Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме Буквы А и О в корнях -кас-- -кос-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15 г. Юрги»







Урок русского языка в 6 классе по теме

«Буквы А и О в корне -кас- - -кос-»

(в соответствии с требованиями ФГОС)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Малькова Евгения Владимировна



Юрга, 2016

Тема урока: «Буквы А и О в корне -кас- -- -кос-»

Учебник: Русский язык. 6 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Цель урока: создание условий для приобретения знаний по теме "Буквы О - А в корнях -кас- -- -кос-" .

Планируемые результаты:

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.

Метапредметные: определять цели предстоящей учебной деятельности, взаимодействовать в паре и группе, уметь слушать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение, работать самостоятельно.

Личностные: формирование интереса к русскому языку и мотивации к обучению, обогащение словарного запаса.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа

ционный момент

Приветствует учащихся, создаёт положительный настрой, проверяет готовность к уроку. (Метод «Приветствие»)

Приветствуют учителя, записывают дату.

2.

Актуализация знаний

Создает проблемную ситуацию:

Давайте посмотрим на два однокоренных слова

Прикосновение и прикасаться.

Как вы считаете, почему в однокоренных словах мы видим разные гласные буквы? От чего зависит написание гласной в этих корнях?

Размышляют и высказывают предположения.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполага

ние

Задает вопросы:

-Чем сегодня мы займёмся на уроке?

- Какая у нас будет цель и темы урока?

Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корней -кас- -- -кос-

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -кас- -- -кос-

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятельности. Формирование ожиданий ученика.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня нам предстоит мы провести исследование и выясним правило написания в русском языке корней --кас- -- -кос-

Предлагает учащимся выбрать стикер и написать на нём свои ожидания от урока (метод «Список покупок».

Узнают о сюжетной линии урока.

На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Учебная деятельность

Используя метод «Мозговой штурм», подводит учащихся к формулировке правила.

Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы.

Проверим.

Посмотрите на слова, записанные на слайде.

Что объединяет слова в правом столбике? В левом?

Найдите закономерность.

касаться коснуться

касание прикосновение

прикасается неприкосновенный

соприкасались соприкоснулись

(приведены свои примеры слов)

Создает проблемную ситуацию:

- Обратите внимание на слова, размещенные на слайде. Во всех ли словах корни -кос- - кас- являются корнями с чередованием?

Прикасался, косолапый, косил косой, костлявый, касание, длинная коса.

Как называются такие корни?

Выдвигают версии выбора орфограммы.

Называют порядок действий при выборе орфограммы.

Под руководством учителя проводят исследование (анализируют написание слов)

и формулируют правило.


Устно приводят свои примеры.

Делают вывод об омонимичных корнях. Объясняют лексическое значение корней. Формулируют правило о проверки этих корней ударением.

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

6.

Закрепление изученного

Запишите их в два столбика (А и О).

Кас..юсь, к..снитесь, к..сание, соприк..снуться, к..сательная, прик..снулась, неприк..саемый, прик..сновение.

Теперь давайте проверим.

Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов.

1 столбик

КасАюсь, кАсание, кАсательная, неприкАсаемый.

2 столбик

КОснитесь, соприкОснуться, прикОснулась, прикОсновение.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

7.

Физминутка

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения. Физминутка.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

8.

Обобщение изученного:

Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение № 184

Даёт рекомендации по выполнению.

Зачитывают задание.

Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Графически обозначьте условия выбора данной орфограммы.

Выполняют упражнение письменно.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.

Контроль усвоения материала

Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На «крыльях» доски в 2 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

Задаёт вопросы:

- Проверяются ли ударением слова с корнями -кас- -

-кос-?

- Почему при написании важно учитывать значение корня?

По «цепочке» выходят к доске и выполняют задание.


Отвечают на вопросы.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи.

10.

Подведение итогов урока

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу.

Анализируют свою работу и работу класса на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11.

Дифферен-цированное домашнее задание

Объясняет технологию выполнения домашнего задания. Уровень А - упражнение №189, уровень В - дополнить упражнение 189 своими примерами, уровень С - составить распространённое предложение со словами из упражнения 189 и выполнить их синтаксический разбор.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия

Метод «Смайлики»

Предлагает на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать весёлый или грустный смайлик и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.



Список использованной литературы:


  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2009

  2. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя. - М.: «ВИТА-ПРЕСС», 2008

  3. Русский язык, 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - Изд. 5-е дораб. - М.: «Просвещение», 2015.

© 2010-2022