Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока ( 9 класс)

Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: инновационный урок

Цель урока: постичь мир лирического героя Лермонтова, соотнести его с произведениями музыки и живописи, провести небольшое исследование на материале стихотворений Лермонтова и рассмотреть философские проблемы: добро и зло, жизнь и смерть, счастье, смысл человеческой жизни.

Задачи урока:

  • обучающие:

  • совершенствование навыков лингвопоэтического анализа художественного произведения;

  • учить восприятию художественного текста как процессу творческому, который находится в зави­симости от читательского искусства;

  • развивающие задачи:

  • развивать эмоциональную сферу обучающихся, воображение, умение самостоятельной работы с художественными текстами;

  • развивать у учащихся чувство языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову, вырабатывать навыки культуры речи

  • воспитательные задачи:

  • формировать умение вступать в диалог с текстом произведения, осуществлять единство нравственного и эстетического воспитания.

Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, свечи, сборники стихов, раздаточный материал (рефлексивная карта), репродукции картин: Врубель "Ангел с кадилом и свечой", Леонардо да Винчи "Благовещение", музыка: С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!»

Дж. П. да Палестрина « Месса папы Марчелло», видеоклип (Виктор Попов «Ангел летел»)

.



Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Слово учителя:

Каждый читатель находит в поэзии М.Ю. Лермонтова близкое себе, видит его то сдержанным и страстно откровенным, то бунтующим и усталым, то доверчивым и презрительным. Нас поражают мятежная энергия и жажда тишины, сливающиеся в поэте.

С юных лет он готов был принять жизнь со взлётами трагедии, со страданием. Однако ему уда­валось запечатлеть в «храме души» лирического героя и редкие минуты благоговения, счастья.

М.Ю. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком загадочной, «странной», высокой, трагической судьбы. Бесстрашный самоанализ, напряжённое самопознание, погружение во внутрен­ний мир стали для него мучением.

В лирике М.Ю. Лермонтова с необычайной яркостью обнаруживается двойственность сознания героя - тяготение к идеальному миру, к совершенной красоте, тоска по земному счастью, человече­скому участию и разочарование в морали «света», в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия, сознание безнадежности своей мечты. В центре лирических произведений оказывается не­прерывный процесс внутреннего размышления.

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке

3. Видеоклип (портреты М. Ю. Лермонтова, Врубель «Ангел со свечой», кадры из фильма Н. Бурляева «Лермонтов», музыкальная композиция в исполнении Виктора Попова «Ангел летел»)

4.Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке.

Раздаются бланки проективной методики: «Я - автор своего образования и соавтор урока»

Учащимся предлагается закончить предложения:

  • Этот урок является для меня…

  • Мне хотелось бы на уроке…

  • Я чувствую (ощущаю)…

Учитель предлагает ученикам задать (вписать) вопросы, важные для них и связанные с контекстом урока. Учащиеся, согласно предложенному образцу , формулируют образовательные запросы к ситуации урока.

5. Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме и цели урока.

6.Проблемная ситуация взаимодействия с художественным текстом:

Педагог предлагает прочитать и обсудить стихотворение Лермонтова « Ангел». Процесс взаимодействия здесь- это процесс перевода данного произведения в собственный текст, индивидуальный для каждого ученика. Ученики делятся своими интерпретациями стихотворения, своим отношением к нему.

Ангел

1831

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.


Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Вопросы после первого прочтения художественного текста:

  • Каким настроением проникнуто произведение?

  • Какие чувства вы испытывали, слушая текст?


7. Работа в группах с текстом художественного произведения:

  • Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;

  • словарная работа (ангел, внимали, святая, непритворна, душа, мир, томилась, младой, чудным)

  • Ответить на вопросы:

    • Что мы узнаем о песне, которую пел ангел? Какое художественное средство здесь употребляет поэт?

    • Что значит «святая»?

    • О чем пел ангел?

    • В чем секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?

    • Каким же рисуется образ земли в стихотворении?

    • Что ощущала душа, принесенная ангелом на землю?

    • В 3 строфе говорится и о состоянии «души молодой». Что в этой душе таится?

    • О каком ангеле идёт речь в стихотворении?

    • Ангел ли «главный герой» одноимённого стихотворения?

    • Почему стихотворение об участии человека названо «Ангел»?

    • С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

  • 8. Подведение итогов работы в группах

АНГЕЛ (символ)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)НЕБО ПОЛУНОЧИ ПЕСНЯ

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

МРазработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)есяц, звёзды, тучи ВНИМАЛИ тихая, святая

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)о блаженстве безгрешных духов

хвала НЕПРИТВОРНА

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)МЛАДАЯ ДУША ЗВУК песни

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)ЖИВОЙ

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)ТОМИЛАСЬ МИР печали и слёз СКУЧНЫЕ песни

земли

6. Культуроведческий аспект (звучит Всенощное бдение С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!», Дж. П. да Палестрина « Месса папы Марчелло»)

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины М.Врубеля "Ангел с кадилом и свечой". Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой", но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Ангел, несущий благую весть.

Одна из картин великого Леонардо да Винчи на эту тему - это "Благовещение", которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо - загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению "Ангел"?

7.Работа в группах

Педагог предлагает прослушать и поработать в группах ещё над одним стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды».

Небо и звезды

1831

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!

Чем ты несчастлив?-
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо-
Звёзды и небо!- а я человек!...

Люди друг к другу
Зависть питают,
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.


  • Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;

  • Ответить на вопросы:

  • О чём это стихотворение? О небе и звёздах?

  • Какую проблему ставит, по-вашему, поэт?

  • В чём конфликт? Что это - «завидую звёздам»?

  • Каким вы себе представляете лирического героя?

  • Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?


  • 8. Подведение итогов работы в группах

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

ЧИСТО небо

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

ЯСНЫ звёзды

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

ЯСНЫ, как СЧАСТЬЕ ребёнка

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)


Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

Что ЗВЁЗДЫ и НЕБО тем Я НЕСЧАСТЛИВ

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)а Я ЧЕЛОВЕК

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)

ЛЮДИ ЗАВИДУЮ

ЗАВИСТЬ звёздам

друг к другу

Разработка урока литературы. Философская лирика М. Ю. Лермонтова (9класс)?

«?»- после анализа текстов ученики каждый на своём уровне приближаются к авторскому замыслу и понимают, что герой ранней лирики Лермонтова пребывает между двумя мирами -небом и землёй,- но поскольку ни один из них не опознан в полной мере, то они остаются до конца недоступны ему.

Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, затрагивая тему одиночества людей, их несчастий, неразгаданной ими тайны мироздания.

Учитель должен показать детям, что ему интересны их точки зрения, их ценности, их участие в решении учебной задачи.

ВЫВОД: Лирический герой разрывается между двух миров - Землёй и небом.Если изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и землёй.

Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.

У лирического героя Лермонтова нет дома, он одинокий бесприютный странник. Достаточно вспомнить образы, созданные поэтом и хорошо знакомые вам: Белеет парус одинокой / Тучки небесные… Вечные странники; Ночевала тучка золотая/ На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя. Таким же будет Печорин в «Герое нашего времени» - живёт вне дома, он всё время перемещается, даже умер в дороге. Не исключением является и лирический герой данного стихотворения.

Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических. Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя - одиночество и разочарование.

Такое состояние лирического героя называется двоемирием.

9. Рефлексия урока. (заполнение рефлексивной карты (см. приложение)

10. Домашнее задание:

Творческое задание :

Сочинить художественную зарисовку «Все мы в мире странники»

В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».

  • Если бы вы создавали фильм по мотивам этого стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы?

  • Что главным было бы в этом фильме?

  • В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения

«Благодарность».

1840

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

8



© 2010-2022