человека» Изложение.

Развитие речи

50

Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб»

Изучение нового материала.

Тема труда в рассказе

51

Р/Р. Составление словесного портрета литературного героя.

Развитие реи.

Портрет литературного героя

52

Николай Михайлович Рубцов «Тихая моя родина»

Объяснение нового материала.

53

Н.М. «Русский огонек», «Зимняя песня»

Комбинированный урок

54


55

Юрий Иосифович Коваль «Приключения Васи Куролесова» главы 1-5

Главы 5, 6, 7. Ответы на вопросы.


Изучение нового материала.

Комбинированный.

Смысл названия

56

Письменная работа по произведению Коваля.


57

Урок-повторение. По страницам русской литературы.

Комбинированный.


58

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Роберт Луис Стивенсон Баллада «Вересковый мед»

Изучение нового материала.

баллада

59

60

Эрнест Сетон-Томпсон «Снап», «История бультерьера» 1-2 части.1

3 часть

Изучение нового материала

61

Р/Р. Составление плана к рассказу «Снап» Пересказ содержания по плану.

Комбинированный.

62

Джеральд Даррел (1925-1995) «Живописный жираф»

Изучение нового материала.

Смысл названия

63

Урок-беседа по рассказу «Живописный жираф»

Урок закрепления знаний

Развитие речи.

64

Р/Р. Сравнительная характеристика литературных героев.

Развитие речи

Полный пересказ и выборочный. Сравнительная характеристика.

65

Внеклассное чтение по зарубежной литературе.

Комбинированный.

66

67

68

Повторение.

Комбинированный.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.






Перечень учебно-методического обеспечения




  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. - М.: Владос, 1999. - 256 стр.

  2. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. - М.: Ковчег, 2005. - 54 с.

  3. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  4. Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 416 стр.

  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: ТЕРРА, 1998.

  6. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  7. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр.

  9. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2011. - 223 стр.

  10. Чтение: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Владос, 2015. - 239 стр.



© 2010-2022