Дидактический материал по русскому языку 1-4 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Урусовский ЦО»

Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Дидактический материал по теме «Повторение изученного материала за курс начальной школы»

( для обобщения и ликвидации пробелов в знаниях основного материала по русскому языку за курс начальной школы)

Тексты с применением орфографических правил и правил постановки знаков препинания учебной программы по русскому языку ( 4кл.)

Работу выполнила

учитель начальных классов

Шарифулина Е.Н.

2015-16 г.

Пояснительная записка к работе:

Очень важно вызвать у детей желание овладеть родным языком, который способен «творить чудеса» .
(К.Г.Паустовский)

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.д.
Первые шаги школьника на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Хочется преподавать детям русский язык так, чтобы они поняли и почувствовали всю его силу. красоту, и гармонию, чтобы были грамотными и умели излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Представленный мною дидактический материал по теме «Повторение изученного материала за курс начальной школы», предназначен для обобщения и ликвидации пробелов в знаниях основного материала по русскому языку. Данное повторение может быть организовано в любом классе начальной школы. Всё это возможно благодаря подбору специальных текстов и грамматических заданий.

Основная цель представленных материалов - дать возможность младшему школьнику поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить пройденный материал, развивать умения обобщать и делать выводы, на основе прочитанного и изученного ранее, исключить возможность необоснованного страха перед новыми заданиями в дальнейшей деятельности при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
Разнообразные задания, предложенные к упражнениям, позволяют определить степень усвоения изученного материала по всем основным разделам русского языка, изучаемым в начальной школе. Представленный дидактический материал предполагает широкий диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки до достаточно трудных случаев, требующих глубоких знаний. Каждое Упражнение состоит из двух заданий: варианта 1 и варианта 2.Основным является задание варианта 1.Его правильное выполнение позволяет судить о знании учеником основных орфограмм и правил постановки знаков препинания русского языка в объёме начальной школы. Задание, идущее, как вариант 2, может быть предложено учителем для выполнения при повторении одной или нескольких тем, так как имеет семь номенаций, соответствующих основным разделам курса русского языка изучаемым в 1-4 классах начальной школы.
Система вопросов и заданий к текстам формирует интеллектуальные и речевые возможности детей, а также способствует формированию и развитию информационно - коммуникативной компетенции обучающихся, что является, на мой взгляд, актуальным в современном образовании.
Надеюсь, что составленный дидактический материал поможет поддержать желание детей учиться, познавать, творить и совершенствоваться в изучении русского языка.






Упражнение 1

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Наступила долг…жданная искристая снежная зима. Глубокий рыхлый лё…кий сне… п…крыл землю. Толстый но уд…вительно пр…зрачный лёд л…жит на реках. Дети надели шу…ки ша…ки варе…ки и поб…жали на л…сную п…лянку. Они играют в сн…жки, лепят из снега сн…говиков и при этом радос…но см…ются. Моро… им не страшен.

Вариант 1

2.Найди и выпиши слова с непроизносимыми согласными в корне слова, к каждому найденному слову подбери и запиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.

Вариант 2

2. Найди и выпиши слова с безударными гласными в корне слова, к каждому найденному слову подбери и запиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.

Вариант 3

2. Спиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Л...пата, м...шина, к...ньки, с...поги, пл...ток, п...льто.

Используя словарные слова, придумай продолжение рассказа.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж тех имен существительных

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах коньки, лёд

Упражнение 2

1. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.

Яркое в…се……ее со...нце осв...тило д…ма и пр…легающие окрес…ности. 2) Хрус...нула сухая старая ветка на в…рш…не с...сны. 3) Прол...тела прелес...ная разноцветная птичка. 4) П…стухи гонят стада к…р…в …вец л…шадей на в…сенние з...лёные пас...бища.

Вариант 1

2.Найди и выпиши слова с непроизносимыми согласными в корне слова, к каждому найденному слову подбери и запиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.

Вариант 2

2. Найди и выпиши слова с безударными гласными в корне слова, к каждому найденному слову подбери и запиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.

Вариант 3

2. Спиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Л...пата, м...шина, к...ньки, с...поги, пл...ток, п...льто.

Используя словарные слова, придумай и запиши два предложения.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж тех имен существительных

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах коньки, лёд

Упражнение 3

1.Прочитать текст. Разбить его на предложения. Списать текст, ставя нужные знаки препинания.

Был ли ты зимой в лесу в зимнем лесу тихо ели повесили тяжёлые лапы берёзки склонились к земле всюду большие сугробы снега красиво.

Вариант 1

2. Записать все гласные буквы, встречающиеся в тексте, которые обозначают два звука. Придумать по одному слову, начинающемуся с этих гласных.Сделать звуко-буквенный разбор одного из слов.

Вариант 2

2. Составить и записать одно восклицательное предложение о своей школе, используя слова для справок:

уч…ники,учит…ль,зв…нок,р…бята.

Вариант 3

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж тех имен существительных

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. Сделать звуко-буквенный разбор в словах коньки, лёд

Упражнение 4

1. Прочитать текст. Разбить текст на предложения. Списать текст, ставя нужные знаки препинания.

В субботу пошёл я на лыжах в лес день был солнечный, морозный скоро выехал я на большую поляну посреди поляны растут высокие берёзы на берёзах сидят тетерева интересно наблюдать за этими птицами.

Вариант 1

2. Разобрать по составу следующие слова: солнечный, интересно, поляны.

Вариант 2

2.Сделать звуко-буквенный разбор слова берёзы.

Вариант 3

2. Составить и записать одно вопросительное предложение о здоровье своего товарища.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж имен существительных

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах коньки, лёд

Упражнение 5

1. Списать текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

И дом твой и улица твоя и город твой и мать и отец и все родные все друзья - это и есть Родина. И ещё Родина - это твои любимые берёзки этот утренний туман птичий гомон в лесу подснежники . Все это вместе Родина, которую надо любить хранить защищать от врага.

(По Б. Н е м е н с к о м у . )

Вариант 1

2. Списать слова и выделить в них общую часть. Как они называются.

Потеплело, тёплый, тепло.

Вариант 2

2. Составить и записать предложение, употребив в нем название города и реки. Имена существительные подчеркнуть. Как называются имена существительные обозначающие названия городов, сёл, рек, клички животных и т.д.:

А) нарицательные; Б) собственность; В) собственные.

Выбери правильный ответ и обведи его кружочком.

Вариант 3

2. Разобрать по составу слова медведь, потеплело.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж тех имен существительных

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах коньки, лёд.

Упражнение 6

1.Списать текст,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Праз…ник книги

В дни в...сенних к…никул в нашей школе пр…ходит праз...ник книги. В это время в библиотеке устраиваются выставки конкурсы. Ребята разучивают песни стихи ска...ки рассказы. Жюри выбирает самого лучшего чт...ца.

Вариант 1

2. Из первого предложения выписать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, с непроизносимой согласной в корне слова.

Вариант 2

2. Придумать и записать по одному существительному женского и среднего рода. С любым именем существительным составить и записать предложение.Определить падеж.

Вариант 3

Записать рядом с существительными мужского рода существительные женского рода.

Медведь - . . . . Ткач - . . . . Наладчик - . . . .

Письменно просклоняйте любое имя существительное.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж имен существительных во всём тексте.

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах

Упражнение 7

1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ах, как красива наша белочка! Хвост дли… …ый пуш…стый. Пер..прыгивает она с ветки на ветку. Схватит рыжая шалунья в ла…ки еловую ш…шку и начнёт выбирать вкусные полезные сем…чки. Но главная еда у белок с ос…ни запас…на в дуплах высоких старых д…ревьев. Там и ж…луди и гр…бы и …рехи.

(По Г. С к р е б и ц к о м у и В. Ча п л и н о й . )

Вариант 1

2. Измените первое предложение так, чтобы оно стало вопросительным. Запишите его.

Вариант 2

2. Найти и записать слова из словарика, обозначающие ягоды и фрукты.

Подчеркнуть в них изученные орфограммы.

Вариант 3

2. Разобрать по составу следующие слова: белочка, запасена. Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж имен существительных во всём тексте.

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах главная, шишка.

Упражнение 8

1. Прочитай текст.Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Х…роша ру…кая зима! Мы любим её за крас…ту м…розы сугробы. …собе…но за то, что зимой можно бр…дить на лыжах по л…сным прос…кам мчаться на к…ньках по звонкому л…ду к…таться на санках. Зима радует бодрит и зак..ляет наше зд…ровье!

Вариант 1

2.Найди и выпиши слова, обозначающие действие предмета. На какие вопросы они отвечают? Каким членом предложения являются?

Вариант 2

2. Найди и выпиши слова с безударными гласными в корне слова, к каждому найденному слову подбери и запиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.

Вариант 3

2. Спиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Л...пата, м...шина, к…ртофель, су……ота, к…стёр, веч…р.

Используя словарные слова, придумай продолжение рассказа. Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж имен существительных во всём тексте.

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах здоровье, вечер.

Упражнение 9

1.Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Дети залюб…вались морем. Оно и…меняется на глазах каждый час. Море может быть тихое г…лубое. Но внезапн… нал…тит буря оно грозно пер..менится. Ветер нагонит волны закричат трево…но ч…йки. Пр(и\е)бой с громом ра…бивается о берег.

Вариант 1

2. Выписать однокоренные слова столбиками. Подчеркнуть корень.

Обед, застрелил, стрела, светлый, перестрелка, обедали, осветили, подстрелил, светло, засветил, стрелок.

Вариант 2

2. Подобрать по два однокоренных слова.

Слизал -. . . . . . . .

Слезал - . . . . . . . .

Вариант3

2.Из последнего предложения выпишите словосочетание и обозначьте главное (х) слово. Задайте от него вопрос к и второстепенному слову.

Вариант 4

2.Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Вариант 5

2. Указать склонение и падеж имен существительных во всём тексте.

Вариант 6

2. Выписать глаголы, указать спряжение, время.

Вариант 7

2. сделать звуко-буквенный разбор в словах буря, берег.

Список использованной литературы:

  • Быстрова Е. А. Подходы и принципы обучения русскому языку / Е. А. Быстрова // Обучение русскому языку в школе. − М.: Дрофа. 2004. − С. 40−65.

  • Пахнова Т. М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2012. - №11. - С. 8 - 13.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт //standart.edu.ru/

  • Краткий справочник важнейших правил, законов и дат. Ассоциация «Издатель» Издательство «Северный Кавказ». 1995 год

  • В. А. Шукейло. Русский язык Сборник проверочных и контрольных работ.1-4 классы. «Вентана Граф». 2005 год

  • Ф.Д. Костенко. «Повторение и учёт знаний по русскому языку». Из опыта работы. Москва. «Просвещение»



© 2010-2022